Гл. 6. Иудея

Иудея – вассал Ассирии

В южном царстве народа израилева – Иудее жило меньше народа – 300 000 человек, в Израиле же – 800 000. Это была более бедная страна, значительную территорию занимала пустыня. Но были у Иудеи и преимущества – Иерусалим был центром религиозной жизни народа, иерусалимский храм был святыней. Это обеспечивало лучшую защищенность от внешней угрозы и создавало лучшую традицию – со дня основания  и до завоевания Вавилоном в Иудее не было ни одного государственного переворота. Но в принципе, для этого царства были характерны те же социально-экономические процессы, что и для Израиля: расслоение общества, злоупотребления правящей верхушки и судов, идолопоклонство.

При царе Ахазе, взошедшем на трон еще в 734 году до н.э. Иудейское царство было вассалом Ассирии и исправно платило ей дань.

Иудейский царь Езекия. Осада Иерусалима Сенаххерибом. Иерусалим устоял

Сын Ахаза Езекия занимает трон после смерти отца в 715 году. Он тоже исправно платил дань Ассирии, но при первой же удобной возможности сопротивлялся ее господству.
Ассирийцы требовали, чтобы их божества получили признание в Иудее, чтобы их славили и им поклонялись. Езекия, однако, постоянно укреплял культ Яхве. Он внес новые детали в ритуалы праздника Пасхи. До него Пасха была земледельческим праздником, а Езекия сделал его политическим праздником – торжеством в честь исхода евреев из Египта. Теперь народ мечтал об избавлении от ассирийцев.
При Езекии древние предания времен Патриархов и Судей, записанные в Израиле и попавшие теперь в Иудею, соединялись с похожими преданиями жителей Иудеи. Именно с того времени некоторые легенды приняли свои современные формы.
Езекия укреплял города, а Иерусалим особенно. Здесь был даже построен специальный водопровод для обеспечения крепости водой. Повсюду были построены склады и сделаны большие запасы продовольствия на случай осады. Ассирийский царь Саргон II умер в 705 г. до н.э. Трон унаследовал его сын Сенаххериб (Сенаххирим).
Тут же подняли восстание Халдеи, жившие в низовьях Тигра и Евфрата.
Езекия совместно с филистимлянами, Финикией и при поддержке Египта немедленно отказался платить Ассирии дань. Когда в 701 году сенаххериб разделался с халдеями, он приступил к наказанию своих средиземноморских вассалов. Он смел с лица земли финикийские города, и царь Тира убежал на Кипр. На землях филистимлян он наткнулся на египетскую армию и разбил ее. Затем в кратчайший срок он захватил все города Иудеи и начал осаду Иерусалима. Легко отбил он и новое нападение египтян.
Иудея смиренно просила мира. Езекия готов был заплатить огромную дань.  Поскольку у ассирийцев были проблемы в других частях своей империи, он согласились с просьбой Езекии, сохарнили ей ограниченную свободу и династию Давида на троне.
Иудея была разорена и хорошо запомнила урок. Больше она никогда не восставала против Ассирии.
Но тот факт, что Иудея с Храмом устояла, посел легенды о несокрушимости храма и непобедимости Яхве. Пошли легенды, что отступить ассирийцев заставила чума, которую наслал на них бог, уничтожив их армию.

Иудейский царь Манассия

Сын Езекии Манассия царствовал до 642 г. до н.э. Это было самое длительное царствование в истории Иудеи – 55 лет. Этот период оказался и одним из самых мирных периодов в истории страны. Манассия исправно платил дань, принял ассирийский культ и способствовал ее распространению, препятствуя яхвизму, который продолжал проповедовать дух сопротивления.
Но Манассия считал, что цена марионеточной зависимости меньшая, чем расплата за восстание. Библия, естественно, объявляет Манассию идолопоклонником и гонителем.
В это время Ассирийские правители завоевали дельту Нила, покорив Египет. На трон вслед за Асархаддоном всходит Ашшурбанапад. Манассия своей политики не меняет. Библия, правда упоминает, что он ездил в столицу Ассирии Ниневию, и там его держали в оковах. После такого обращения Манассия вроде бы раскаялся в своем идолопоклонстве. Эта легенда похожа, ожнако, на назидательную историю придуманную позднее. 

Иудейский царь Осия. Восстановление большей части царства Давидова

После смерти Манассии два года правил его сын Амон, приверженец политики отца, но его убили, и в 640 г. до н.э. на престол всходит другой его сын Осия, которому было всего 8 лет. Это случилось в 640 г. до н.э.
Когда Осии стало 16 лет, оказалось, что он приверженец яхвизма и мечтает о полностью независимом государстве Иудея. Ассирийские религиозные культы перестают соблюдаться.
Ассирия в это время начала слабеть. Из-под ее власти вырвался Египет. Бунты в провинциях становились все чаще.
Осия быстро воспользовался этим: он двинул войска на север и захватил земли, когда-то принадлежавшие Израилю, и часть территории Сирии вплоть до Дамаска. Была захвачена и Трансиордания. Через три века после Соломона территории Иудеи и Израиля вновь оказались объединены под властью династии Давида, правившей из Иерусалима.

