Чужой как родной

или СЕРТИФИКАТ ДЛЯ МАМ

«Близкий сосед лучше дальнего родственника», – говорят в народе. А кому близок чужой ребёнок? Настолько, чтобы принять его в свою семью, чтобы одним одиночеством            на свете стало меньше? Принять не сложно, считает Татьяна Анатольевна Ковшарь, специалист отдела опеки и попечительства управления образования Орловского района. Только за ребёнка – свой он или чужой – ответственность одинаковая.

– Сколько приёмных детей сегодня в районе?
– Всего под опекой находятся 96 ребят, в приёмных семьях – 15. Приёмных семей у нас шесть, с 15 октября этого года появилась ещё одна, в которую передано двое ребятишек.

– Увозят ли новые родители подопечных в другие районы? Кто их усыновляет?
– Усыновляют и берут под опеку в основном жители нашего района. Родителей в других краях нам искать не приходится. Другое дело – дети: если малыша определённого возраста нет в районном банке данных, мы обращаемся в региональный. Ставим кандидатов в приёмные родители на учёт, готовим пакет документов и ищем им ребёнка нужного возраста. Иностранных усыновителей нет – всех определяют в российские семьи.

– Каков возраст приёмных детей?
– Чаще всего родители берут совсем маленьких: до двух лет. Их можно понять: кому не хочется, чтобы ребёнок с детства называл приёмную маму – мамой и знал только одну семью. Подростки 15-17 лет сами зачастую отказываются от опекунов. Нередко люди забирают ребят 6-11 лет. Есть семьи, в которых такие дети адаптируются хорошо, а случаются и конфликтные ситуации.
– С чем они связаны?
– Как и у многих – с проблемами переходного возраста. Но в кровных семьях эти трудности решаются сами собой. В приёмной же семье сложный период усугубляется обострённой ранимостью подростка. Усыновленный ребёнок переживает всё острее, бунтует, злится на бросивших его родителей, а выливается злость на тех, кто рядом. А приёмные мамы и папы не понимают или не хотят понять суть этого конфликта. И ребёнка возвращают.
В 2011 году опека прекращена по отношению к трём подросткам 15-17 лет. Дети в этом случае определяются в детский дом. Был случай совсем недавно, когда с ребёнком и родителями более полугода работал психолог, но конфликт погасить не удалось, и опека прекратилась по обоюдному желанию подопечного и попечителя.

– Какие шаги можно предпринять, чтобы поддержать дважды брошенного маленького человека?
– Используем все рычаги, какие нам доступны – помощь классных руководителей, психологов. Плохо, что штатная должность психолога во многих школах отсутствует: своевременная работа, тренинги и занятия могли бы предотвратить немало сложностей.
Но самое главное – это и без психолога можно понять – взрослый должен осознавать ответственность за несовершеннолетнего. Чаще всего причиной возврата является именно поведение взрослого: где-то не рассчитал свои силы, где-то переоценил, а иногда и вовсе не задумался, что у ребёнка есть свои проблемы.

– Как же решить вопрос отношений приёмных «отцов и детей»?
– На стадии конфликта уже никак, и остаётся только передать ребёнка на попечение государственных органов. Но на стадии усыновления или оформления опекунства – возможно. С 2009 года мы активно сотрудничаем с Областным центром реабилитации и коррекции, направляем кандидатов в приёмные родители на курсы «Школа принимающего родителя». За три года обучение прошли 17 человек, из них 13 уже приняли детей в семью. Пока возвратов нет. Детям, по отзывам, с «сертифицированными» родителями вполне комфортно.
Сами кандидаты там, среди незнакомых людей, раскрепощаются, более объективно оценивают себя и свои намерения. А уровень профессионализма позволяет сотрудникам центра дать заключение, стоит или не стоит этим людям браться за усыновление. Отдел опеки учитывает материальное положение: наличие работы, жилья, условия проживания, отсутствие судимости и других проблем, состояние здоровья. Мы работаем с документами, а психологи – с мотивами поведения. Лучше, когда родители поймут всё заранее. И детям легче.
Кстати, наличие работы – необходимый фактор усыновления или опеки.

– В детском доме есть практика брать детей на субботу-воскресенье. Но каникулы заканчиваются, а как потом складываются отношения «мам выходного дня» и их гостей?
– Воспитанников домой берут чаще всего сотрудники детского дома либо родственники, которые проживают рядом, но возраст или условия не позволяют им оформить опеку: чья-то бабушка, например. Для детей это опыт домашней жизни, они ведь даже еду видят уже готовой за обедом. Для кандидатов в приёмные родители – тоже практика, но другого рода. Это возможность оценить себя и свои силы, понять, сможешь ты или нет дать маленькому человеку то, в чём он нуждается – семью.

ХОЧУ УСЫНОВИТЬ РЕБЕНКА - ЧТО ДЕЛАТЬ?
Усыновление устанавливается судом по месту нахождения ребёнка. Усыновлённые дети в правах и обязанностях приравниваются к кровным, на них выплачиваются денежные средства, предусмотренные законодательством. Усыновитель имеет право изменить паспортные данные малыша. Сведения о ребёнке составляют «тайну усыновления». Кровные родственники усыновляемого после вступления в силу решения суда теряют на него все права.

Опека (попечительство) назначается постановлением главы администрации по месту нахождения ребёнка. Детям выплачивается ежемесячное пособие, а при наличии оснований – пенсия (по потере кормильца, инвалидности и др.), они сохраняют свой статус оставшихся без попечения родителей, паспортные данные не меняются. Тайны опеки не существует, родные могут получить о нём информацию, кровные родители – восстановиться в правах и потребовать возврата ребёнка.

Приёмная семья строится на договоре между органами опеки и приёмными родителями о передаче детей в семью на воспитание. Общее число детей (родных и усыновленных) не должно превышать восемь человек. Выплачиваются деньги на содержание ребёнка и вознаграждение приёмным родителям. Дети сохраняют статус оставшихся без попечения и льготы, предусмотренные законодательством для данной категории.

Для постановки на учёт в качестве опекуна (попечителя), усыновителя, приёмного родителя гражданин РФ, постоянно проживающий на территории Российской Федерации, может обратиться в органы опеки, предъявив документы:
- паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность);
- заявление о своём желании принять ребёнка в семью и с просьбой ознакомить его со сведениями о детях, находящихся в региональном банке данных (приложение № 2 к Административному регламенту Министерства образования и науки, утверждено приказом № 347 Минобрнауки от 12 ноября 2008 г.);
- анкету (приложение №3 к Административному регламенту Минобрнауки);
- заключение отдела опеки и попечительства о возможности гражданина быть приёмным родителем или опекуном (приложение №4 к Административному регламенту Минобрнауки).

25 ноября 2011


Рецензии