Письма из Алма-Аты и Москвы

Тамара Ильина  -  профессор медицины  живёт а Алма-Ате . Есть у меня фотографии , где девочка Тамара и мальчик Марик в городе Харькове стоят рядышком обнявшись . Марк Азов и Марк Азов  - жрузья детства .
Иногда Тамара писала мне , когда Марк не мог ей ответить . Вот одно из писем .


Уважаемый Михаил!
    Все присланное Вами получила. Благодарю так же за поздравление с совершеннолетием. Прочла письмо Виктора Гагасова. Приятно, конечно, что он поставил Азова рядом с Сахаровым, но  в национальной принадлежности он хорошо разбирается, а от его призыва "Объединяйтся" мне стало страшновато. Надеюсь этого не случится .
     Вам просила передать привет наша поэтесса Надя Чернова. Девушек забывать нельзя, тем более славных.
 
С уважением и сердечным приветом
Тамара Ильина

+++


            Марк Азов
                Убей, или будешь убит.

         Война нас учила когда-то.
         Он был повседневен, как быт,
         Закон фронтового  солдата:
          «Убей, или будешь убит!»
         
         Что было, о том не жалею.
         Но, жаль,  позабыть не дано -
         Иной был закон для еврея:
        «Ты будешь убит все равно».
 
         Нам это внушали с пеленок:
         Так было и будет в веках,
         Хоть, вместо оружья, ребенок
         Лежит у тебя на руках…..

         Но вспорото небо войною,.
         И  вот уже встал во весь рост
         С ножом над еврейской страною,
         Восточный, второй Холокост.
         
         Мы стали трезвее и злее ,
         И входит в наш взорванный быт 
         Солдатский закон для  еврея :
         « Убей, или будешь убит!»
         
           2006 год.

У каждого в биографии свой гусь. Когда мы в рядах доблестной Красной Армии пересекли границу Германии, политруки стали говорить:
- Фрицы грабили нашу землю, теперь вы вправе мстить и брать, что захочется!
И в первом же немецком селе "славяне" увидели во дворе за заборчиком большого гусака и сказали почему-то мне:
- Сверни ему голову и тащи сюда.
Я вошел в калитку, и уже одно это гусаку не понравилось. Вытянув шею и угрожающе шипя, он пошел прямо на меня...
Об свернуть ему голову не могло быть и речи. Поначалу я даже начал пятится назад, как в 41 году, выпрямляя линию фронта, но, услышав смешки "славян" за заборчиком, осмелел и достал пистолет...Два выстрела в упор не произвели на фашистского гусака никакого впечатления. Он уже раскрыл клюв, чтоб ущипнуть меня выше сапога, когда третий выстрел свалил его,наконец...
Как я мог дважды в упор не попасть в гуся?- ломал себе голову я, пока один из "славян" не подал мне на ладони мужественное сердце гуся пробитое двумя пулями...

НАЦИЯ   ЭММИГРАНТОВ
ДВА ПИСЬМА
 
 Здравствуйте, Марк! Сижу сейчас и пишу очерк о современной эмиграции... Путешествую по Интернету, и вот наткнулся на Ваше изумительное стихотворение. Я живу в России, но после того, что американцы, отвратительно картавя, называют "Пэ-рэстройка", пришлось помотаться в поисках хлеба насущного по разным городам и весям в общей сложности лет пять. Нигде толком не прижился, как и сейчас, дома, очень уж уютно себя не чувствую. Вы в Вашем стихотворении затронули одну для меня очень важную и достаточно болезненную тему, более глубокую, чем "За что вое¬вали?" "Кто мы?" Мы, раскиданные по всему свету, люди, разных национальностей, но говорящие на одном языке. Ответа на этот вопрос я не знаю, но постоянно об этом думаю. Оказавшись на полгода аж в Бразилии, даже написал на эту тему маленькую повесть "Ветер с Аргентины". Знаете, мне кажется, что постепенно начинает склады¬ваться, как говаривали в старые советские времена "новая историческая общность": "Русскоязычный Гражданин Мира". Написал бы "русский", но боюсь быть неправиль¬но понятым. Об этом совсем недавно Познер по телевидению сказал. А ещё я здесь разговаривал с Леонидом Ароновичем Жуховицким , и тот высказал парадоксальную для меня мысль: "...утечка мозгов за рубеж - это хорошо". Почему? Потому что медлен-но, но верно начинает зарождаться русская диаспора, которая впоследствии может помочь возрождению нашей страны, как сейчас "хуацяо" помогают поднять Китай. Именно поэтому я и взялся за эмигрантскую тему. Надо ведь попытаться понять, чем дышат ТАМ твои соотечественники? Сама идея мне показалась внушающей оптимизм. С одной оговоркой:"...Жаль только жить в эту пору прекрасную Уж не придётся ни мне, ни тебе..."А в Израиле я был всего один раз, в 1992г., после того, как уже порядком пожил в Германии. Помню, как в 2 часа ночи вылезаю из самолёта авиакомпании "Ар-кия" в Бен-Гурионе, шумно вдыхаю, потягиваюсь и произношу: "Свобода, ...ля!" Шутка - не шутка, но, конечно, неделю, проведённую в Израиле, чувствовал себя почти, как дома. Когда "за бугром" имеешь возможность пользоваться русским языком - это очень важно. А про русского солдата Рабиновича, Марк, одно могу сказать - верю, что всё было не зря. С глубоким уважением, Станислав.. И ещё спасибо Вам за то, что вы писали для Райкина. На его (а, стало быть, и на Вашем) творчестве было воспитано мое (и не только моё) поколение".
Фурта Станислав - 2004/05/16 14:05


Дорогой Станислав!Очень рад Вашей заметке, потому что она не на тему, а по существу. У меня есть один такой опус, где Вечный Жид ищет себе сменщика и нахо¬дит Вечного Русского. Но самое забавное, что и в Израиле мы Вечные Русские, иначе, как русскими, нас здесь не считают. Такая вот, и правда, появилась на Земле третья после евреев и цыган вечно кочующая нация. Но это пока так: первый вскрик души...
Марк Азов - 2004/05/22 15:28


Рецензии