Иоган Краузе

ПЕРВЫЙ БАС ПОСЛЕ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА



- Леночка, а можно радио потише сделать? – на пороге квартиры старосты 3 «Б» сморщилась приглашенная в гости новенькая одноклассница.

Собирались вместе делать уроки. Сочинение писать и решать примеры по арифметике. А как заниматься, когда радио так орет?

В помещении явно не хватало места для звуков такой силы.

- Это не радио, - засмущалась  красивая крепкая девочка с веселыми глазами, душа дворовой компании Тверской 15.

- Это папа репетирует.

«Радио» вскоре появилось в прихожей. Высокий красавец-богатырь с добрейшим взглядом торопился куда-то, жаловался на дырявую память и просил дочку поскорее найти  номер в телефонной книге:

- Какая странная  мне досталась память, когда память раздавали? Ни одного телефона запомнить не могу! Арии с первого раза наизусть  запоминаю, а с телефонами беда. Вот у жены моей всё наоборот. Все телефоны в голове держит, - пошутил с детьми богатырь голосом необыкновенной красоты  и ушел.

Новенькая поразилась сходству подружки с отцом. Одно лицо! И ямочки на подбородке одинаковые. Оба красивые и энергичные. Кажется это называется - порода.

- Лен, а куда папа пошел?

- На работу.

- Какая работа, вечер уже! - удивилась гостья,

- А где твой папа работает?

- В Большом театре, - опять застеснялась новая подружка Юрьны.

Леночка Петрова вежливо провела новенькую одноклассницу по комнатам, показать квартиру, всем же интересно, пусть смотрят.

Юрьна вся сжалась, созерцая красоту жилища, особенно понравились красиво развешанные по стенам кашпо с лианами резных розоватых листьев.

- Это не настоящие цветы, можешь потрогать.

- А рояль потрогать можно?

- Нет, в папиной комнате ничего трогать нельзя. Большой скандал будет, если ноты не найдет. Домработнице даже пыль стирать с рояля не разрешается. Ноты перепутает, а маме потом достанется так, что уши заболят. Слышала, какой у папы голос!


***


- Ну дела! – удивилась пенсионерка Юрьна.

- Только вчера  вспоминала Тверскую 15, горевала, что мемориальную доску не повесили,а сегодня столько совпадений подряд! День рождения Ивана Петрова – раз, статья в Википедии написана в мой день рождения – два, и еще что-то, забывать стала, но все равно – это знак. Значит надо. Пора уже рассказать историю из детства.


***

Папа уехал  в длительную командировку. Только что родившуюся сестренку, вместе с мамой и девятилетней Юрьной перевезли в Москву к деду, бабушке и дядьке – 11-класснику. Вместе в школу по утрам ходили. Дядьке на четвертый этаж, а Юрьне на второй, в свой 3"Б".

Интересно в московской школе учиться! Куча впечатлений. Добрый экскурсовод и защитница, одноклассница Леночка Петрова, познакомила с дворовой компанией. Душа-человек! Местные хулиганы, и те ее уважают и боятся. Стукнуть может как следует, везде порядок наведет.

А как здорово гулять с ней после школы! Обойти окрестности и тайные уголки Тверской, слушать ее рассказы, закусывая по дороге черствым пончиком с повидлом из школьного буфета. В кармане школьного фартучка такой со вчерашнего дня всегда наготове. Выбрасывать нельзя. Пригодится.

И если бы не та страшная эпидемия гриппа 1965 года, совсем здорово  было бы.  Полтора месяца постельного режима, компрессов, и гулять нельзя.

Новые одноклассники заждались уже. Как хорошо во вторую смену в окно смотреть! Стройку всю в огнях наблюдать. Интересно до какой высоты подросла, пока болею? Говорят, что это новое здание какого-то МХАТ-а строится.

Ну, наконец поправилась. В школу пошла. Первое воскресение после болезни, снег стаял, на дворе весна …


***


 Звонок в полдевятого утра:

- Алё, будьте добры Иру, пожалуйста!

- Ира, здравствуй! Это Лена Петрова. Тебя мама сегодня с Большой театр пустит?

- Мам! Ты меня сегодня в Большой театр пустишь?

Мама пустила. Прошлись пешком. Леночка хорошо дорогу знала и нужную дверь, куда зайти.

И вот подружки уже в директорской ложе вдвоем сидят. С бантиками белыми, все как полагается. Под ними край сцены и яма оркестровая. Интересно музыканты шумят.

