Десять лет после дембеля. Глава 3

     На фото: Ермаковский (с 1995 Аксуский) ферросплавный завод.

     *****

     Глава 3


     После получения нового паспорта я вновь приехал на завод и оформился на работу составителем вагонов. Приняли по четвёртому разряду. Эта процедура заняла у меня два дня: я прошёл инструктаж по технике безопасности, получил спецодежду.
     16 января 1969 года началась моя трудовая деятельность после армии.
     В специфику своей деятельности я вник быстро: та же самая железная дорога, только в малом масштабе.

     Ещё в детстве меня, мальчишку, всегда занимал вопрос: как рулят на железной дороге? А когда узнал, что у тепловозов нет руля, это оказалось для меня неожиданным открытием. Постепенно я узнал, что все тепловозы независимо от того, тянут ли они пассажирские вагоны или грузовые, — движутся по рельсам только вперёд или назад, а чтобы изменить направление движения, применяются специальные, вмонтированные в рельсы в строго определённых местах подвижные устройства, называемые стрЕлками. С их помощью железнодорожные составы перегоняются с одних путей на другие и продолжают движение в нужном направлении. Стрелки переводятся двумя способами: вручную или автоматически, с помощью электропривода по команде диспетчерской службы. Теперь я узнал, что на заводских путях все стрелки были ручные.

     Ферросплавный завод — это сложнейший комплекс, расположенный на большой площади. Его проектная мощность — 48 плавильных электропечей (12 цехов по четыре печи в каждом цехе). Когда я устроился на работу, работал только один плавильный цех с четырьмя печами.
     Для нормальной работы любой из этих гигантских, высотой с двадцатиэтажный дом, печей необходимы три основных компонента: первый — это кварцит (кремнистая горная порода), второй — металлолом (чаще всего применялась металлическая стружка) и третий компонент — это кокс.

     Всё перечисленное прибывало на завод в грузовых открытых, имеющих высокие борта, вагонах из самых различных городов и областей всего СССР. Здесь эти вагоны с помощью тепловоза загонялись в огромный цех шихты и разгружались: металлолом   — в отсек к металлолому, кокс — к коксу, кварцит — к кварциту. Рабочие цеха шихты смешивали эти компоненты в определённых соотношениях между собой, после чего отправляли смесь (шихту) по конвейеру в плавильный цех, к печам. 
     После плавки жидкий металл разливался в специальные формы, и после охлаждения отправлялся в цех готовой продукции.
     Что же представлял собой ферросилиций? Это был странный сплав серебристого цвета. Странность состояла в том, что металл по своим свойствам был хрупким, как лёд. Когда готовый ферросилиций загружался в вагон, грузчики кувалдами били по металлическим чушкам и дробили их на мелкие, величиной с кулак, куски. Я знал, что этот металл применялся в оборонной промышленности: даже небольшая его добавка в другие сплавы, делала их необычайно твёрдыми, легированными. 

     В чём же заключалась моя работа? Я получал от диспетчера завода задания: какие вагоны куда доставлять, какие вагоны из какого цеха вытаскивать и тому подобное. Основная трудность в работе состояла в том, что постоянно, как только вагоны оказывались в нужном месте, надо было спускаться с тепловоза и отцеплять их, дёргая за специальный рычаг у сцепки  вагона. И ещё нужно было следить за тем, чтобы перед движущимся вагоном не было никаких препятствий. Также в мои обязанности входила работа по переводу стрелок на путях. В ветреную погоду стрелки заметало снегом и их приходилось постоянно очищать. Работа предусматривалась сменная: двенадцать часов в день, потом через сутки двенадцать часов в ночь, после этого двое суток отдыха.

     Бывали смены, после которых я не чувствовал ног: это когда на завод поступало вагонов двадцать с коксом, стружкой и около десятка думпкаров с кварцитом. Думпкары — это специальные полувагоны для перевозки сыпучих грузов, оборудованные пневматическими механизмами для разгрузки. Все вагоны и думпкары мы беспрерывно расталкивали для разгрузки по цехам, затем порожняк вытаскивали на запасный путь, а в цеха снова загоняли полные вагоны. Кроме этого из ЦГП — цеха готовой продукции — забирали платформы (вагоны с невысокими бортами), загруженные ферросилицием, попутно загоняя туда для новой  загрузки пустые.

