Гл. 3. Эпоха судей

Глава 3. Эпоха судей

трудная жизнь в Ханаане

Евреи продолжали завоевывать один ханаанский город за другим. Известна история о победе их во главе с Иисусом Навином над городами Аи и Вефилем. Решающим было сражение за город Гаваон, который предпочел выплачивать дань, но не быть разрушенным. Южные Ханаанские города во главе с Иерусалимом и Хевроном выступили совместно, Но Иисус Навин заставил их отсупить и даже бежать в беспорядке. Тут произошло еще одно библейское чудо: солнце и луна остановили свое движение по небесному своду, чтобы дать евреям полностью разгромить армию хананеев. Вскоре весь Ханаан, кроме прибрежных средиземноморских городов филистимлян и финикийцев, был занят народом Израиля. На западном берегу реки Иордан поселились 3 колена Рахили - Манассия, Вениамин и Ефрем. Они заключали союзы с другими коленами, поселившимися на севере - потомками Израиля от других его жен (не от Рахили): Асир, Неффалим, Завулон и Иссахар. На юге засушливые земли занимали колена Иуды и Симеона. Колено Дана воевало с прибрежными городами, а колена Гада и Рувима остались на восточном берегу реки Иордан.

Войны с окружающими городами-государствами не прекращались. Но в Ханаан в эти годы вторгались и крупные государства извне. Сохранилось свидетельство египетского фараона Мернептаха, совершившего поход в Ханаан в 1232 г.до н.э.: "Израиль опустошен. Семя его развеяно".

В еврейских книгах этот поход египетского фараона не записан. И, по-видимому, поскольку Египет в это время переживал нападения "народов моря" – греков и негреков – еврейские колена быстро восстановились и продолжали занимать центральную часть Ханаана. А часть "народов моря", которых египтяне называли "пелешти", потерпев поражение от следующего египетского фараона Рамзеса III, осела на побережье к северу от Синайского полуострова. Евреи их называли филистимлянами. Они обладали железным оружием, в то время как евреи изготавливали свое оружие из бронзы, поэтому племена Дана, Иуды и Симеона быстро попали к ним в зависимость.

Не желая быть под филистимлянами, колено Дана вскоре ушло на север и пройдя сотню миль, захватило одиноко стоящий ханаанский город Лаис и поселилось в нем. Это был самый северный город на территории захваченной евреями в Ханаане. А самым южным был город Беер-Шева. Так что выражение "от Дана до Беер-Шевы" стало означать "весь Израиль".

союз колен израилевых

Поселившись в Ханаане, колена израилевы образовали свободный союз. Вождей каждого колена называли судьями. И вся последующая эпоха называется эпохой судей. Она длится около 150 лет и характеризуется дальнейшим укреплением евреев в Ханаане.

Северные колена разгромили войска хананеянского города Хацора. Сохранился победный гимн, относящийся к этому времени (возможно, 1150 г. до н.э.) - "Песнь Деворы". Девора была предводительницей колена Ефрема, что весьма необычно.

Вскоре колено Манассии подверглось набегу арабского племени мадианитян, пришедших с Аравийского полуострова в Заиорданье. Сто лет назад колена Рахили, тоже пришедшие из пустыни, занимались таким же разбоем против хананеян. Теперь им пришлось защищаться. Гедеон, вождь колена Манассии, создал союз и все вместе они разгромили мадианитян.

Воины колена Гада, жившего за Иорданом, под руководством Иеффая разгромили аммонитян. Когда же ефремляне, претендовавшие на первенство, решили наказать Иеффая за то, что тот не пригласил их действовать совместно, Иеффай разгромил и войска колена Ефрема.

Колено Ефрема первенствовало больше 100 лет со времен Иисуса Навина. Теперь оно потеряло свою силу. Правда, осталось их религиозное главенство - общее для всего Израиля святилище в городе Силом.