- Лен, а что это они так гадко играют, прямо зубы от них болеть начали?
- Инструменты настраивают. Потом будут хорошо играть, потерпи.

Увертюра «Сказки о царе Салтане» прозвучала мощно. И наконец появился Леночкин папа. Рядом совсем, кажется, что рукой достать можно.

Вся в драгоценных каменьях бархатная шуба, сам  со смешной рыжей бородой клоками и брови торчком в разные стороны, глаза горят, добрые-добрые. 

Настоящие  фальшивые драгоценности разбрасывает, почему-то в их строну преимущественно. А подмигивает им так задорно и весело, что кажется, что другие зрители заметить могут. Поет здорово. Все путем.

Старуха, баба-Бабариха, противная и толстая, с бородавкой на носу, злющая! А вот и пчела прилетела. Юрьна никак ее увидеть не может, а Леночкин папа видит, натурально пчелу ловит.

Что в антракте делали, Юрьна не помнит. А вот после спектакля очень интересно было. Зрители ушли, а царь Салтан за девочками в ложу пришел, провел коридорами длинными прямо на сцену. По дороге встретили бабу-Бабариху, она подушку из-под платья вытаскивала, сама худая и глаза добрые.

И вот подружки на сцене, в зрительный зал смотрят. Зал то какой маленький! А сцена какая огромная, и корабль на ней! В два раза сцена больше зала. Сквозь декорации долго пробирались. Одна, другая, а вот и кресла в зале видны. Как бы в яму оркестровую не свалиться, даже бортика нет, только лампы в глаза слепят.

Попрыгать можно. Царь Салтан разрешил. И покружиться балериной тоже можно. Ох, как после болезни голова закружилась! Да это не голова, сцена едет по кругу! Надо прыгнуть на твердое  место, а то неспокойно как-то. А почему пол такой чудной? Даже не покрасили, пыльный и скользить по нему нельзя, простые доски...

Опять по коридору, в маленькую комнату. Уборной называется. Нехорошее слово. Не для такой красоты. Костюмы на креслах, краски в тюбиках.

Иван Иванович в одной майке, весь мокрый, то полотенцем вафельным оботрется, то обмахивается им:

- Уф, жарко! Попробуйте поднять мою шубу! Но только вдвоем! А я в ней три часа пел.

Вытирает грим с лица, отдирает парик, бороду и комично пытается оторвать собственную бровь, кричит от боли:

- Ай,ай, бровь перепутал! Эта же моя родная!

Юрьна помалкивает и улыбается, во, сколько впечатлений!


Прибежала домой к обеду. Попрощались  с подружкой под аркой дома. Леночке направо, в угловой подъезд, а впервые побывавшей в Большом театре налево, два подъезда проскакать.

Сразу к семейному столу. На стуле усидеть не может, так и подмывает скорее поделиться:

- Папа Леночки Петровой из восьмого подъезда пел и нам драгоценные камни бросал!

- Иван Петров! – важно задирает палец вверх дедушка,

- Иоган Краузе! - трясет в воздухе пальцем, ясно всем, что очень уважаемый человек.

Какой такой Краузе, если у Лены фамилия Петрова? Юрьна попыталась спорить с дедушкой, доказывать, что тот не прав, но поняла, что это бесполезно, и правильно говорят, что молчание золото, ишь как мать зашикала.

Занятия в школе закончились. Наступило лето. Отъезд назад в Дубну, месяц сборов для переезда в новый город. Гвозди, ящики, ящики, гвозди. Отец и дед весь день стучат.

Переезд. Опять новый класс. А вот и весточки из недавнего прошлого! Седьмого ноября, Первого мая, праздничные концерты по телевизору открывает старый знакомый, поет песню о Ленине.

Ленин папа, Иван Петров, Иоган Краузе. Прямо прыгать хочется от радости и всем своего знакомого показать!

Лет пять а то и меньше Юрьна радовалась по праздникам, а потом исчезло с экрана  знакомое лицо.

Только в музыкальной школе нового поселка, что расположилась прямо в корпусе младших классов еще строящейся Средней Трудовой Политехнической школы пос. Протвино, на стене красовалась фотография.

Молодой Иван Петров в роли  Бориса Годунова, Большой театр, 1946 год.

Да слова Ираклия Андронникова в книжке – великолепный Иван Иванович Петров, блестящий бас Большого театра.


Да…

Какой талант и какая судьба! Какой невероятный для оперного певца дар драматического актера!

