Научно о юморе

 
Наука, изобретательство, юмористика -- один корень, разные ветви

В статье СЕКРЕТ ЮМОРА ИЗ ГЛУБИН ЭВОЛЮЦИИ показано, что выявление в каждом из приведенных юмористических высказываний выхода за пределы известного позволяет считать достаточно убедительно подтвержденным тезис:  наука вместе с изобретательством имели и имеют один и тот же общий с юмором стимул развития – человеческую потребность в освоении, постижении окружающего мира, в расширении умственного горизонта, в преодолении узкоумия, нашего эволюционного «приобретения».

По мере социализации человека стало происходить все большее расхождение этих трех ветвей – трех форм проявления творчества, – связанное с различием в их содержательной стороне. 

Содержанием человеческих наук при изучении природы – живой (включая «самопознавательные», или гуманитарные) и неживой (включая техносферу) – стало  установление новых фактов и выявление новых закономерностей. Это предопределяло и методологические ограничения при поиске нового: жесткие требования к чистоте экспериментов, логическую непротиворечивость при построении теорий, максимальное их соответствие надежно установленным фактам.

Содержанием изобретательства стала разработка новых технических решений,  создание на основе их новых материальных объектов, запуск новых технологических процессов.

Несколько огрубляя, можно сказать, что дефицит панорамного мышления (ДПМ) в науке преодолевается всякий раз, когда обнаруживается новая закономерность, в изобретательстве - когда  появляется новое техническое решение. Что же касается юмористики, то поскольку ее содержанием стало само человеческое мышление, то преодоление эволюционно обусловленной его ограниченности происходит в каждом акте порождения новой шутки, а также в каждом акте восприятия всякой шутки, если она для воспринимающего нова.

Человеку социальному всегда была важна более-менее адекватная ориентация в мире, установление связей между тем, что прежде считалось несвязанным. По мере усложнения межчеловеческих взаимоотношений эти связи понимались все более широко: уже не только как причинно-следственные, но и как закономерности социальные, психологические, лингвистические и проч. Особый интерес приобрели и закономерности выявления таких связей, т.е. логика. Которая, как оказалось, тоже может быть элементом новизны – если она не такая, как у того, кто ее проявление воспринимает. Вот почему отпускать шутки и воспринимать их означает быть умственно активным, совершенствовать свой интеллект.

О том, как юмор близок людям науки, не забыли упомянуть, пожалуй, ни в одной из биографических книжек об ученых. Бурный успех имели в свое время издания «Физики шутят» и «Физики продолжают шутить». Нильс Бор на одном из своих научных семинаров даже принцип такой сформулировал: «Есть вещи настолько серьезные, что о них нельзя говорить без шутки».

Итак, можно считать раскрытой эволюционно-биологическую тайну юмора: она была запрятана сотни миллионов лет назад в рефлексе новизны наших животных предков, в желании больше знать об окружающем мире, о ближайшем окружении – и удовлетворять это желание играючи, расширяя себе и другим поводы для взаимоприятного общения.

Социология юмора

В современных условиях у человека появились дополнительные стимулы для порождения и восприятия нового, а значит, и новые стимулы для юмористического поведения:
1. Обращение с шуткой к незнакомым людям и их адекватный на нее отклик (смех, ответные реплики), осознается это ими или не осознается, снимают настороженность, создают ситуацию психологического комфорта при общении.
2. В подавляющем большинстве случаев человек, обладающий повышенным чувством юмора, даром остроумной реакции на текущие ситуации, положительно оценивается окружающими, он выделен среди прочих. Но именно потому, что «все хотят быть юмористами», удачных шуток гораздо меньше, чем удачных. 
3. Понимание тонкой шутки, не всякому понятной, особенно сближает общающихся. Возникает ощущение встречи «родственных душ», «братьев по разуму».
4. Неизменный успех на всех уровнях умственного развития имеет юмор поневоле (напр., когда военачальник  командует подразделению: «От меня до следующего столба – шагом марш!»), особенно если объектом насмешки становится высказывание людей известных, в частности власть предержащих. Поняв нелепость высказывания, каждый имеет возможность испытать ощущение умственного превосходства над тем, который сам не понял что сказал. Не случайно поэтому юмористический прием «как-бы-недомыслие» очень активно эксплуатируется юмористами (вспомним хотя бы телепередачи «Аншлаг», где этот прием стал чуть ли не единственным).
5. Отвлечение на юмор – психологическая защита от трудностей и тягот жизни, и те, которые в самых тяжелых ситуациях чувства юмора не теряют, вырастают в глазах окружающих и, что не менее важно, в своих собственных. Среди исторических баек есть такая. Приговоренный к повешению стоит уже под виселицей на эшафоте и спрашивает палача: «Надеюсь, веревка не из пакли?» – А тебе не все ли равно? – «Да я очень щекотки боюсь».

