Случай в тайге

       Медведь тихонько брел по просеке. Неторопливо перебирая лапами и принюхиваясь к осенним запахам, он направлялся к таежному озеру. Там находились его любимые угодья брусники и поздней малины. Хозяин леса пробирался не спеша, чуть прихрамывая на левую заднюю лапу. Четыре года назад неподалеку отсюда жители таежного поселка застрелили его мать и подранили его, двухгодовалого медвежонка. Чудом ему удалось спастись, выжить в тайге. Тогда, голодной весной, мать-медведица, чтобы прокормить своего единственного медвежонка, решилась на очень опасный поступок. Она направилась к жилищу людей, откуда неслись в тайгу вкусные запахи сытой скотины. Громкий лай собак. Мать, поднимающаяся на дыбы, чтобы прикрыть его. Гром выстрела. Он остался один. Теперь он вырос, окреп. Сейчас никого на своем участке не боится. Пожалуй, бояться нужно его. Любой таежный зверь, издалека учуяв запах хозяина, торопится унести ноги. Таежные обитатели знают, каким неслышным может быть поступь медведя, чем грозит один удар его лапой. “Хромой”, так звали его поселенцы, с тех пор не подходил близко к жилищу людей. Однако один раз в году, осенью, позволял себе поближе подобраться к озеру, чтобы полакомиться созревшими ягодами.
           Вот и сегодня он с удовольствием предвкушал, как будет лакомиться лесными деликатесами. Неожиданно для себя он наткнулся на песчаную дорогу, которую совсем недавно проложили нефтяники к своим качалкам. Тревожно осмотрелся. Тишина. Вышел на дорогу. Так идти удобнее. Раненая лапа меньше беспокоит. Внезапно он остановился, наклонил крупную, лохматую голову, стал что-то нюхать. Прямо посередине дороги тянулась ровненькая цепочка следов от женских резиновых сапожек. На мягком песке каждый след выделялся отчетливо. Чутье подсказало зверю, что следы свежие, оставлены не более чем час назад. Медведь понял, что человек-женщина не знает о его приближении, так как ветер дул в его сторону и следы не пахли тревогой. Любопытство и неприязнь к неожиданному появлению непрошеного гостя на его участок заставили хозяина тайги пойти прямо по следам. Огромные когтистые лапы наступали на хрупкие следы, оставленные маленькой женской ногой, и разрушали их.
          На большой поляне, круглой как тарелка, окруженной огромными кедрами, сидела хрупкая девушка. Первый раз в жизни она видела такую красоту. Солнце, опускающееся на закат, багрянцем окрасило могучие деревья, из-за которых просвечивало, горящее закатным огнем, северное озеро. Мелкие рябинки и берёзки тихонько играли золотой и пурпурной листвой. Вся поляна была, как ковром покрыта кроваво-красной, крупной клюквой. После того, как у девушки прошло первое изумление от увиденной красоты, она наклонилась за первой горстью и спустя несколько минут забыла обо всем на свете. Руки проворно мелькали, красивые ягоды горстями ложились на дно ведерка. Дело спорилось быстро. “Надо торопиться”- подумала Оля. Солнце начало садиться. “Выйду на дорогу не позже четырех часов, а уж там полчаса быстрым шагом и я в поселке. Все хорошо. Расулька обещал встретить”- она пыталась заглушить легкую тревогу человека, который впервые оказался в тайге один. Но тут же забыла о ней переползая на коленях на соседнюю кочку за ягодами. “Это сказка! Чудо! Как замечательно, что я сюда приехала! Где такое еще увидишь!”- мелькало у нее в голове. Набрать бы больше ягод. На самом деле свободного времени для походов за ягодами не так уж и много. Подготовка к урокам в школе занимает все время. А еще с ребятами затеяли поставить спектакль.
