Шкодина

           В нашем детстве не было многого из того, что имеют дети и внуки  сейчас. И мы были другие. Я хоть и была положительная во всех отношениях, училась прекрасно, маму слушала, выполняла и решала хозяйственные дела, но шкоды делала немало.
           Долго, целый месяц, будучи уже первоклассницей я вынашивала, сделанное мной же тайное открытие: если радиоточку включить в сеть, куда включают радиолу, то тогда тоже можно будет переключать ее на разные волны-программы, какие захочешь, а не слушать одно и то же... Своим "открытием" я ни с кем не делилась..., пока опыты не провела. Я думала: ну, почему никто из взрослых до этого не додумался?...
           Наконец наступил день претворения в жизнь моей тайны. Выбрала момент, когда дома никого не было, радиоточку включила в электросеть и сижу в преддверии...
Стало знакомо трещать внутри приёмника, значит процесс пошёл, так было и при включении радиолы, начала вертеть переключателем, но почему-то увидела дым и запахло "жареным". Вдобавок к этому в доме погас свет, а комната, где я это проделывала, наполнилась неприятным запахом паленной пластмассы. Повесила на место радиоприёмник, но там он тоже уже не работал. Открыла форточку, проветрила комнату, т.е замела следы своей шкоды.
Не пойму откуда отчим узнал, кричал на меня, что я - вредитель, не только радио сожгла и оставила дом без освещения, но причинила вред всему селу, видишь, мол, лампочки на столбах не горят. Действительно, не горели. Просто еще не потемнело... Их никто не включил.
            *****
   
            На столе в зале сколько себя помню, красовалась толстая, золотисто-бордового цвета, скатерть. И дубовый стол, и скатерть папе выдали при заселении дома, выделенного ему, как участковому милиционеру нашего и близлежащих сел. Однажды, играя с лезвием, я нечаянно провела по скатерти и на месте пореза получился прекрасный цветок, ткань так причудливо вывернулась в том месте. Мне захотелось украсить скатерть такими необыкновенными цветами и я аккуратненько сделала порезы еще в нескольких местах. Не пойму: почему маме эти цветы не пришлись по вкусу. Она только сокрушалась: "Это же память о папе!"

            *****

             Как-то я вставила лезвие между зубьями расчёски и решила себе "причесон" устроить. Причёсывалась я долго и очень тщательно, перед зеркалом, почему-то волосы выпадали клочьями. Потом длительное время пришлось волосы отращивать. Прическа не получилась, да и парикмахер из меня...тоже.

            *****
             Я была жуткой драчуньей! Но всегда дралась за правду. Я защищала свою младшую сестренку Леночку, она ужасно кусалась, как только обзавелась зубами. Не могу понять почему? Все соседские и садиковские дети были перекусанные ею. Даже мне она накануне начала школьной жизни так укусила правую руку, что остался шрам, благодаря которому я легко запомнила, где право, где лево. Стоило только посмотреть на какой руке остались остренькие зубки. Сестра кусалась, ее били за это, а я бегала лупить обидчиков. Особенно доставалось детям нашей соседки-учительницы Нины Ивановны. Их было трое: две девочки Таня и Люда, и мальчик Сережа. Когда Нина Ивановна начала у нас, в пятом классе, читать историю, мне все казалось, что она знала об этом и отомстит мне плохой оценкой за избиение своих чад. А может, и не знала. По крайней мере все время ставила пятерки.
Лена кусалась долго до 5-6 лет. Отучил случай. Однажды в поезде, она укусила девочку, мама которой, недолго думая, укусила ее. Только почувствовав боль, она поняла, что не стоит этого больше делать и как рукой сняло... Удивительно, мой старший сын тоже кусался
в садике, так родители однажды заявили ему: "Если не оставишь в покое наших, покусанных, детей, мы все соберемся и покусаем твою маму". Он меня, видно,  пожалел..., больше не кусался.

           *****
          У меня была шикарная черная натуральная шуба (цигейковая), она досталась мне в наследство от старшей сестры Валентины, т. е. бывшая в употреблении лет 5, но мама говорила: "Цигейка - это вечное...", намекая, что ее и младшая после меня будет донашивать. Да, мы в то время долго носили вещи. Их подгоняли под рост, но не обрезали, а только подшивали, выпуская по мере надобности сколько необходимо под подросшего ребенка. И в этой шубе, катаясь по льду, который еще не замерз на глубине, я проваливаюсь по пояс. А мороз в тот день был крепкий. Еле выкарабкалась и иду домой так важно, вальяжно, в новой, для меня, шубе" и не вижу, что внизу уже сосульки стали замерзать. Прохожу мимо мельницы, а рабочие кричат: "Девочка, бегом домой к маме, не то замерзнешь и заболеешь!" Но я доважничала до самого дома, а потом меня бабуля с мамой начали растирать спиртом, чтобы не заболела. Обошлось...