колена израилевы

10 колен Израилевых именовались по его сыновьям (кроме Иосифа и Левия). Священнослужители левиты не образовывали отдельного колена. Потомки сына Вениамина  и детей сына Иосифа Манассии и Ефрема называют часто коленами Рахили.

10 колен (кроме Иуды и Симеона) расположились на Западном берегу реки Иордан в северной части Ханаана.

Колено Иуды, одного из старших сыновей Якова-Израиля, занимало засушливую и неразвитую южную часть Ханаана, быстро поглотив немногочисленное колено Симеона, тоже сына Якова-Израиля.

Все они называли себя детьми, или потомками Израиля.

народ Израиля создает два государства: Израиль и Иуду

Впоследствии евреи создали два государства: севернее располагался мощный Израиль, объединивший 10 колен израилевых, и там возник союз племен Израиля с культовым центром в Силоме, а южнее - Иуда. Она объединила только два колена (сыновей Якова-Израиля – Иуды и Симеона), была в два раза меньше и значительно слабее и находилась в полной зависимости от филистимлян, живших на южной части средиземноморского побережья. Филистимляне на южной и финикийцы на северной части побережья, успешно сдерживали попытки еврейских племен выйти к морю, поэтому и Израиль, и Иуда оказались запертыми в центральном и южном районах Ханаана.

Песни Деворы

Израильские племена, жившие в  северной части Ханаана, вели ожесточенную борьбу на западе с филистимлянами, а на востоке за Иорданом с аммонитянами, тоже семитским племенем, пришедшим на эти земли раньше израильтян. К этому времени относится создание евреями письменного источника - Песни Деворы (Деборы), правившей коленом Ефрема.

Самсон и Долила

Видимо, чуть позже относятся истории о герое Самсоне из колена Дана, который вел борьбу с филистимлянами и попал к ним в плен.

Конец Силома

Примерно в 1050 году до н.э. филистимляне разбили войско, состоявшее в основном из воинов колена Ефрема, захватили священный ковчег завета и стерли с лица земли Силом. Больше об этом городе нигде ничего не записано. Вероятно, он больше никогда не существовал.

Самуил – пророк и последний судья Израиля

Самуил был пророком и последним из судей, сыгравшим важную роль в освобождении израильтян от филистимлян. Он был из Вениаминова колена. Родители долго не имели детей, и мать его Анна вымолила ребенка у бога. Поэтому имя Самуил означает «прошенный у бога». Добавлю еще, что родители Самуила Елкана и Анна жили в г. Рама, а молиться ездили в Силом, где было святилище. Обычно это делали осенью во время праздника в честь сбора урожая зерновых и оливок.

В старости Самуил разделил бразды правления между своими двумя сыновьями. Но они были плохими правителями:
«… уклонялись в корысть, и брали подарки, и судили превратно». Поэтому старейшины просили поставить на его сыновьями царя:
«…поставь над нами царя, чтоб он судил нас, как у других народов».

Но не только это было причиной появления царя у евреев. Во времена Самуила филистимляне, жившие на берегу Средиземного моря, решили завоевать города в глубине страны. У них было большое войско и хорошее оружие. Угроза порабощения поставила израильские племена перед необходимостью объединения под началом одного вождя. Судьи отдельных племен были не в состоянии противостоять филистимлянам.

Самуил предостерегал народ, говоря ему, что  цари могут  злоупотреблять своей властью, которую получат над людьми. Но народ не послушал его.

Как ты уже понял, евреи всегда спрашивали совета у бога. Так и на этот раз Самуил обратился к богу с молитвою. И бог повелел дать евреям царя.

Самуил созвал все племена в Массифу и велел подходить всем коленам Израилевым. А когда подошло колено Вениамина в племени Матриево оказался человек «от плеч своих выше своего народа». Так царем был избран и помазан на царство Саул, и вскоре 12 колен Израиля сплотились в одно царство.

И здесь я хочу сделать одно важное замечание: Царь Израиля считался у евреев представителем бога, но никогда не отождествлялся с ним.


Рецензии