Вариант сознания... ч. 96

   
                Темная  материя
Среди  главных открытий   2007  года  названо решение  задачи Пуанкаре  Гришей  Перельманом,  а также открытие переходного  звена  эволюции между  рыбами и  наземными существами.  Это что-то вроде  четырехногой  рыбы, которая  могла и плавать,  и ходить.  Глаза – сверху,  как у  рыб из мелководных  бассейнов.  Кроме  того,   ученые   прочитали геномы   хомо сапиенс  и  неандертальца:  сходство  на  99 процентов,  но эти  существа   разошлись примерно полмиллиона лет назад.
Пишут про  исследования  так называемой  невидимой «темной материи»,  которая составляет  пять шестых  массы  Вселенной. Она   расширяется сама -  и  вовлекает в процесс  видимое  вещество   звезд и галактик.  Темное вещество  искривляет   свет,  потому наше представление  о  подлинном виде   галактик  и конфигурации  Вселенной   относительно.  Я  так  думаю,  что  был прав, когда представлял себе   видимую вселенную  как   мыльный  пузырь, по поверхности которого растекаются, разбегаются  галактики,  чтобы потом собраться  на другой стороне  пузыря. Видимый  свет  -  это  та часть поверхности пузыря,  которая  «не за горизонтом». Когда все  звезды  и галактики соберутся  в одну  точку  - будет новый  взрыв,  все  начнется сначала…  А темное вещество -  это та субстанция, которая  внутри  пузыря,  которая и притягивает  видимое вещество.  Может, это субстанция  Бога…
                8  января  2007. 
                * * *
                PS. Еще раз о множественности миров.
              Информация   к  размышлению
       Похоже, спор между физиками, длящийся уже более полувека, подходит к  завершению. Речь – о проблеме множественности  Вселенных. Известный британский физик-теоретик Дэвид Дойч из Оксфордского университета опубликовал вместе с коллегами статью, в которой доказывает, что   без тезиса о множественности Вселенных (он называет их совокупность Мультиверс, то есть, Мультивселенная) не может быть квантовой механики.
   Любители научной фантастики со множественностью Вселенных давно  сроднились, для них перебраться из мира в мир – все равно что перейти        улицу. Первый, кто написал об этом, был О'Генри с его рассказом        «Дороги, которые мы выбираем». А 50 лет назад   на идею Мультивселенной всерьез подсели и физики. Это случилось после того, как в 1957 году выпускник  Принстонского университета Хью Эверетт опубликовал странную статью, где впервые была высказана идея о расщеплении миров.
      По Эверетту, в момент «измерения» (этому термину ученый придает куда более широкий смысл, чем общепринятый) Вселенная расщепляется на множество   других.  Иными словами – каждый миг каждая Вселенная в мире Эверетта расщепляется  на непредставимое количество себе подобных, а уже в следующий миг каждая  из этих новорожденных расщепляется точно таким же образом. И есть  огромное, чуть ли не близкое к бесконечности и все время увеличивающееся  множество Вселенных, и в этом множестве есть множество миров, в которых   существуете вы. В одном мире вы, читая эту статью, пьете чай, в другом –  кофе. В одном мире вы едете в переполненной электричке, в другом – на  собственной океанской яхте. В одном мире вы победитель, в другом –   побежденный.
      Идея сразу обрела множество сторонников.  Появился термин – «эвереттизм». Появились сообщества эвереттистов, которые с появлением Интернета  активизировались и разрослись.
      Физики же в отношении идеи множественности миров немедленно разделились на два лагеря. Среди крупных теоретиков  провели социологический опрос: множественна Вселенная или нет? 58% сказали   «да», 38% отвергли эту идею. В числе сторонников   Мультиверса оказались такие зубры, как Мюррей Гелл-Ман, Стивен Хокинг и  многие другие. Среди них – Дэвид Дойч, ученик Эверетта,   убежденный сторонник Мультиверса.
      Вселенная есть квантовый компьютер. Квантовый компьютер – это одновременное выполнение        огромного количества (в идеале даже большего, чем число атомов во  Вселенной) параллельных вычислений и мгновенное наложение всех результатов  друг на друга. Фактически квантовый компьютер занимается тем же, чем  занимается и Вселенная. По Дойчу, Вселенная и есть квантовый компьютер.
      Именно работы по квантовым вычислениям привели Дойча к идеям о структуре Мультиверса. Но если Дойч и его сторонники с самого начала были убеждены в существовании многомирного мира и сегодня обсуждают   уже детали его строения, то для остальных его коллег это была лишь пусть стройная, но всего лишь дерзкая  гипотеза.
      Теперь, возможно, наступило другое время.    Дэвид Дойч утверждает: при существующих взглядах на строение  Вселенной множественности миров просто не может не быть.  К возможности встречи с самим собой в другой Вселенной ученый относится   скептически.  «На микроскопическом уровне Вселенные все время взаимодействуют, так что в этом смысле вам не надо переходить в другую Вселенную  – вы уже находитесь там. Но на макрошкале Мультиверс распадается на  регионы, которые мы называем Вселенными и которые воздействуют друг на друга очень слабо. Соответственно другие версии «вас» почти не взаимодействуют между собой».
                Владимир Покровский
                Новая газета, 24  окт. 2007.


Рецензии