Укрепление яхвизма. Книга Закона

Осия принимает решительные меры к укреплению внутреннего единства страны. Первое, что он делает, полностью обновляет храм Соломона.
Первосвященник Хелкия объявил, что в тайной нише каменной стены Храма найдена старинная Книга Закона. Они убедили народ, что книга написана самим Моисеем , получившем Закон от самого бога. В ней яхвизм был провозглашен единственной религией евреев.
До наших дней эта книга не дошла, и ее точное содержание неизвестно. Считают, что он близка к Второзаконию, где приведены речи Моисея перед переходом евреев через реку Иордан, незадолго до своей смерти.
Иосия полностью признал Книгу Закона и начал проводить религиозную реформу – искоренять любые неяхвистские культы. Иерусалимский храм был оставлен единственной святыней яхвизма.

Поражение Осии от египтян

Ассирия агонизировала. Халдеи со столицей в Вавилоне, объединившись с кочевниками-мидийцами быстро захватывали Междуречье, нанося одно поражение за другим ассирийской армии. Стычки теперь проходили в верховьях Евфрата.
Но теперь впервые за последние 600 лет имперской славой  соблазнился фараон Нехо II в Египте. Он решил подойти к долине Тигра и Евфрата на севере и поддержать ассирийскую армию против халдеев и заполучить побережье Средиземного моря.
В 609 г. до н.э. Нехо II отправил свои войска вдоль средиземного моря на северо-запад. Он был чрезвычайно удивлен и рассержен, когда на его пути встал Осия, царь иудейский. Осия к этому времени считал себя правителем большого государства. Более того, он возродил истинную религию и твердо верил, что бог ему поможет.
Войска Иосии встретили египтян у Мегиддо в 55 милях севернее Иерусалима.  Именно на этом месте Тутмос III выиграл у народов Ханаана великую битву. И на этот раз египтяне победили, а Иосия был убит.
Иосия задержал на короткое время армию фараона, и ассирийские войска успели уйти, а египетские войска были встречены армией халдеев, которые еще в 610 г. до н.э. захватили столицу Ассирии Ниневию.
Нехао II избежал прямой конфронтации с халдеями, которых в одиночку побаивался, и решил закрепить свою победу над побережьем Средиземного моря.

Иудейский царь Иохаз

Иерусалим не был завоеван, но вынужден был подчиниться Египту. На трон был возведен младший сын Иосии Ахаз, но он не устроил фараона, т.к., по его мнению, был недостаточно подобострастен. Его отвезли в Египет, для пожизненного заключения. Старшего сына Осии Иоакима Нехо приказал занять царский трон. Иоаким поклялся в верности Нехо и уплатил дань.

Иоаким

С 605 г. до н.э. Во главе халдейского царства встал Навуходоносор. Практически сразу в битве у Кархемыша Нехо терпит полное поражение, и егопетские войска откатываются на юг. Теперь все мелкие государства Средиземноморского побережья присягнули на верность Навуходоносору.
Египет же продолжал поддерживать мятежи против него. А тут Иоаким развернув строительство, начал нуждаться в деньгах, взять которые можно было только у Египта.
Против царя Иудеи выступил пророк Иеремия.

Пророк Иеремия

Иеремия вошел в историю как мягкий пророк., или пророк поневоле.. Он начал свою миссию в ранней молодости при царе Иосии. Иеремия поддерживал царя Иосия в его войне с коррупцией вельмож, судей и священнослужителей, боролся с неправдой лжепророков, поддерживал его усилия в искоренении идолопоклонства и насаждении истинной веры – яхвизма. Иеремия предсказывал и грядущее – бедствие, надвигающееся на Иудею: разрушение храма и вавилонское пленение. Это он объявлял божьей карой за служение чужим богам и за упадок нравов.
К 605 г. до н.э. Вавилон овладел всеми территориями Ассирии. На Иудею была наложена непомерная дань. Иеремия призывал подчиниться халдеям, не оказывать им сопротивления, предупреждал, что иначе они могут всех раздавить:
– Не надейтесь на обманчивые слова: “здесь храм господень, храм господень, храм господень”.
Царь Иоаким не послушался его и в 601 г. до н.э. не выслал халдеям дань. Это было равносильно объявлению войны. Расплата последовала быстро. В 597 г. до н.э. Навуходоносор захватил Иерусалим и разграбил храм. Иоаким во время осады Иерусалима умер. Его сменил его сын Иехония. Нового царя и большинство (несколько тысяч) его советников были отправлены в Вавилонию.
Навуходоносор посчитал, что Иудея еле жива и проявил милосердие. Сама Иудея была сохранена. Иерусалим и храм не тронули. На трон был посажен третий сын Иосии (дядя Иехонии) Седекия.