Подведем итог: «Если человек лишен чувства юмора, значит, было за что».

Юмор, по-видимому, может иметь и стратегическое значение

… если иметь в виду его способность противостоять росту насилия в мире, появлению терроризма как явления мирового масштаба. По мнению классика бихэйвиоризма К.Лоренца [2], “есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, грозящей человечеству”. Но в 1970-е годы в экспериментах психологов было выявлено, что юмористический стимульный материал неагрессивного содержания снижает уровень агрессивности [3]. Эти эксперименты дадут больше оснований для оптимизма, если учесть соображения психофизиологического характера.

Как известно, значительную часть тяжких преступлений составляют убийства, совершенные в состоянии аффекта, или умопомрачения. Главная его характеристика – суженное сознание. В этом состоянии человек теряет обычно присущую ему способность самооценки – именно потому, что самооценка, как сложный мыслительный процесс, требует нормального, а не патологически суженного поля сознания.

В подавляющем большинстве случаев преступник приходит в ужас от содеянного тотчас же. В остальных случаях – немного погодя, когда наступает отрезвление. И это очень важный момент, означающий: не будь этого мгновенного затмения ума, не было бы и преступления. Убийства в состоянии аффекта – это тоже одно из проявлений нашей биологической природы.

В самом деле, раз поле сознания у нас сужено даже в нормальном состоянии, то тем более это выражено в состоянии ссоры, скандала, драки. Кроме того, теперешняя жизнь во многих странах вообще «зацикливает» людей на одних и тех же проблемах безопасности и жизнеобеспечения  (т.наз. дефицитарная мотивация), из-за чего патологически суженное состояние сознания становится ближе. Криминализация общества - это не в последнюю очередь и предуготовленность все большего числа людей к патологически яростной агрессии.

Вспомним еще и о самоубийцах – возможно, людях самой тонкой нервной организации. Их последний в жизни поступок бывает, конечно, и задуманным заранее, но все равно должна быть «последняя капля», переполнившая чашу терпения и приведшая к умопомрачению. Здесь стоит заметить, что из покушавшихся на свою жизнь неудачно, т.е. оставшихся в живых, лишь ничтожный процент повторяет суицид. Здесь то же самое: момент прошел, «капля» рассосалась – и жизнь оказывается все-таки возможной.

Человек теперь живет уже не в джунглях, а в более сложной среде – социальной, техногенной. Ему нужно суметь лучше соответствовать ее сложности, и потому системное, панорамное мышление – императив выживания человечества. Самым же доступным и притягательным  средством для преодоления дефицита панорамного мышления был и остается юмор. Если будет осознано, что обучение играючи, веселая школа – это перспектива не только педагогическая, шансов на выживание у человечества будет больше.


