Роковое решение

Из новой книги "Похождения Витьки Жбана и его друзей"

Однажды Витька Жбан встретил меня на улице и, схватив за руку, потащил за собой в тень огорода.
- Слушай, Толян, выручай, нужна твоя помощь.
- Да, что случилось Витька? – не очень понимал я друга. -  Какая помощь?
- Отнеси матери записку, я там все написал…
- Не понял?
- А что ты сам с тетей Шурой, ну своей матерью, поговорить не можешь?
- Не могу! Я  сейчас уезжаю.
- Куда?
- Не знаю. Уезжаю и все!
- Да, ты что Витек, не знаешь, куда едешь?
- Я с цыганами уезжаю… - ответил мне Витька. Тут  уж я точно глаза выпятил и уставился на друга. – А зачем?
- С отцом поругались! Он меня отлупил вчера, а я сегодня  решил сбежать. Не хочу больше с ним жить! Лупит и лупит!
- Ты, Витька, что же такое сделал, чтобы тебя дядя Петя лупил.
- Да, ничего особенного. Петуха его любимого шарнул ногой, не со злости, а так, нечаянно, он у нас клевачий, ты же знаешь. Налетел вчера на меня ни с того  ни с сего. Я его ногой и двинул. Он упал и ногу сломал. Ну, батя и давай меня за него метелить. Едва вырвался и убежал. Ночью переночевал в сарае, а утром подался к цыганам, в табор, что у Шуенского переезда.  Там поговорил с Бароном, он меня посылает куда-то в Молдавию. Говорит: поживи вольной жизнью, если понравиться, то оставайся. А в таборе, говорит, меня оставлять нельзя, милиция приедет, найдет, у них неприятности будут. В общем, я решил из дома бежать. Поеду с цыганами, может мне понравиться, тогда и тебя позову.  Будем сами по себе.
Я ошарашенный смотрел на Витьку. Не веря, что это говорит мой закадычный дружок.
- Витька, а родители, мать, как же она?
- Вот я письмо и написал для нее. Прочитает, поймет и простит – и Витька зашмыгал носом.
- Ладно, Толян, давай руку, попрощаемся, а то мне пора.
И он протянул мне руку с письмом. Я схватил письмо, сунул его в карман брюк и пожал торопливо ладонь Витьки.
- Все, пока!
И Витька, словно по мгновению волшебной палочки, улетучился.
Я долго стоял растерянный, не зная, что мне делать, теребя в руках Витькино письмо. Как и просил Витька, я передал письмо матери на следующий день, когда она пришла с ночного дежурства. Прочитав записку, тетя Шура села на стул и расплакалась. Я, как мог, ее успокаивал, но она плакала и плакала, не стесняясь своих слез.
Витьку, оказалось, обманули. Вместо Молдавии, его увезли  в пригород Ленинграда, на станцию Мга. Там  жила больная  диаспора молдаванских цыган, которые специализировались на попрошайничестве, карточном ворожении и обмане.  Как все гениальное – просто, так и деятельность цыган. Набрав группу беспризорных детей или сбежавших  из детдомов, пускали их по пригородным электричкам. Для убедительности брали детишек с какими-нибудь дефектами, таких после войны было много. Нашел пацан мину, стал в ней копаться, она рванет, вот и нет руки или пальцев. В общем, калека. Вот их то  и обрабатывали цыгане, чтобы просить милостыню и деньги.  Деньги, заколачивали по тем временам большие: один ребенок за день мог собрать рубля три-четыре. Особенно  талантливые и того больше, до червонца в день. Прикиньте, какой навар приносили  полтора десятка пацанов -до ста рублей за смену. А так как они работают без выходных и праздников, то в месяц это выходило до трех тысяч.  На ворожбе и гадании работали сами цыгане: ворожили – старые, опытные цыганки, а молодые – любили погадать. -  Позолоти ручку, расскажу всю твою жизнь, прошлую, настоящую  и будущее предскажу...- Весело, сверкая белозубой улыбкой, приставали молодые красивые цыганки к какому-нибудь подвыпившему мужику на вокзале или около метро. Деньги тоже неплохие, но мешала милиция.  Чуть что:- Следуйте в отдел. Протоколы, изъятия нечестно добытых денег - обычная практика участковых милиционеров того времени. Вот, цыгане и решили на своем сборе, что их нужно  охранять, и делать это будут не мордовороты, а шустрые пацаны славянской внешности. Расчет был прост. Цаганки гадают, ворожат, а где-то рядом трется незаметно парень лет десяти-одиннадцати. И как только появляется милиционер или подозрительный человек, то он дает незаметно знак. Например, неожиданно падает: «Ой, ой, ногу ушиб!» – кричит он, зная, что цыганка тут же свернет свое дело и уйдет в другое, оговоренное заранее, место.
