Алексей Смирнов

Грани и кадры

28 февраля 1920 - 7 мая 1979. Заслуженный артист РСФСР (1976).
Кавалер Ордена Боевой Славы II, III степени, ордена Красной звезды, медалей «За отвагу» и «За боевые заслуги» (всего 11 боевых наград).

У него была тяжелая жизнь.
Как? При такой-то легкости экранного бытия? Весельчак, хулиган, обжора, любимец миллионов?! Уникум, способный рассмешить всех одною фразой, одним жестом, одной мимической ужимкой… Да просто - втиснутой в экран «будкой» Лопуха («Новые приключения Дони и Микки» 1973), Верзилы-напарника и покупателя-интеллигента («Операция «Ы» и другие приклбчения Шурика» 1965), ненасытика Бобыля («Весенняя сказка» 1971), нэпмана Кудеяра («Золотые часы» 1968), матроса Кныша («Полосатый рейс» 1961), бандита Сметаны («Свадьба в Малиновке» 1967), пионерлагерного завхоза («Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён» 1964), похитителя «вождя краснокожих» Билла («Деловые люди» 1962, главпожарного («Огонь, вода и медные трубы»)…
 
Никто не умел так гаргантюански "кушать", герои Симирнова: пассажир, кушающий в аэопорту "пельменчики" («Неподсуден» 1969),  посетитель шашлычной («Круг» 1972), шеф-повар («Три толстяка» 1966), боцман («Попутного ветра, «Синяя птица»» СССР и Югославия, 1967)...

Ему было проще добежать до канадской границы, чем нам справиться с пароксизмом смеха…
И все равно это трагедия…

Герой войны, штабелями бравший в плен фрицев! 2 ордена боевой Славы – нешуточное тому доказательство…
Это фронт…

Высокомерная поплёвка бомондной титулатуры на несуразного хохмача… Как результат, типажная эпизодика: однообразная череда, казалось бы, клонированных придурков, оживить, индивидуализировать, оперсонить и, в конечном счете, обессмертить каждого из коих оказалось под  силу только ему, Смирнову. Причем, даже когда этого не требовалось. Просто это обязательно, всенепременнейше получалось…

И, как правило, никакой благодарности, никакого тематического продвижения, никакого масштабного раздвижения, если не считать великолепного Петра первого в «театральной юности» («Табачный капитан» начала 1950-х).
И это уже мирная жизнь на… «фронтах киностудий»…

Топилось в вине – не лучшем средстве от диабета, ожирения, болезни ног…
Цепное одиночество интеллектуала («при такой-то роже?!»), знатока искусства и японской лирики…

Убеждённый холостяк, не понятый и не принятый «прекрасной» половиной, все свободное время потративший на любовь к  маме…

Свой воинский подвиг Алексей Макарович Смирнов совершил в молодости. Его сыновний подвиг длился всю жизнь, недолгую и - между «угарными» кино-эпизодами - по преимуществу печальную…

Мама так и осталась любимым человеком его жизни…
Правда, была еще счастливая дружба с лучшим человеком его жизни, который понимал его во всем. Друг, единомышленник, соратник. Леонид Быков…

Им не дано было пережить друг друга. Режиссер Быков погиб за рулем. Актер Смирнов – за стаканом после скорбного известия о гибели лучшего человека в своей жизни.
Когда-то пренебрежительно говорили «комик Алексей Смирнов». Сейчас все чаще «Алексей Макарович Смирнов».

И с пиететом дальше: «Величайший Советский комик».
Неиссякаемо богатая мимика, жестикуляция и фантастическая подвижность при этаких габаритах. Абсолютно неповторяем и неповторим. Любой эпизод – мировой шедевр. Смех до слез и колик. Увы, запахали сугубо комедийный пласт. Равновеликость непочатой «драматической целины» Смирновского таланта убедительно доказана лишь раз «засеянной делянкой». Это Макарыч у Л. Быкова – «В бой идут одни старики» (1973).
 
Не все вернулись…
Но все остались! 


Популярные роли: матрос («Балтийская слава» 1957), поливальщик («Улица полна неожиданностей» 1957), буржуй («Кочубей» 1958), Сапрыкин («Горячая душа» 1959), шофёр («Не имей сто рублей» 1959), герр Фриц («Роман и Франческа» 1960), запорожский посол («Вечера на хуторе близ Диканьки» 1961), певец («Крепостная актриса» 1963), старший лейтенант («Поезд милосердия» 1964), Гриценко («Спящий лев» 1965), умалишённый («12 могил Ходжи Насреддина» 1966), большой пират («Айболит-66» 1966), господин с ананасом («В городе С» 1966), подпольщик («Их знали только в лицо» 1966), Вожак («Белый рояль» 1968), таксист-болельщик («Удар, ещё удар» 1968), Сигаев («Разведчики» 1968), оперный бас Масленников («7 стариков и одна девушка» 1968), спекулянт («Адъютант его превосходительства» 1969), гренадёр («Красная площадь» 1970), пассажир («Бушует «Маргарита»» 1970), спаситель Крыжалов («Ход белой королевы» 1971), «работник-полставочник» («Большой янтарь» 1971), леший Капитоныч («Золотые рога» 1972), Еремей Бабин («Последние дни Помпеи» 1972), водитель поливальной машины («Боба и слон» 1972),  Чиполлоне («Чиполлино» 1972), экспедитор («Докер» 1973), Туба, повар, Фердыщенко («Автомобиль, скрипка и собака Клякса» 1974), шофёр в пионерлагере («Засекреченный город» 1974), член киногруппы («Звезда экрана» 1974), владелец гостиницы («На ясный огонь» 1975), иллюзионист Смирнов («Соло для слона с оркестром» 1975), банщик («Финист Ясный сокол» 1975), генерал («Марина, Янка и тайны королевского замка» 1976-77), охотник Сахно (альманах «Днепровский ветер» 1976), рыбак Лупполо («Дипломаты поневоле» 1977) и др.




