Апостол андрей первозванный

   К этому времени Иоанна уже не было в живых. Его трагической гибелью были потрясены не только Андрей с Филиппом, но и Христом, который, узнав о ней, удалился, чтобы побыть одному.
   Иоанна казнили по приказу Ирода четвертовластника. Ирод долго не решался на это, держа Иоанна в темнице, потому что народ почитал того пророком.  Но Иоанна ненавидела Иродиада, которую он увел от своего брата Филиппа, потому что Иоанн порицал ее и Ирода за это. И говорил Ироду:"Не должно тебе иметь ее".
   Но в день рождения Ирод поклялся дочери Иродиады выполнить все, что она ни пожелает, если угодит ему своими плясками. И она - угодила, а потом, с подачи матери, потребовала:"Дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя".
   Молва гласила, что Ирод был опечален такой просьбой, но поскольку дал клятву, не исполнить ее не мог. И Иоанну отсекли голову...
   Потом всю оставшуюся жизнь Ироду мерещился Иоанн Креститель, укоризненно посматривающий на него. Он даже Христа одно время принимал за воскресшего Иоанна Крестителя, настолько не мог забыть невинно казненного им пророка.
   Фарисеи и книжники тоже не забывали, поскольку даже после гибели Иоанна Крестителя пытались понять разницу между ним и Христом. Этот же вопрос занимал первосвященников и книжников со старейшинами. И не в меньшей мере, и Андрея с Филиппом, хотя все, что говорил и совершал Христос, происходило на их глазах.
   Два Учителя. И каждый дорог им. Но, опять же, смог ли бы Иоанн Креститель делать то, что Христос? Однако они, в отличие от первосвященников и книжников, спросить не осмеливались. А те, когда однажды Христос учил народ в храме, обратились к Нему:"Скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе  власть сию?". Они имели в виду - власть делать чудеса.
   Но вместо ответа Христос сам задал вопрос:"Крещение Иоанново с небес было или от человеков?". И они не смогли ответить. Если сказать - с небес, то последует вопрос:а почему тогда спрашиваете? Если - "от человеков", возмутится народ, который почитал Иоанна Крестителя пророком. И сочли за лучшее ответить:"Не знаем". А Иисус сказал:"И Я не скажу вам, какою властью это делаю".
   Сомнения нередко закрадывались и в души учеников Христа, за исключением, пожалуй, Петра, который сразу и однозначно признал Его Господом. Хотя, казалось бы, эта уверенность должна была быть присуща его брату Андрею, ведь это он объявил, что "нашли" Мессию. Но Андрей предпочитал не высказываться, и вообще больше проводил время с Филиппом, нежели с Петром.
   Охлажденность отношений, быть может, не очень заметная другим, тяготила Петра. У него был открытый, взрывной характер, не терпящий никаких неясностей и недомолвок. Ему не терпелось немедленно получать ответы на возникающие у него вопросы, еще и потому, что он не любил мучиться сомнениями. Если он что-то принимал сердцем, то этого ему было достаточно.
   Андрей, в сравнении с ним, был человеком немногословным, и, вероятно, именно это порождало недоразумение между братьями, а Петр к тому же был человеком, который легко обижался.
   Однако носит в себе обиды Петр не мог, и когда однажды Христос заговорил об умении прощать обидчикам, он спросил:"Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?".
   Вопрос не удивил Христа:Ему ли не знать даже то, что ученики хранили в себе? И ответил:"Не говорю тебе "до семи", но до семидесяти семи раз".
   И все-таки с Филиппом Андрей по-прежнему был более близок и дружен. Как некогда они вместе пребывали у Иоанна Крестителя, так и теперь вместе ходили с Христом.
   За шесть дней до Пасхи они  и остальные ученики пришли с Христом в Вифанию, где Он воскресил Лазаря. И здесь к Иисусу стеклось множество народа, который вместе с ним захотели идти в Иерусалим. "Весь мир идет за Ним",- говорили фарисеи.
   Среди пришедших были и Эллины. И они попросили Филиппа , чтобы тот помог им увидеть Иисуса. Если Филипп и удивился, что обратились именно к нему, то не подал вида. Может быть, видели его еще у Иоанна Крестителя. И как тогда, когда они были вдвоем у Иоанна, Филипп нашел Андрея, чтобы пересказать ему просьбу Эллинов.
   Они еще не знали, что завершается не только прежняя история, но и нынешняя, чтобы в будущем стать реальностью. И потому, вероятно, не поняли сказанное Христом, когда Андрей и Филипп разыскали Его, и Андрей поведал Ему о просьбе Эллинов:"Пришел час прославиться Сыну Человеческому!".
   Но в день Его ареста они все испуганно разбежались, кроме Петра, который, однако, потом тоже отрекся от Учителя. Потрясение было столь велико, что оба - и Андрей, и Филипп - не помнили, присутствовали ли они потом в Галилее, когда к семи его ученикам явился воскресший Христос. Иоанн Зеведеев утверждал, что были Петр, Фома, Нафанаил, он с братом Иаковым, и еще кто-то двое. Но кто?
   Но в Иерусалиме, когда следовало избрать двенадцатого Апостола вместо Иуды Искариота, были уже все одиннадцать учеников, и Андрей, как всегда, держался рядом с Филиппом. Он еще не знал, что ждет его в будущем. Ибо не думал о том, чтобы оставить о себе какие-либо сведения больше тех, которые уже всем были известны.
   И отныне ушел в легенды и предания. И одно из преданий утверждает, что в своей проповеднической деятельности Апостол Андрей, к имени которого добавили - "Первозванный"-, дошел аж до древнего Киева и водрузил там Крест.


Рецензии