Мысли

Мысли эти пришли мне после просмотра фильма «9-я рота». Фильма страшного по своему содержанию, по тем событиям и действиям, которые в нём описаны. Мысли о том, что было тогда, до нашего времени, да и до того, о том времени, в котором происходило примерно то же. Фильм, как вы знаете, об Афганской войне. Но мысли не только о ней. А сколько похожих событий произошло в других, как называют, «горячих точках», появившихся после Великой Отечественной? О которой точно такие же мысли. О «горячих точках» изо всех сил стараются не вспоминать. Что там говорить, когда и о ветеранах Великой не помнят. Я говорю не о людях, а о государстве, задачей которого и является – помнить. Разве помнит государство, если до сих пор никак не решатся вопросы обеспечения мало-мальски нормальной жизни для этих людей, возраст которых уже давно перешёл границу 80. Того не могут обеспечить медицинской помощью, тому не могут обеспечить более-менее приемлемое жильё, а про другого и вообще забыли, что он есть, что он защищал Родину, в том числе и забывших его. Государство, конечно, беспокоится о них, ветеранах. Имеются в виду – ветеранах Великой Отечественной. Не дай Бог – об афганцах или других ветеранах из «горячих точек». Этих нет, не было и не будет. Хотя о «не будет» - вопрос отдельный. Тут, недавно, прочитал объявление, что ветераны Афганской войны и приравненные к ним тоже обслуживаются вне очереди. Ну, Слава Богу. Родили.
Государство беспокоится. Но давайте посмотрим – когда. Больше всего, а то и исключительно, во вполне определённое время, когда наступает время «Ч» (читай – «четыре»). Тут уж получается, что «государство – это я». «Я сделал», «я выполнил», «увеличил», «сделаю ещё больше», «обеспечу» и прочее, вразумительное только на словах. Ну разве важно для ветерана, что «я запрещу мигалки», что «я введу налог на роскошь». Конечно, это адресовано именно ветерану, который весьма слабо представляет себе эту роскошь. Да и как будет делаться это совершенно бесполезное и бесперспективное дело? Ну а почему же до сих пор, до времени «Ч», не обеспечено, не сделано? Ведь такой вопрос должен быть закрыт прямо на следующий же день после его озвучания. Если не раньше. Потому что времени ждать ожидающим осталось очень мало. Потому что природа есть природа. Вот так и кормятся и будут кормиться обещаниями ветераны от времени «Ч» до следующего времени «Ч». А когда обещать будет некому, ведь наступит и такое время, то тут обязательно вспомнят и о других ветеранах, их обязательно назовут этим почётным словом, ветеранах «горячих точек». Потому что обещания – один из козырей во времена «Ч».

Мысли ушли куда-то в сторону. А о чём я хотел сказать? Да, я посмотрел фильм «9-я рота», и пришёл в голову такой вопрос: «О чём думает Герой в последние свои минуты, перед своим поступком, который мы называем геройским?» Сам ответить на этот вопрос я не могу, потому что… Понятно. Но думаю, что и сам Герой не сможет об этом сказать. Ведь прежде, чем ответить, о себе надо сказать: «Я – Герой». Такое вряд ли можно ожидать.

Патриотизм, героизм. Понятия всем известные. Первое – это преданность и любовь к своему отечеству, к всему народу, как это определяется в словарях. Второе – это совершение подвига, определяемое необычной храбростью и доблестью, самоотверженностью. Понятия эти совершенно разные, как мы видим. Патриотизм – это отношение данного человека, а героизм – это свойство данного человека. Поэтому и нельзя сказать, что патриот – это герой. И наоборот, нельзя сказать, что герой – обязательно патриот. И можно почти определённо сказать, о чём думает патриот в минуту чрезвычайных ситуаций, событий, в минуту опасности для себя и ли других. Но трудно даже предположить, о чём в такой же ситуации думает Герой.

Ответы на мои мысли я попробовал отразить в неудачно названном мной стихотворении «Неотправленное письмо» (стихи.ру: Сергей Чекалин 2), да и не знаю, как его назвать правильнее.

     Неотправленное письмо
                Воинам-афганцам
                (После просмотра к/ф «9-я рота»)

Горы, горы, горы, горы,
Из земли растут, как шпоры,
Слева, справа – два отрога,
А над ними неба зонт,
И жара в тени под сорок…
Помню наш родной пригорок,
От которого дорога
Уплывает в горизонт.

Окружили стаей волки,
От камней летят осколки.
Мой рубеж – здесь, у порога,
Где и крепость, где и фронт.
Пыль от взрывов, словно полог…
А в глазах – тот наш пригорок,
От которого  дорога
Вдаль бежит за горизонт.