     В первые дни я выучил жесты сигнализации, потому что даже сильный голос составителя из-за шума работающих двигателей тепловоза машинисты услышать не могли.  Основных жестов три: движение правой поднятой рукой вправо-влево (примерно такое, как при прощании с отплывающим кораблём) — это команда тепловозу «двигаться вперёд»; такое же движение, только опущенной вниз рукой — команда «двигаться назад»; «остановка» — вращение рукой по кругу. Ночью эти же команды выполнялись специальным электрическим фонарём, которые выдавались составителям.
     Помню, с каким трепетом я нёс домой первую зарплату, полученную на заводе. Родители, не сговариваясь, заявили, что на свою зарплату я должен одеться. Я сразу заказал в ателье пошив пальто с шалевым воротником и брюки (модными тогда были «дудочки»), купил какую-то шапку-папаху и туфли, в которых можно было ходить зимой. Вскоре я выглядел не хуже своих сверстников.

     В один из дней я неожиданно встретился на улице со Славиком Топко. До армии мы вместе играли в одном ансамбле «Мечта». Слава сказал, что наш ансамбль продолжает существовать, но только проводит репетиции не в ДК «Строитель», как раньше, а в районном доме культуры (РДК).
     — Кстати, у нас сейчас нет гитариста,— сказал Славик, — приходи, тряхнём стариной. Ребята будут рады.

     РДК находился в старой части Ермака (это сюда мы с братом Лёвой в детстве бегали смотреть кинофильмы в переполненный зал), поэтому мне нетрудно было пройтись  вечером к ребятам и посмотреть, как обстоят здесь дела на музыкальном поприще. Кроме Славика, здесь находились Коля Каулин, Боря Дудик, Витя Ермаков и две незнакомые девушки, видимо, певицы.
     — О! Кто к нам пришёл! Лёшка, ты почему глаз не кажешь? Пришёл из армии и загордился? — загалдели наперебой ребята. Я заметил, что они уже немного навеселе.
     — Ничего не загордился, вот немного отдышался после армии и заглянул.
     — Играть не разучился? — хитро прищурился Коля Каулин.
     — Играл всегда, играл везде — и никаких гвоздей! — пошутил я.

     Славик достал из какой-то тумбочки бутылку объёмом чуть меньше литра с красным вином и разлил часть содержимого по стаканам.
     — Ну что? Выпьем за встречу! За старых друзей! — предложил он.
     Я, немного смущённый тёплой встречей своих приятелей, взял стакан. Мы звонко чокнулись и выпили. Вино мне понравилось, хотя это был недорогой портвейн. Девушки особого приглашения не ждали и тоже выпили вино, при этом даже не поморщились. Для меня это было непривычно.

     Захмелевшие ребята наперебой стали рассказывать о новостях, которые произошли в музыкальной жизни города за время моего отсутствия, узнал я и о некоторых других событиях.
     — Знаешь, почему мы играем здесь, в этом захолустном клубе, а не в «Строителе»?— начал рассказывать Коля. — Приняли туда нового директора, Вишнякова, и он начал качать нам свои права: почему репетиции не по расписанию, почему поддатые приходите на занятия, то придрался, что на танцах плохо играем,— в общем, поскандалили и с осени ушли сюда. И мой отец с духовым оркестром тоже здесь.
     — А кто там сейчас играет по вечерам? — спросил я.
     — Никто. Магнитофон. Мы свою аппаратуру забрали с собой, а там остались только барабаны и две гитары.
     — Так, давайте ещё по грамульке, — предложил Славик и разлил остатки вина.
     Мы выпили. Ребята взяли инструменты и заиграли. Одна из девушек подошла к микрофону и запела. Песня звучала красиво и пела девушка неплохо. Когда закончили играть, Славик обратился ко мне:
     — Бери гитару, она лежит в подсобке, попробуем вместе.

     Я взял гитару, настроил её, и мы вместе заиграли одну из тех мелодий, которые играли до армии. Потом стали играть следующую. И так до конца репетиции. Когда стали расходиться, Коля сказал:
     — Давай, Лёня, не раздумывай, приходи, будем играть.
     Его поддержали остальные ребята. Я согласился. Наши занятия стали проходить два раза в неделю.

*****

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/02/29/2085


Рецензии
Леонид, приветствую! С праздником Защитника Отечества - Днем СА и ВМФ!!!
Хочу подготовить новый выпуск Альманаха "МОЯ АРМИЯ"! Если не против, возьму туда 1-е три главы! И их же повторю в Нашем журнале "НЖ", затем - остальные под рубрикой "Армия. Солдатская страничка".
С наилучшими пожеланиями,

Игорь Лебедевъ   24.02.2017 22:41     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Игорь! Спасибо за поздравление! Рад видеть Вас на своей страничке!
Сам я на сайте сейчас бываю крайне редко - возраст берёт своё...
По поводу Вашего предложения - не возражаю.
Успехов Вам в творчестве!
С уважением -

Леонид Николаевич Маслов   25.02.2017 11:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.