 Цыганский бизнес процветал и вот туда-то и попал Витька Жбан. Его способности быстро оценили местные авторитеты и Барон назначил его разводящим. В обязанности Витьки входила утренняя разводка ребятишек по своим рабочим местам, а вечером сбор. Дело непростое, как кажется.  Конкуренция была велика, да и милиция не дремала. Так, что Витька вскоре стал известной в определенных кругах, фигурой. Конкуренты при его виде разбегались кто куда. Делал Витька свою работу хорошо. Он искренне верил, что цыгане подобрали таких, как  и он сам, бездомных ребятишек, чтобы не дать умереть с голоду. Все приказания старших цыган он воспринимал со всей серьезностью.  А они, опытные психологи, подыгрывали Витьке. Как-то он после  воскресного дня подошел к Барону и попросил:
- Денег пацаны собрали нынче больше, чем обычно, в два раза. Может сделать выходной. Купить им чистую одежду, в баньке помыть и праздник устроить: мороженое, лимонад, конфеты, пряники…
Барон удивленно посмотрен на него, помолчал какое-то время, а потом одобрил:
-Хорошо, будь по-твоему. Пусть отдохнут. Только после отдыха – отработают затраты…
Витька собрал пацанов, объяснил, что к чему. И вот он долгожданный праздник: пацаны моются в баньке, арендованной Бароном у какого-то мужика. Худенький пацан, без пальцев на руке, Семка Безпалый, вообще первый раз увидел баню и наотрез отказался мыться.
- Боюсь, жарко очень – и хотел  убежать.
- А ты не дрейфь, Семка. Вот, смотри, я иду и сажусь на пол. Попробуй! – убеждал парня Витька. - Ну иди.
И Семка медленно  вполз на четвереньках  в баню. Ребята смеются:
- Ты че, как паук ползешь… А ну давай, мойся  – и ребята со смехом опрокинули на Семку  таз с теплой водой.
Семка вскочил, как сумасшедший, хотел убежать, но Витька его удержал.
- Сядь, сядь на пол! Посиди спокойно! А вы сейчас по шее получите. Видите человек первый раз в жизни в баню попал, боится...
Ребята притихли. Витька хоть и не бил никого, но его уважали за справедливость. Денег чужих не брал, пацанов не обижал и не закладывал. Так, Семка первый раз в жизни помылся в русской бане вместе с оравой пацанов.  После баньи, всем были выдали новые хэбэшные рубашки в клетку и  такие же штаны. Ну, а сюрпризом праздника стал поход в столовую, где их накормили настоящим обедом и на десерт получили по порции мороженого.   Счастью ребят не было границ. Трудно предсказать, чем бы закончилась эта эпопея Витькиной жизни у цыган, если бы не один случай.
Как-то поздно вечером, когда пацаны улеглись спать в сараюшке, на набитых соломой постелях, без простыней и одеял, Витька вышел во двор, подышать свежим воздухом.
Тишина, треск кузнечиков и дым от цыганского костра подействовали на Витьку магически. Он вдруг вспомнил свою Веракушу, друзей, вечерний костер у реки  и слезы одна за другой появились на его щеках. Неожиданно он услышал чьи-то шаги, осторожно ступающие по траве. Витька насторожился и потихоньку заполз за ветки куста сирени.
- Вот, что Антил – услышал он голос Барона. – Нужно с разводящим, что-то делать!
Витька насторожился, ведь это о нем говорят.
- А что делать? Парень старается, деньги плывут, как никогда. Грех жаловаться, Барон.
- Дурак ты, Антил, хоть и романэ, не обижайся, ну так и есть дурак- дураком! – засмеялся Барон, поглаживая по спине Антила, самого авторитетного, после Барона, цыгана.
- Не понял я тебя, Барон, говори прямо, что делать?
- Убрать его надо и как можно быстрее… Сперва он потребовал одежду, мороженое, а завтра подрастет, на наше место замахнется. Людей нужно держать в нужде и страхе, тогда они работать будут, а если им праздники начнем устраивать – пропали романэ! Пропали! Вот  и наша бабка Ванда согласна. Она так и сказала: «Не гоже, у  побирушек на поводу идти…» Так вот тебе задание. Поедете завтра в город, на платформе сделай так, чтоб парень под поезд попал, случайно, конечно! И делу конец! Понял Антил?
- Как не понять, Барон. А Бог, как он посмотрит на это?
- Бог тебя простит, ты не для себя стараешься, а для всех. Весь табор этим кормится. А нового разводящего я уже присмотрел. Парень тут один местный, безотцовщина, один болтается. Смышленый, он нам  подойдет. А этот отработал свое…