            *****
          
            До моих 8 лет бабуля Дарья, мамина мама, жила с нами. Она была глубоко верующей. А нас, в школе, учили быть атеистами, ни во что не верить. Подсматривала, как бабушка молилась перед сном, читала длинные молитвы, вымаливала нам счастливую долю и долгую радостную жизнь. Это я, как пазлы, складывала отдельно услышанные слова в свою молитву, в надежде, что пригодится. И пригодилась. Мама была очень строгой и любила дисциплину. Сказала, что дома быть в 7 вечера, хоть застрелись, но надо быть. Однажды загулялась с девчонками на верхней улице, стало темнеть. Время почему-то так быстро летело. Как сейчас, в ИНЕТе. Заходишь на пять минут, не успел оглянуться ... часа два прошло. Бегу домой, вспоминаю бабушкины молитвы и крещусь неистово, как бабушка, чтобы не досталось от мамы за непослушание. Пробегаю мимо дома, где все - коммунисты-атеисты, они с таким удивлением на меня посмотрели, но мне не до них было. Залетаю домой, а мама даже голос не повысила... Молитва помогла, вернее Бог услышал и отвел мамин гнев.
На следующий день маме доложили, что я крестилась и бормотала молитвы...
            
             *****

             В селе Кучурганы, где нас застала папина смерть, не было электричества до 1960 года. После смерти нашего папы, а погиб он в ноябре 1955 года, мы с мамой из комнаты в комнату переходили с лампой керосиновой, гуськом. Особенно боялись заходить ночью в ту комнату, где лежал папа мёртвый. Мне казалось, что в лампе таится свой мир, что там живут маленькие-маленькие человечки, у них там свои малюсенькие, как игрушечные дома, улицы, села. Только все оранжевое и раскалённое, потому что от лампы было жарко. Я фантазировала, так загадочно было, мне очень хотелось всё это увидеть, а для этого надо было заглянуть прямо в кружочек лампового стекла. И заглянула, прямо лбом прикоснувшись к отверстию. Ожог долго не заживал. Шрам остался на всю жизнь. Меченная.

              *****

              Водку я не пью с раннего детства, с 10 лет. Как-то съела что-то несвежее, траванулась. Так мне плохо было. А в доме полно гостей, праздник какой-то отмечали. И кто-то надоумил маму, что отравление можно вылечить ложкой водки с солью, если я это выпью. В свои 10 лет я твердо знала, что пить - это отвратительно. Пример отчима, злоупотребляющего спиртным, был этому доказательством. Поэтому я категорически была против такого лечения. Но маме хотелось меня поскорей избавить от мучений и она решилась. Помню: меня держат за руки, и на всякий случай, за ноги и мама вливает мне в рот "лекарство". Благодаря насилию, меня отвадили от водки на всю оставшуюся жизнь. Предлагаю, как "НОУ-ХАУ" в борьбе с алкоголизмом. Отучать в глубоком детстве, через насилие над личностью.

              *****

Начальная школа была в нескольких минутах ходьбы от моего дома. Однажды на переменке, я увидела в школьном дворе свою младшую сестренку Аленушку. Была поздняя весна. Тепло. Мы заканчивали первый класс. Я завела сестру в классную комнату, потому что урок начался и я ничего другого не придумала и посадила с собой рядом за парту. От нее почему-то сильно пахло керосином. Учительница удивилась, как могли отпустить трехлетнего ребенка, притом, пришлось дорогу переходить. Мне было разрешено доставить сестричку домой, бабушке. Какое мое удивление было, когда мы попали домой. Бабушка Дарья места  себе не находила. Оббегала всех соседей. Весь двор был залит керосином. Это моя малышка нашкодила. Она открыла краник в металлической бочке, где хранился запас впрок керосина. А бабушка понятия не имела, как закрыть. Затыкала и качаном кукурузы, и тряпками, но керосин весь вытек. Это хорошо, что никто спичку не бросил. Могла бы приключиться непоправимая беда.

               *****
По радиоточке передавали модную тогда песню "Дунай, Дунай, а ну узнай,
                Где чей подарок.
                К цветку цветок,
                Сплетай венок,
                Пусть будет красив он и ярок."
А сестре старшей срочно надо было куда-то уйти. Она огорчилась, что не может песню до конца дослушать. Я ей говорю: "Ты беги, я радио выключу, а вернёшься - включим и дослушаешь".
Мне тогда, в пять лет, казалось, что если радио выключено, то трансляция прекращается.
               *****

Продолжение...


Рецензии
Ах, детская непосредственность. Как же приятно все это слышать. Спасибо за воспоминания. С уважением, Ю.Я.

Юрий Яесс   26.07.2019 15:32     Заявить о нарушении
Вам, Юрий, большое спасибо, что не поленились написать отзыв.
С уважением,

Тамара Ненчина   27.07.2019 07:04   Заявить о нарушении
Тамара, чего здесь лениться, если понравилось. Я же знаю, что доброе слово и кошке приятно. А уж автору... Тем более, что и сам я нечто подобное, но только не о себе, а о внучках когда-то накропал. Если будет любопытно, то можете глянуть, мне будет приятно. http://proza.ru/
Юрий Яесс   27.07.2019 13:00   Заявить о нарушении
Прошу прощения, но почему-то ссылку обрезает раз за разом. Придется сослаться на название. "Близняшки-неваляшки" - так называются зарисовки, о которых я говорю. Если будет желание, то легко найдете через поиск Сontrl-F.

Юрий Яесс   27.07.2019 14:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.