Вот, друзья ушли все рано,
Расцвели на них «тюльпаны»,
Я за всех теперь в ответе,
За себя и за ребят.
Мы ни в чём не виноваты,
Мы – своей страны солдаты.
Пусть не мучат мысли эти
Ни отца, и ни тебя.

«Груз» с востока будет горек,
Ты прости за это горе.
Ты писала виновато:
- «Мы тебе сестру родим».
Бьют огнём крутые склоны,
Жаль, что кончились патроны,
У меня ещё граната,
Значит – я непобедим!

Горы, горы, горы, горы,
Заплели вокруг узоры.
Ждать осталось мне немного,
А взметнётся неба зонт…
Путь к тебе мой будет долог…
Ты взойди на тот пригорок,
Где рекой бежит дорога
По полям, за горизонт.


В тексте этого стихотворения я полагаю все слова только от имени Героя, без авторских отступлений и дополнений.

Его мысли, мысли Героя, в основном – обычные. О том, где он находится, о событиях, которые произошли и происходят вокруг него, о далёкой стороне, где он жил, где его дом, родители. Он думает об этом, но уже решил, принял решение в соответствии с его свойствами. Разумное для ситуации, в которой он оказался. Своё решение он считает естественным и само собой разумеещимся. У него осталась одна граната, и он считает себя непобедимым. И не только это. И с одной гранатой он будет сражаться до конца. Он будет ждать (недолго), когда взметнётся неба зонт, и он постарается, чтобы вместе с ним погибли и его враги или враг. И в эту последнюю минуту он думает и о том, что он любил и любит, обращается к матери с последней просьбой сделать то, что он любил. Я думаю, что Герой, уже зная, как он сейчас поступит, именно так и думает или может думать обо всём: что его окружает, чем он жил и живёт, страдает, что родным его будет горько узнать эту весть, если бы мог, он их успокоил бы, предостерёг от ненужных, на его взгляд, мыслей.
Так думали Александры Матросовы, лётчики Гастелло и многие другие Герои, о которых мы знаем и не знаем, которые жили и которые и сейчас живут. И, вернусь к первой своей мысли, живут оставшиеся в живых Матросовы, Гастелло, выживают в эти времена от времени «Ч» до времени «Ч».


А на что или кого надеяться ветеранам? Разве что на это?

         Я вернусь!

Я вернусь с полей реки Непрядвы,
(Для кого-то – это в сердце нож),
Потому, что есть ещё неправда,
Потому, что есть ещё и ложь.

Через двести лет вернусь я с поля,
Что в местечке, у Бородина,
Потому, что не нужна неволя,
Потому, что есть ещё она.

Я вернусь из грома Революций,
Что прошли потоком вешних вод,
Потому, что жизнь должна быть лучшей,
Потому, что нет ещё свобод.

Встану из Гражданской, из окопов,
Поднимусь из пепла и гробов,
Чтоб из вас не сделали холопов,
Не взрастили нищих и рабов.

Я вернусь из Колымы холодной,
Растворив врата ГУЛАГских зон,
Возвещу о плаче всенародном,
Расскажу про этот страшный сон.

Я восстану из земной постели,
Победивший миллионы бед,
Чтоб глаза Победы заблестели
Памятью и радостью побед.

Мы вернёмся из Афганистана,
И поднимем Северный Кавказ,
Потому что есть на сердце рана,
Потому, что трудно вам без нас.

Нас не победит ничто, не сломит,
Потому, что вечность в нас живёт,
Потому, что есть ещё, кто помнит,
Потому, что есть ещё, кто ждёт.


Вот такие мысли, несколько разные по содержанию, но относящиеся к одним и тем же людям, и пришли мне в голову.


Рецензии
Спасибо!.. Верно, что патриотизм и героизм не одно и тоже... Патриот может и не быть героем, но герой - всегда патриот... И память нужна всем : и людям, и государству... Кто мы без памяти? Манкурты... А забвение, похоже, одна из разновидностей предательства....
Чувствуется, что Вы хороший человек... Мысли у Вас человечные... И стихи хорошие, живые... Спасибо еще раз...

Правнук Плюшкина   16.03.2012 12:42     Заявить о нарушении
Я-то как раз другого несколько мнения: герой может и не быть патриотом, потому что героизм - свойство человека, а не его отношение. И наоборот. Конечно, сочетание герой и патриот - надежнее и ярче для человека, если его героизм и патриотизм направлены на один объект.
Большое спасибо за посещение моей странички и за хороший отзыв.
С уважением,

Сергей Чекалин   16.03.2012 16:25   Заявить о нарушении