Гл. 5. Изгнание 10 колен Израиля

                Изгнание или уничтожение –
                историческая судьба еврейского народа

Ассирия облагает государства данью

Сын Ровоама II Захария был свергнут уже через полгода после прихода к власти, и армейский офицер Менаим был провозглашен царем. Через три года после этого в Ассирии к власти пришел сильный военачальник, принявший имя крупнейшего ассирийского завоевателя Тиглатпаласара Он стал Тиглатпаласаром III.

Из ассирийской записи мы узнаем (Библия здесь молчит), что государства восточного средиземноморья объединились под руководством иудейского царя Озии.
В 738 году до н.э. коалиция потерпела поражение, и Ассирия обложила все прибрежные государства данью. Теперь Сирия освободилась от Израиля, и дань платила самостоятельно. Все государства прекрасно понимали, что, только платя дань, можно избежать полного уничтожения.

Новая коалиция против Ассирии

В тот же год Менаим умер, и на трон взошел его сын Факия, правивший всего два года. Новый военный переворот привел к власти сановника Факея. Он сразу начал создавать новую коалицию против Ассирии. Он привлек сирийского правителя Рецина, сына Венедада III. Иудея в этот союз не вступила. Она хорошо усвоила урок ассирийской силы.

В Иудее в это время умер царь Озия, а вслед за ним и его сын, Иофан. Он тоже вскоре умер, и царем стал внук Озии и сын Иофана Ахаз. Ни один из этих царей не хотел вступать в коалицию Сирии и Израиля. В этом их поддерживал и пророк Исайя.

Исайя начал свою деятельность в год смерти Озии и проповедовал свой взгляд на религию, как на главенство этических норм и социальной справедливости над ритуалами.

Израиль и Сирия пригрозили Иудее войной. Исайя высказал Ахаду свое мнение в резкой форме, и это выражение сохранилось в Библии – в книге пророка Исайи. Ситуация была труднейшая: не вступать в коалицию, – Сирия и Израиль разрушат Иудею. Вступать в коалицию нельзя, – государство будет разрушено Ассирией. Иудея не вступила в коалицию..

Войска Сирии и Израиля все-таки вторглись в Иудею и быстро опустошили всю страну. Сразу же Эдом и филистимляне освободились и стали независимыми. Ахаз оказался правителем территории чуть больше Иерусалима и его окрестностей.

Падение Сирии  и рассеяние её народа

Хотя Исайя призывал его терпеть, Ахаз обратился за помощью к Ассирии.

Ассирийские войска стремительно двинулись на запад и в 732 г. до н.э. сирийские войска были разгромлены, а Дамаск взят. Сирия утратила свою независимость навсегда. Тиглат паласар организовал депортацию населения. Он отправлял аристократические семьи на чужбину, а вместо них направлял на эти земли чужеземцев. Возникавшая внутренняя вражда поглощала энергию населения, которая, в противном случае, могла быть направлена против Ассирии.

Арамейцы, как называли себя сирийцы, никогда более не создали государства на своей земле. Однако они не исчезли. Будучи рассеянными, они сохранили свой язык и финикийский алфавит. Этот язык и этот алфавит уже несколько веков (с XIII века до н.э.) использовался в торговле и мореплавании вместо ассирийского языка с его клинописным письмом.

Так оказалась, что в течение многих столетий Сирия посредством своего арамейского языка оказала огромное влияние на мировую культуру.

Израиль после падения Сирии

Израилю оставалось существовать как государству и народу всего 10 лет.

Ассирия оторвала от побежденного Израиля две трети его территории на севере, – они стали провинциями Ассирии. У Факея осталось крошечное царство вокруг Самарии. Вскоре после очередного переворота в 732 году он погиб. Царем стал руководитель заговора Осия.

Через 4 года положение Израиля несколько изменилось. Умер Тиглатпаласар III, но Израиль не мог использовать представившуюся возможность вернуть свои земли. Он не мог на равных сражаться даже с ослабленным противником. Единственной крупной державой по соседству, которая могла бы противостоять Ассирии, был Египет. Это было бы и в интересах Египта, так как на его границе оказалось сильное государство. Вот почему Израильский царь Осия обратился за помощью к египетскому фараону Сигору.

падение Израильского царства и переселение его населения

Египет такую помощь обещал, после чего Осия отказался выплатить дань ассирийскому царю Салманасару V (сыну и наследнику Тиглатпаласара). Тот тут же двинул войска в Израиль и опустошил его, Осию сверг и взял в плен, а Самарию вскоре (725 г. до н.э.) осадил.

Три года осажденная Самария защищалась. Она оказалась в полной изоляции, – никто не помог ей – ни Иудея, ни Финикия, ни Египет.

В это время в Ассирии Салманасара V свергает с престола новый узурпатор, провозгласивший себя царем Саргоном II. Он и завершил осаду Самарии.

Ассирия, нанеся поражение Израильскому царству, решила разрушить государство и его столицу Самарию раз и навсегда. Ассирийцы выслали из Израиля 27 тысяч человек из высших слоев - землевладельцев и чиновников, правда, другая часть их бежала в соседнее еврейское государство Иуду вместе с религиозными свитками.

Переселенцев разместили в районе реки Хавор, северо-восточнее Самарии примерно на 450 миль. Вроде бы они строили новую столицу Ассирии Ниневию.

А вскоре Ассирия пала под ударами других завоевателей. Вряд ли значительное число переселенцев вернулось на родину. Библия говорит о потерянных коленах Израиля.

потерянные колена

В Израильском царстве проживало десять из двенадцати колен евреев. С тех пор десять колен считаются потерянными. В Иуде остались лишь потомки колен Иуды и Леви. Большинство потомков потерянных десяти колен были, очевидно, ассимилированы народами, среди которых они были поселены. Их следы ищут повсюду, и каких только нет гипотез, какими народами стали эти 19 колен или в каких народах они растворились. Но в Закавказье живут до сей поры горские евреи – таты в Азербайджане и эбраэли Грузии. В любом случае нет каких-либо упоминаний, что какая-то часть выселенных из Израиля евреев вернулась на родину. Современные исследователи ищут их и среди саков, и среди хазар, и среди армян…

На освободившуюся территорию ассирийцы прислали переселенцев из других неспокойных провинций. Последующие поколения смешанного населения - евреев-израильтян, оставшихся в сельской местности, и переселенцев - стали называться самаритянами.

Но сами самаритяне поклонялись Яхве и проводили богослужения в той же форме, что и израильтяне, потомками которых они себя считали. Жители Иудейского царства их евреями не считали, они были для них полукровками, а их яхвизм – никчемной и опасной ересью. В Библии появляется именно иудейская версия.


Рецензии