Из биографии

Окончил театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии (1940).
 После её окончания Смирнов некоторое время работал актёром эстрады. Однако начавшаяся вскоре война заставила его забыть о сцене на несколько лет. Смирнов попал в войсковую разведку, неоднократно ходил в тыл врага. За мужество и героизм, проявленные на фронте, он стал кавалером двух орденов Славы. Однако завершить войну в Берлине ему так и не удалось: во время одного из боёв он был сильно контужен взрывом снаряда и после лечения в госпитале комиссован.
 
Вернувшись в Ленинград, где жила мама, он вскоре предпринял новую попытку вернуться на сцену и в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра музыкальной комедии. Сначала играл в массовках, затем получил ряд ролей второго плана. Учитывая внешность актёра, режиссёры обычно доверяли ему роли откровенно комические... Любой выход этого актёра на сцену вызывал у зрителей неописуемый восторг и веселье.
 В начале 1950-х годов на счету Смирнова было несколько заметных ролей в репертуаре Театра комедии.
 
Слава об актёре-комике довольно быстро распространялась тогда не только в театральной среде, но и среди кинематографистов. В 1958 году режиссёр Юрий Озеров пригласил Смирнова на одну из ролей в свою картину "Кочубей". Актёр сыграл в нём буржуйчика — единственного героя в этой серьёзной картине, призванного специально для того, чтобы рассмешить публику. И Смирнову это удалось. Так произошло открытие этого актёра.
 В 1961 году на экраны страны вышли сразу два фильма с участием Смирнова, которые имели хороший приём у публики: "Полосатый рейс" (режиссёр Владимир Фетин) и "Вечера на хуторе близ Диканьки" (Александр Роу).
 Однако настоящее открытие Смирнова для всесоюзного кинозрителя произошло через два года благодаря Леониду Гайдаю. В новелле "Вождь краснокожих" из фильма "Деловые люди" он доверил Смирнову роль Билла — добродушного увальня, решившего заработать себе на жизнь с помощью киднеппинга.
 Фильм имел прекрасный приём. После этого успеха актёр Смирнов начал свое триумфальное шествие по съёмочным площадкам страны.
 
Между тем в повседневной жизни Смирнов был несколько иным человеком, чем его экранные герои. Он был убеждённый холостяк, и единственной женщиной, которая коротала с ним дни в ленинградской коммуналке, была его мама, которую он безумно любил. Жили они скромно, совсем не так, как принято жить семье актёра, имеющего всесоюзную славу. Хотя иногда артистическую тусовку сотрясали слухи о шумных гулянках Смирнова, которые он устраивал или на съёмочной площадке или в стенах родного театра.
 Последние годы жизни Смирнова сложились трагически. Он стал часто выпивать, его одолевали различные болезни. Из-за них он не сумел сняться в фильме Леонида Быкова — "Аты-баты, шли солдаты...". А в апреле 1979 года Леонид Быков погиб в автомобильной катастрофе. Смирнов в те дни находился в ленинградской больнице и ничего не знал о трагедии. Только накануне выписки, 7 мая, кто-то из врачей сообщил ему об этом. Знай он, что последует после этого, наверняка остерёгся бы даже заикаться об этом. Услышав скорбную весть, Смирнов лёг на кровать, отвернулся к стене и умер. Ему было всего лишь 59 лет.
 
До 1946 года — артист эстрады, в 1946-1952 годах — актёр Ленинградского государственного театра музыкальной комедии, в 1952-1961 годах — артист Ленгосэстрады. С 1962 года - актёр киностудии "Ленфильм".
 
Похоронен актёр на Южном кладбище в Ленинграде (3-й Рябиновый участок, 21-й ряд, 9-я могила)".

"Кино-Театр.Ру": http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/3973/bio/


Рецензии
да, этого Актера не узнать - невозможно!!! Пол

Пол Унольв   29.02.2012 17:28     Заявить о нарушении
Еще бы!
- Лопух, Лопух, почему молчишь?
- За это время мы успеем добежать до канадской границы.
- Влип, очкарик...

Хрестоматия юмора.

Владимир Плотников-Самарский   29.02.2012 19:13   Заявить о нарушении
точно!!!!!

Пол Унольв   29.02.2012 19:40   Заявить о нарушении
Уже писал! Еще одно - спасибо!!!!
АКТЕР!!!!

Игорь Лебедевъ   28.02.2013 19:24   Заявить о нарушении
И от меня еще раз!

Версия Автора   28.02.2013 19:48   Заявить о нарушении
Если и перечитали, не повредит: я существенно расширил информацию.

Благодарю за сходство в привязанностях!

С уважением!

Владимир Плотников-Самарский   28.02.2013 19:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.