Иудейский царь Седекия. Пророчества Иеремии. Разрушение Иерусалима и первого Храма

Седекия, вопреки пророку Иеремии, продолжал политику борьбы с Вавилоном. Эта борьба была организована Египтом, которому удалось уговорить все государства Ханаана – Моав, Аммон, Эдом, Тир –  выступить против Навуходоносора. Египет обещал, что и сам примет участие в боевых действиях.
Пророк Иеремия вновь и вновь призывал Седекию не дразнить вавилонского колосса: “лучше уж быть в ярме, но спасти свою жизнь”. Еремию посадили в тюрьму, жестоко избили, но он продолжал “по повелению бога вразумлять” неразумных. Еремия появился на улицах Иерусалима с узами и деревянным ярмом на шее. И всем царям, вступившим в союз против Вавилона, он послал по такому же ярму: “Подклоните выю свою под ярмо царя Вавилонского и служите ему и народу его – и будете живы.” Другой пророк Анания, выступавший против, “взял ярмо с выи Иеремия и поломал его. Но Иеремия вернулся уже с железным ярмом и сказал Анании: Ты сокрушил ярмо деревянное – и сделаешь вместо него железное”. Пророчества Иеремии сбылись.
В 589 г. до н.э. царь Седекия отказался платить Вавилону дань. Через два года в 587 г. до н.э. Навуходоносор подступил к Иерусалиму. Ни Египет, ни одно из других государств не пришли Иудее на помощь, и Иерусалим был захвачен вторично.
Теперь Навуходоносор решил покончить с Иудеей и Иерусалимом навсегда. Он разграбил город, а храм разрушил, сравняв его с землей.
Это произошло через 367 лет после строительства храма Соломоном.
21-ом монарха из династии Давида – Седекию схватили и ослепили, а его сыновей казнили. Династия Давида оборвалась через 427 лет после восшествия Давида на престол.
Множество жителей Иудеи отправили в изгнание – десятки тысяч пленных построили в колонны, связали веревками и погнали в Вавилон.
Через три месяца был убит губернатор провинции, в которую теперь входила иудея, и часть ее жителей бежала в Египет вместе с пророком Иеремией. Прок горько оплакивал страдания своей страны и ее народа. До нас дошел манускрипт ХIV века “Плач Иеремии”.
Правящие классы Иудеи, как раньше Израиля, оказались в долине Тигра, Евфрата и Нила. На землях Иудеи остались жить простые неграмотные крестьяне, правда, сохранявшие свою религию, но на весьма примитивном уровне. А к ним подселили людей, изгнанных с других территорий.
После падения Израиля и изгнания его 10 колен Иудейское Царство продолжало существовать еще 134 года. Но в 586 году до н.э. и ему приходит конец.

Иудейские пленники в Египте

О жизни пленников в Египте мы знаем немного. Известно, например, что большая группа евреев была послана на Слоновий остров – речной остров на Ниле, далеко на юге Египта. Там они, будучи стойкими солдатами охраняли границу от набегов нубийцев. Что характерно, эта группа евреев построила там, в 700 милях от Иерусалима, храм Яхве.

вавилонcкое пленение. Синагога.

Пленники прошли 1300 км изнурительного пути от Иерусалима до Вавилона. Их вначале содержали в лагерях, и они работали на строительстве царских дворцов в Вавилоне и сооружении оросительных каналов.
Навуходоносор, будучи просвещенным монархом, не преследовал евреев в Вавилонии. С ними обращались довольно терпимо и даже разрешили поклоняться Яхве.
А после смерти Навуходоносора им стали возвращать личную свободу.Евреи селились на окраинах Вавилона, занимались садоводством и овощеводством.
“При реках Вавилона , там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, а притеснители наши – веселия: «пропойте нам из песней Сионских». Как нам петь песнь Господню на земле чужой?”
Да и мысли закрадывались опасные: так ли силен их бог: Неужели бог вавилонян Мардук сильнее и могущественнее? Надо ли следовать за поверженным богом?
Но у народа иудейского были в изгнании свои пророки, поддерживавшие их веру.
“Так говорит господь бог: Я открою гробы ваши и выведу вас, народ мой, из гробов ваших, и введу в землю Израилеву”.
Тем более, что они взяли с собой священные книги: Книга Закона, , исторические предания, записанные при Иезекии, свитки таких авторов, как Исайя и Иеремия. Они собирались вместе, чтобы изучать Закон. Такое собрание называлось Конгрегацией. Равнозначное выражение в греческом, заменившее впоследствии слово конгрегация, – синагога. Так что, яхвизм, лишенный своего храма, начал жить в синагогах.

