Прикладная эпистемология для 5-классников

Уважаемые господа пятиклассники!

Позже я вам объясню, почему я так необычно к вам обратился, и насчет «уважаемых» скажу, и по поводу «господ». Прежде всего хочется сообщить, что вам, именно вашему классу, выпала честь первым приобщиться к новому, очень перспективному делу – к занятиям по настройке ума.

Кстати, именно занятиям, а не урокам. Урочная система здесь совсем не подходит, вы потом сами убедитесь, что это так.

По вашим глазам вижу – есть вопрос: а разве наши умы не настроились уже за 4 года обучения? Да, конечно, в какой-то степени. Но тут речь идет о такой настройке, которая еще в школе никогда и никем не делалась. Так что и я сам, хоть и ваш учитель, но тоже свои мозги за учебный год надеюсь хоть немного за счет вас поднастроить. Вообщем, будем обучаться взаимно.

Более того вам скажу: наше совместное обучение будет даже многим взрослым наука. Дело в том, что людям мозги, если не сменить, то изменить, настроить – давно пора.

Об этом надо поосновательней поговорить. И с этой целью поучительно присмотреться к языку, который, как бы его ни использовали, но – остается инструментом мышления. И сбои мышления в языке очень уж показательно фиксируются.

Самый простой случай – речевые ошибки. И тут я рассчитываю на вашу помощь. Человек съездил, допустим, в Москву. Как правильно сказать, откуда он приехал?
 -- Из Москвы.
 -- А как часто говорят?
 -- «Приехал С Москвы».
 -- А еще говорят: «Я пришел СО школы». Как будто человек НА школе сидел и учился!
 -- Верно подмечено. А как народ насчет половины выражается?
 -- Говорят: «большая половина», «меньшая половина».
 -- Как будто половины не одинаковые!
 -- Тут мы разобрались. А вот посложнее задачка. Пасажир спрашивает, где ему надо выйти, чтобы попасть туда-то, а ему говорят: «Вам нужно проехать одну остановку». Где ему нужно выйти?
 -- На следующей!
 -- Нет, через одну, ведь следующую он должен проехать!
 -- А если понять буквально?
 -- Ух ты, и правда! «Проехать одну остановку» -- так ее ведь и проезжать незачем! 20—30 м можно и пешком пройти!
 -- Ну так что? Стоит ли такое выражение применять, если путаница возникает?
 -- Нет, конечно!
 -- А какое лучше?
 -- «Выйти на следующей»!
 -- Хорошо, давайте выйдем… выйдем на следующую тему, поскольку вы уже немного настроили свои умы, подмечая чужие сбои мышления в речи.

Теперь я вам готов сказать, почему я к вам так необычно обратился. Дело в том, что человек, имеющий свое собственное мнение и умеющий аргументированно его отстоять, способный критически оценить даже, казалось бы, неоспоримо общепринятое, ставящий себе в жизни непростые задачи и вырабатывающий стратегию их достижения, сформировавший для себя жизненные принципы и неукоснительно им следующий -- это не просто человек, это суверенная, творческая личность, заслуживающая уважения.

К этому должен был бы стремиться каждый человек, но далеко не у всех получается. У вас должно получиться -- вам ведь предоставляется методическая помощь по психологической настройке ваших умов, и я уже вижу в вас хозяев своей судьбы, уважаемых людей, сумевших преодолеть – с дрожью в голосе об этом говорю – эволюционную отягощенность человеческого мышления. Вот почему я вас и назвал – немного в кредит – уважаемыми господами.

Эта отягощенность -- серьезная тема, достойная отдельного занятия. А сейчас есть возможность послужить общему делу… Лес рук, но Алеша уже на слове «послужить» руку поднял, так что всех остальных прошу пока побыть зрителями и слушателями. Пока – потому что ваша умственная инициатива еще всем не раз пригодится.

Итак, Алеша, сейчас ты нам кое-что интересное покажешь. Ты будешь считать, а я буду задавать тебе вопросы. Ты должен, оторвавшись на ответ, продолжить счет с того места, где остановился. Готов? И я тоже приготовился. Начинай считать.

-- Раз, два, три, четыре, пять…
 -- Русский поэт?
 -- Пушкин. Шесть, семь, восемь…
 -- Птица?
 -- Курица. Девять, десять, одиннадцать…
 -- Насекомое?
 -- Муха. Двенадцать, тринадцать, четырнадцать…
 -- Животное?
 -- Собака. Четырнадцать…
 -- Стоп! Четырнадцать уже было.
 -- Пятнадцать, шестнадцать, семнадцать…
 -- Спортивная игра?
 -- Футбол.
 -- Теперь, Алеша, садись, ты хорошо справился с заданием на распределение внимания. А почему, интересно, ты сбился на собаке?
 -- А у меня еще и кошка в голове была, помешала.
 -- Ну, Алеша, молодец! Ты дал нам поводов для размышлений даже больше, чем я ожидал. А теперь я предлагаю вам всем подумать, какие выводы можно сделать о человеческом мышлении из того диалога, свидетелями которого вы все были. Обсуждение сделанных вами выводов будет отличным введением в ту тему, которая будет главной на следующем занятии.


Рецензии