   После окончания педагогического вуза Оля вместе с остальными выпускниками с трепетом стояла у деканата, ожидая распределения на работу. Полгода назад она подала заявление в горком комсомола с просьбой послать ее на работу в один из северных городов. Теперь она гадала, примут ли во внимание ее просьбу. Студентов приглашали в соответствии с их успеваемостью. Оля Ермакова была одной из лучших на факультете, поэтому в деканат она вошла второй. Комиссия сообщила ей радостную новость. Ее просьбу удовлетворили. Ольга Викторовна - учитель русского языка и литературы направляется по комсомольской путёвке на работу в один из молодых северных городов. Прыгая на одной ножке от радости, Ольга выскочила из деканата, перечитывая снова и снова приятные слова: ”Прибыть на работу до двадцать пятого августа”. Родители, воспитанные на принципе “Надо, так надо!”, зная самостоятельный и твердый характер дочери, деловито помогали ей готовиться в дальнюю дорогу.
           Аэропорт. Долгий перелет с посадкой в Тобольске. Вот и на месте. Сразу же с вещами в Управление образования. Оля почему-то ожидала гостеприимной встречи. Однако, потыкавшись то в один кабинет, то в другой, она сменила радость на некоторую досаду. Чиновница, к которой ее направили, тихим голосом, недопускающим пререканий, сказала: ”В городе пока достаточно специалистов. Не знаю, куда бы Вас, Ольга Викторовна, пристроить?”. Девушка сидела растерянная, мяла в руках листочек комсомольской путевки и мысленно перебирала свои возможности устроиться где-то на ночлег. Домашний ребенок, она довольно плохо представляла себе, что так скоро ей нужно будет проявить свою самостоятельность и способность принимать решение.
    Дверь шумно распахнулась. В кабинет как буря ворвался большой мужчина в сапогах и толстом, крупной вязки, джемпере. “Татьяна Константиновна, вот документы. Где мои коробки?”- громким, уверенным голосом проговорил он и тут же добавил: “Книги книгами, а где же люди? Вы же обещали!”. Быстро подхватил указанные коробки и уже направился к двери, как Татьяна Константиновна остановила его: “Борис Николаевич! Позвольте представить Вам Ольгу Викторовну Ермакову, замечательного молодого специалиста, учителя русского языка и литературы. Закончила вуз с красным дипломом!”.
   Мужчина поставил коробки, просиял женщине улыбкой: “Спасительница Вы моя дорогая! Что бы я без Вас делал!”. Повернулся к Ольге и внимательно посмотрел на нее. Невысокого роста, хрупкого телосложения, в строгом учительском костюме, смущенный, несколько растерянный взгляд изумрудно-зеленых глаз, густые ярко-рыжие волосы собраны в косу. Татьяна Константиновна, приободренная удачным стечением обстоятельств, позволяющим решить сразу две проблемы, представила здоровяка: “Борис Николаевич, директор средней Снежинской школы”. И сразу же, пока Ольга не успела промолвить и слова, добавила: “В школе требуются специалисты, а Борис Николаевич приехал за учебниками и пособиями и как раз возвращается в село. Очень хорошо, что Вы здесь оказались. Приказ по Управлению сейчас Вам сделаю”.
    Спустя месяц после приезда, Оля не понимала, как могла сомневаться. Место, куда она попала, казалось ей сказкой, которую она читала в детстве. Могучая Обь невозмутимо катит свои воды, берег, поросший могучими кедрами, простые чистосердечные люди. Опытные учителя отнеслись к молоденькой специалистке с материнской теплотой и участием. На удивление Оли условия жизни у нее были вполне хорошие. Для учителей было построено теплое общежитие из вековых сосен. У каждого своя комната, уютно обставленная. До школы пять минут пешком по деревянному настилу. Как-то само собой получилось, что, не говоря ни слова, Борис Николаевич и Оля с первой минуты знакомства почувствовали приязнь друг к другу. При каждой встрече с молодой учительницей лицо директора школы сияло улыбкой.
    Борис Николаевич был не на много старше Ольги. Собственно, они были почти ровесники. Выпускник  истфака, он быстро повзрослел в Афганистане и казался старше своих лет. Местные жители быстро приняли в свое сообщество толкового, работящего, серьезного Бориса и чем могли, помогали школе. Родители с уважением принимали советы директора. Примечателен был один случай. После долгих уговоров одного пьющего родителя не поднимать руку на сынишку, Борис Николаевич зашел к мужичку на пять минут вечером домой. Больше синяков не было, да и пить родитель, говорят, завязал. Плотник - золотые руки. Жена приходила потихоньку в школу благодарить директора с баночкой малинового варенья из лесных ягод, на случай простуды.