Рецензии
В общем то, наши взгляды совпадают. И возможно, Вам будет интересна более развернутая теория юмора в его эволюционной, интеллектуальной и социальной значимости. http://proza.ru/2012/02/02/1274

ПРИРОДА ЮМОРА и КОМИЗМА
Чтобы «не умножать сущности без надобности» здесь логичен вопрос: Существует ли по природе такая структура, образование, инстинкт – то - что объединяло бы жизнерадостность, хорошее настроение, заразительность, улыбку, озорство, восторженность, красоту, эстетичность, курьез, шутку, научение, поучение, доброжелательность, социально-коммуникативную направленность?
Мы перечислили все факторы и проявления, способствующие и отражающие здоровый юмор и здоровый смех. И стоит сказать, что всё это объединяется – в инстинкте игрового поведения.
Эмоция игрового инстинкта имеет ряд особых свойств:
1. Высокая импульсивность, необходимая динамике игрового поведения
2. Впечатлительность
3. Подъём жизненного тонуса
4. Заразительность, не требующая специфических и сложных раздражителей
5. Эмоция, закрепляющаяся в социальном поведении
6. Эмоция, которая стимулирует развитие навыков (в том числе интеллектуальных)

Жизнь и деятельность человека намного богаче жизни животных. Человеку более необходима та эмоция, которая «поднимает жизненный тонус». Ему нужна как быстрая реабилитация от стресса, так и более устойчивая жизненная оптимистическая позиция. Первые три свойства эмоции игрового инстинкта являются базовыми качествами в развитии соответствующей эмоции у человека.

4ое свойство – возросло в качество субъективной генерации комического чувства. Это же свойство является фактором, влияющим и на общественное развитие и коммуникативные связи.

5ое. Закрепляемость социальная – прототип общественных и культурных отношений

6ое свойство – развивающее интеллект и остроумие.

Эта теория отражает связи и задатки развития чувства юмора по всему спектру общего и специфического, в эмоциональном и рефлекторном.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

1.Развитие интеллекта для человека играет главную роль в борьбе за выживание.
Поэтому в игровом поведении человек делает больше упор на интеллект: различные загадки, задачки на внимание, сообразительность. Или можно сказать, методика обучения детей и развитие интеллектуальных навыков включает в себя элемент игры. Игра представляет собою весёлое, затейливое и занимательное увлечение, в котором обучение проходит посредством шутки и развития образного мышления. И это уже можно считать предпосылкой развития чувства юмора.

Восприятии юмора от ума к чувству проходит через: образность и гротеск, неожиданность и парадоксальность, изумительность, невероятность, восхитительность. Здесь повод к интеллектуальному и эстетическому катарсису.

2. Человеку – исследователю свойственно сравнивать и определять. Его любознательность занижает порог чувственного восприятия, и он удивляется необычным предметам и явлениям. Это свойство восприятия позволяет забавляться не стандартными предметами и явлениями, рождает фантастические образы, гротеск, призывает «каламбурить» и «балагурить». В этих случаях нет персонифицированного комического, но как исключение или дополнение, такую разновидность комичного и смеха мы имеем.
Как это явление в антропогенезе сможет объяснить иная теория, если (снова) ни специфика человеческого игрового поведения?!

Михаил Пушкарский   26.04.2013 09:22     Заявить о нарушении
«В общем-то наши взгляды совпадают.» Вначале, при беглом чтении, мне тоже так показалось. Но потом выяснилось, что согласие лишь незначительное. Мне, имеющему редакторскую грамотность, вообще не нравится приблизительность и неряшливость изложения. Здесь некорректно само название статьи, на которую дана ссылка: «Феноменология юмора и комического»: разделительное «и» заставляет думать, что юмор к комическому отношения не имеет. Правильно было бы: «Феноменология комического, в том числе юмора». Ну а самое главное, почему я не могу солидаризироваться с М. Пушкарским, -- потому, что до корневой сути юмора он все-таки не дошел.
Об этом --см. мою рецензию на "Феноменологию юмора и комического".

Уладзимир Траццякоу   08.05.2013 09:05   Заявить о нарушении
По поводу "и" - это был "соединительный" союз. В силу этих великолепных "объединяющих" его свойств, его увековечили в памяти и традиции русского языка.
Насчет "ныряшливости" изложения - это пока все рабочие статьи, за которыми все же просматривается мысль, но из чего должна созреть ещё стройная внятная и главное, интересная монография.
Благодарю за посильную конструктивную критику!

Михаил Пушкарский   08.05.2013 23:35   Заявить о нарушении