Пророк Иезекиль. Мессианство. Суббота. Иудаизм

Пророком у евреев в Вавилонии был Иезекииль. Считают, что он был из семьи Задоков (Цадиков), которая поставляла высокопоставленных священнослужителей еще со времен царя Соломона. Он был изгнан еще после первой осады Иерусалима вместе с пророком Иехонией. Иезекииль верил в восстановление царства и храма, в возрождение яхвизма и рода Давидова.
Говоря о царе из династии Давида, евреи называли его помазанником, или Мессией. Поэтому мечта о таком идеальном царе называется мессианством. Оно возникло в Вавилоне, но живет и сейчас.
В Вавилоне год делили на семидневные периоды. У них вообще была достаточно сложная астрономическая наука, которая придавала большое значение семи планетам. Евреи восприняли это, но придали субботе – седьмому дню – религиозный смысл. Так возникла священная суббота – Шаббат.
Изгнанники усиленно работали над тем, чтобы придать своим писаниям законченную форму. Во время вавилонского пленения в них включили вавилонская легенда о сотворении земли (ее, разумеется, как могли, очистили от языческих элементов). История Адама и Евы, перечень их потомков-долгожителей, великий потоп, вавилонская башня – все это пришло к евреям из вавилонских легенд. Цивилизация вавилонян была более древней, утонченной и изысканной, и исследователи отмечают эти проявления в историях, пришедших из легенд Вавилона. Да и происхождение Авраама связали теперь с древним городом Уром, т.е. с самими вавилонянами.
Считают, что новый яхвизм, развитый в Вавилоне, полностью не был реализован на практике, но стал моделью для создания позднейших верований. По сути своей тогда был создан иудаизм, и пророка Иезекииля называют отцом иудаизма.
Иезекиль не дожил до возвращения евреев в Иудею.

персидский царь Кир разбил Вавилон.

Через полвека, в 538 г. до н. э. правитель персов Кир разгромил халдеев, создал империю и разрешил евреям Вавилона вернуться домой. Так что, как видите, им повезло, – они не затерялись в изгнании, как израильтяне.

Второй Исайя

Евреи Вавилона встали на сторону персов, надеясь, что они разрешат им вернуться домой из изгнания. Их позиция запечатлена пророком, имя которого нам неизвестно. Его труды впоследствии включены в Книгу пророка Исайи, который жил на 200 лет раньше (с сороковой главы). Имя его осталось неизвестным, и его условно называют вторым Исайей.
Он приветствовал приход Кира, и число его последователей было весьма велико. Но главное, что он сделал, – предложил новый взгляд на бога. Раньше Яхве был только богом евреев. Теперь Яхве стал богом всех людей – евреев и неевреев, – единственным богом в мире, кому имло смысл поклоняться любому человеку.
Теперь вся история мира стала замыслом божьим. Например, если Иерусалим и Храм были разрушены Навуходоносором, то это был замысел божий, а царь Навуходоносор – орудие в его руках. Когда же придет время восстановить Храм и Иерусалим, то это тоже будет деяние бога, а Кир станет его орудием. Второй Исайя всячески восхвалял Кира:
Бог “воздвиг от Востока мужа правды, призвал его следовать за собою, предал ему народы и покорил царей”.
Он даже наградил его мессианским титулом:
“Так говорит Господь помазаннику своему Киру: ‘Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить теюе’”.
Это был уже настоящий монотеизм – единый и единственный бог в мире. Многие рассматривают его как великое нововведение – великий дар, который евреи дали миру.

Возвращение в Иудею из вавилонcкого пленения

Евреи видели в Кире не только освободителя, но и посланника божия. Кир не только разрешил вернуться, но и отстроить храм. Более того, он приказал вернуть все предметы, увезенные Навуходоносором из Храма. Но пока не было разрешено возродить государство Иудею.
Евреи праздновали освобождение как новый Исход:
“И поднялись главы поколений Иудиных и Вениаминовых, и священники, и левиты, всякий, в ком возбудил бог дух его, чтобы пойти строить дом господень, который в Иерусалиме”.
Не все решились покинуть Вавилон. Состоятельные люди не хотели переезжать в разоренную страну. Но все давали средства на восстановление храма.
Среди вернувшихся Библия называет Шешобацара(сына Иехонии). Его место вскоре занял Зоровавель, его племянник, внук царя Иехонии и, следовательно, потомок Давида в 20 поколении. Первым первосвященником стал Иешуа (Иисус) сын иерусалимского первосвященника из рода Задока, служившего в храме в момент его разрушения.
Так была обеспечена преемственность непрерванных ветвей – царя Давида и первосвященника Задока, служившего при царе Соломоне.
Но за полвека на земле Иудейской многое изменилось. 


Рецензии