Но это Юрьна поняла гораздо позже, пересматривая старые кадры сцен из опер  в передаче к дню памяти старого знакомого.

От "мальчиков кровавых в глазах" действительно дрожь по телу пошла, глаза так утягивают тебя, что забываешь, что происходит, где находишься.

Великая сила искусства! Дар перевоплощения. Даже не верится, что еще и поет, и впечатление от поющего голоса может быть таким убедительным и правдоподобным.

В пятьдесят лет покинуть сцену? Оперному басу? Заболеть диабетом в ту золотую пору, когда басы только набирают настоящую силу и красоту?  И прожить еще тридцать три года в забвении.

Нет, не в забвении, в служении своему делу. Скромно и упорно передавая мастерство новым поколениям, новым талантам. Скольким же молодым дарованиям помог состояться этот великий талантом и  добротой человек…

 ***

- Нет, определенно, я была права, когда возмутилась, что дом №15 на Тверской улице все еще не украшен мемориальной доской!


... ИОГАН КРАУЗЕ - ПЕРВЫЙ ПОСЛЕ ФЁДОРА ШАЛЯПИНА РУССКИЙ ПЕВЕЦ, ПРИГЛАШЕННЫЙ ПЕТЬ В ГРАНД ОПЕРА...




Иван Иванович Петров успел написать замечательную книгу - "Четверть века в Большом (Жизнь, Творчество, Размышления)"


..."Я долго колебался, писать ли мне воспоминания о Большом театре, о гастролях в Советском Союзе и за рубежом, о многочисленных встречах с интересными людьми. Мне хотелось поделиться мыслями о творчестве, стать полезным молодому поколению исполнителей", — заметил прославленный бас в предисловии к книге. Как радовался певец, когда книга, готовая к печати еще в 1990 году, наконец, увидела свет, встретилась с теми, кому предназначалась — со своими читателями!...

Из этой книги можно узнать много интересного. Например, какое место занимал в его время спорт в жизни молодежи. О том, что автор играл в волейбол в команде мастеров спортивного общества "Локомотив". О том, что он очень благодарен спорту, воспитавшему в нем чувство товарищества. И о многом, многом другом. История человека и времени:


http://www.gramotey.com/?open_file=1269033012#TOC_id485826 - Петров И.И. "Четверть века в Большом (Жизнь, Творчество, Размышления)"




Интернет:
========

http://belcanto.ru/petrov_iv.html - страница Ивана Петрова

Из  Википедии:
=============

Иван Иванович Петров (настоящая фамилия Краузе; 29 февраля 1920, Иркутск ; 26 декабря 2003, Москва) ; советский оперный певец (бас).
Народный артист СССР (1959). Лауреат Сталинской премии (1950, 1951)

Биография
=========

Окончил Московское музыкальное училище имени Глазунова по классу пения А. К. Минеева, выступал в спектаклях Ансамбля оперы под руководством И. С. Козловского.
Дебютировал в Большом театре в 1943 году и пел там до 1970. Пел также русские народные песни и романсы, выступал с сольными концертами в СССР и за границей (в 1954 году стал первым после Ф. И. Шаляпина русским певцом, приглашённым спеть в Гранд-опера).

Иван Петров проявил себя также как драматический артист, снявшись в роли Зеба Стампа в фильме «Всадник без головы», а также как педагог. В последние годы он работал консультантом по вокалу в оперной труппе Большого театра[2].
Похоронен на Кунцевском кладбище.

Творчество
==========

В репертуаре Петрова были басовые роли классического репертуара ; Сусанин, Руслан, Кончак, Борис Годунов, Кочубей (Сталинская премия второй степени, 1950), Досифей (Сталинская премия, 1951), Царь Салтан, Гремин, Мефистофель, Дон Базилио, и современных советских опер ; Морозко (одноимённая опера Красева), Бестужев («Декабристы» Шапорина).
Обладал ярким актёрским мастерством и сильным голосом красивого, бархатного тембра.



Рецензии
Пел также русские народные песни и романсы, выступал с сольными концертами в СССР и за границей (в 1954 году стал первым после Ф. И. Шаляпина русским певцом, приглашённым спеть в Гранд-опера) и был удостоен звания почётного члена Гранд опера. Википедия.
Узнал, благодаря Юрьне, о замечательном певце.
Спасибо, Ирочка!

Рефат Шакир-Алиев   06.02.2016 05:04     Заявить о нарушении
Спасибо, Рефат!

С теплом и улыбкой,

Ирина Литвинова   06.02.2016 09:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.