   Мысли о школе, ребятне, Борисе Николаевиче приходили к Оле в голову, и на сердце было как-то тепло и радостно в предвкушении какого-то еще большего счастья. Однако, осенью день короче. И закатные сосны стали отбрасывать на поляну длинные темные тени. “Что-то Расулька не идет”- слегка забеспокоилась девушка.   Расулька - завхоз школы. Замечательно интересный человек. Как попал в эти места -  никто не знает. Ходят слухи, что отсидел  шестнадцать лет за убийство человека и Борис Николаевич спас его, когда он замерзал на северной дороге, обогрел и взял на работу. Расулька - башкир предан директору полностью. Школа и дети -  его семья. Ни один гвоздь не пропадет. Ни один класс не будет сидеть в нетопленном кабинете.
   Сегодня рано утром Расулька тихонько постучал в дверь. Еще накануне он твердо пообещал девушке показать ей свой “огород”. Так он называл необыкновенную поляну, которая каждый год снабжала его отборной крупной клюквой. До сих пор Расулька никому не показывал заветное место. То, что он решил проводить туда Ольгу Викторовну, было знаком его особого доверия. Завхоз хорошо знал дорогу к тому месту.
   Однако и на старуху бывает проруха. Случилась незадача. Из добрых побуждений Расулька решил сократить дорогу и повел Ольгу не по просеке, а по тайге. Около часа они прыгали через поваленные деревья,  продирались через кусты, обходили опасные заболоченные участки. Очень скоро неопытная путешественница выбилась из сил. Ее спутник понял, что они где-то сбились с пути и решил вернуться назад к тому месту, откуда они начинали путь. Оставив девушку отдыхать на поваленном кедре, он легкий и быстрый как кузнечик, поскакал в поисках тропинки. Через несколько минут он уже радостно прыгал обратно. Вывел Олю на песчаную дорогу и, указав нужное направление к поляне, исчез, пообещав вернуться часа через два. Перед тем, как убежать, предупредил, что бояться здесь нечего, т.к. хищные звери близко к поселку не подходят.
   Оля и не боялась. Вот она набрала уже полное ведерко и собирала ягоды в маленькую матерчатую сумочку, в которую положила с собой кусочек хлебца и картофелину на всякий случай. Тем не менее, она понимала, что спустя немного времени станет темнеть и ей уже пора выбираться на дорогу к поселку. “Ну, еще пять минут и выхожу,” - думала Ольга, жадным взглядом охватывая неубывающую поляну ягод. “И где же мой Иван Сусанин?” - посмеиваясь, думала о Расульке.
    В это время он бежал не в сторону поляны за девушкой, а в сторону школы. Распахнув дверь кабинета директора, запыхавшись, выкрикнул: “Там! Медведь! Ольга! Быстрее!” На расспросы не было времени! Борис схватил из сейфа ружье и выбежал вслед за завхозом. “Какая глупость с моей стороны разрешить Оле одной собирать ягоды!”- думал Борис, когда мчался вслед за маленькой, темной фигуркой Расульки. Картины одна страшнее другой мысленно возникали перед ним.
   На ходу Расулька рассказывал, как пошел встречать Ольгу и увидел огромные медвежьи следы, тянущиеся вслед за женскими. След одной лапы не такой глубокий, указывал на Хромого.
     Борис сразу вспомнил ту страшную ночь, когда в поселке медведица напала на корову и была убита охотниками. Ее медвежонка тогда не нашли. Теперь этот уже взрослый огромный медведь, страшное чудовище находится рядом с беззащитной хрупкой девушкой.
   Медведь не чуял приближающихся людей, но услышал их издалека. В вечерней тишине тайги каждый звук разносится на много километров вокруг. Вдруг он снова ощутил какую-то досаду от того, что его беспокоят люди. Встал на задние лапы, когтями ободрал кору столетнего кедра. Чуть постоял и двинулся в сторону мелькающего за деревьями светлого силуэта девушки.


Рецензии