И цыгане так же неслышно, как подошли, ушли, мягко, ступая сапогами по травянистому ковру. Витька сидел, ни жив, ни мертв. Он не мог себе представить даже в страшном сне, что его кто-то убьет. Ночью Витька сбежал от цыган. Сделать это было не просто,  но веракушевская выучка помогла ему беспрепятственно пройти охрану и пролезть через ограду вокруг их дома-притона. Ночью на вокзале, Витька старался никому не попадаться на глаза – его тут хорошо знали. Барон представил его всем, как незаконнорожденного цыганкой от русского. Браки между цыганами и русскими не разрешались цыганской общиной. Цыганка полюбившая и родившая от русского, выгонялась из табора. Витька не знал всех этих тонкостей, только он понимал, что если его увидят, то могут запросто отдать  Барону, который пользовался на  станции большим авторитетом. Как никак, он содержал беспризорных ребятишек, которых в то послевоенное время еще хватало. И народ оценивало это положительно!
Витька  пробрался к перрону и посмотрел на часы. Поезд Ленинград-Калязино должен был вот-вот пойти. Витька понимал, что попасть  в пассажирский вагон через двери нереально, проводники строго следили, чтобы не было безбилетников. А вот пробраться в ящик с аккумуляторами, он смог бы. Времени бы только хватило. Станция Мга маленькая и поезда стояли здесь не более 2-3 минут. Витьке повезло. Поезд подошел  через несколько минут и вагон остановился буквально у него перед глазами. Витька осторожно вылез из под деревянного перрона и схватился за крышку ящика. Она поддалась и Витька, не раздумывая ни секунды, нырнул внутрь, больно ударившись головой о тяжелые батареи.
Поезд дал свисток, дернулся и отошел от перрона, увозя в ящике Витьку Жбана, к себе домой, в Веракушу. Под утро, Витька Жбан, грязный, с обожженными  руками от кислоты, вытекающей из свинцовых батарей, медленно выполз из ящика, еще не веря, что он доехал до Веракуши.
На сеновал, где я  обычно спал летом, Витька пробрался незаметно и тихо постучал в дверь.
- Кто? – сонно ответил я на стук.
- Толян, открой это я!
Я откинул крючок, вскочив на ноги, оторопело, глядя на черного от копоти, но радостного Витьку.
- Витька, ты?
- Я!
Мы неловко  обнялись.
- Ты откуда?
- Потом объясню.
- Мне нужно переодеться, помыться.
- Пойдем в баньку. Мы вчера топили, вода теплая, мыло, мочалка. Айда, помоешься.
Через 30 минут намытый и причесанный Витька в моем старом спортивном костюме, лежал на сеновале и рассказывал про все, что случилось с ним. Я слушал друга, не перебивая, только иногда вскрикивал:
- Да, ты что?  Зачем терпел? Почему не сбежал раньше?
Витька все говорил и говорил, словно хотел  выговариваться за все три месяца, пока отсутствовал дома, без друзей и семьи.
- Как мать? – вдруг спросил меня Витька, прервав рассказ на полуслове.
- Плакала, переживала. В милицию заявление писала. Тебя искала, даже в Молдавию запрос сделали. Дядя Паша, наш милиционер, ездил в управление железной дороги за тебя хлопотать. Но никто не догадывался, что ты ни где-то там, на юге, а здесь совсем рядом…
- Что мне делать, Толян? Как матери на глаза показаться? Изобьет!
- Ты, что Витька! Да, тетка Шура от счастья умрет. Вернее, не умрет, что это я ерунду говорю. Она ждет тебя, и дядя Петя, весь никакой был... Сильно переживал, даже пить стал...
Витька ничего не ответил.
- Ты думаешь, меня простят?
- Нечего и думать. Конечно! Хочешь, я пойду,  и позову их сюда?
- Нее... Я сам должен прийти. Сам ушел и сам приду. Витька встал, хлопнул меня по плечу.  - Я пойду, сил больше нет ждать. Будь, что будет – и Витька быстро спустившись по лестнице, по утреннему туману, дворами побежал к себе домой.
Так закончился длинный, длинный поход Витьки Жбана в неизвестность. Веракуша встретила  возвращение блудного сына радостно. После пропажи Витьки, чего-то стало не хватать на полустанке, словно он опустел без него, а жизнь стала какой-то пресной.  Витька долго еще упоминался в разговорах веракушцев, как герой. А иначе и быть не могло. Кто еще кроме него мог такое совершить. Ну, а мы, пацаны  с железки, дружно окрестили Витьку Жбана – «туристом». Так и говорили между собой – Спроси «туриста», он знает... Витька не обижался, он дома, среди настоящих друзей, которые его не предадут и улыбался в ответ.
 


Рецензии
Мне кажется что цыган как и еврей скорее всего образ жизни нежели нация ,призвание ,-губительное ,если ты по призванию не циган жить с ними не сможешь -сама природа отбирает их из разных народов .Хорошо еще Витька живым вернулся и не покалечили его намеренно ,а то невольно вспомнил "СОбор Парижской Богоматери ".приду домой перечитаю понравилось .

Васька 2   27.05.2013 19:41     Заявить о нарушении
Не соглашусь,цыгане и евреи -нации, со своим укладом жизни и традициями,этого нельзя забывать,Василий...Спасибо за прочтение моих работ,с уважением-Анатолий.

Анатолий Аргунов   28.05.2013 10:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.