Из записных книжек 138. Чтобы вернуться

     Мат-мех университета, на 10-линии Васильевского. Июнь 1982. Собрал  несколько человек, планирующих на июль-август поехать в шабашку, в Коми.
     В стройотрядах – идеология, и блат. Адекватно трудовому вкладу не заработать. В шабашку едет народ конкретный – желающий  заработать максимум в минимальный срок. В соответствии со своей квалификацией, и прилагаемыми усилиями. 
     Правда, здесь есть одно «но». Иной думает, что хочет заработать, а разберешься – истинного стимула  нет. Поэтому, собирая команду, всегда задавал главный вопрос: «Зачем едешь?»
     Первый ответил.
   - Женился. Ребенок. Строим с женой кооператив. Родственники дали  некоторую сумму, на первый  взнос, но не хватает.
   - Стимул серьезный. А руки? Это Коми республика. Там строить придется. Дома, коровники.
   - Нормально. В поселке рос. Мы с отцом сами за год дом срубили.
   - Едешь.
   - А тебе зачем «впадать в Кому»?
   - Учусь на дневном. На стипендию не проживешь. Родителей нет. Летом зарабатываю в шабашке, до следующего лета хватает. Владею пилой «Дружба». В армии лес валил.
   - Зачислен.
   - У тебя какая ситуация?
   - Осенью  очередь подойдет на «Жигули». Пять лет ждали. Да и, считай, всю жизнь. Мне уже к сорока катит. Если теперь не куплю, то уже никогда не куплю. Не хватает около тысячи. Руки на месте. Дачу сам построил.
   - Годишься.
   - Тебя что гонит вкалывать по двенадцать часов, без выходных, и два месяца жрать одну гречу?
   - Да, вот не знаю, поймешь ли. Все есть. Квартира,  дача, машина. « Москвич», на ходу.
   - В чем же дело?
   - В жене! Видишь ли, я в примаки пошел. То есть приезжий, а женился на местной, со всеми ее благами. Десять лет вместе живем. Двое детей. Если бы не дети, давно бы сбежал! За-жра-ла! Буквально каждый день: «Ты – несчастный инженеришка. У тебя зарплата – сто десять. И это – все! Навсегда! Пришел на все готовенькое и доволен!» Так вот, я привезу эту тысячу. Покажу.
Но не отдам. Я эти сраные бумажки кину к ее ногам. И как следует вытру об них свои грязные сапоги. Потом пусть собирает. Она до необузданной  тряски обожает эти рубли. Хоть в говне будут – поднимет. Возьми меня! Не пожалеешь. Буду вкалывать, как проклятый.
   - Тебе  вчера эта идея пришла в голову?
   - Не-ет! Я второй год мою мечту вынашиваю. Все не было случая. А тут мне тебя присоветовали.
   - Ну, поехали. Только учти, если перегорит твоя мечта через неделю – другую, домой - за свой счет. И никаких выплат. Заработок уволенного делится   поровну на всех.
   - Я машину, трактор вожу. Пилы «Дружбу», «Урал»  ремонтирую. Я ведь инженер.
   - Полезные умения. Едешь.
   - Ну, а вы, молодой человек, почему так разочарованы этой жизнью? Что стремитесь к той, на пределе человеческих возможностей?
   - Вы недалеки от истины. Я из профессорской семьи. У нас домработница. Все в доме блестит, все отстирано, и вкусно приготовлено. Всего в избытке. Все это окружает меня с пеленок. Так вот. - Обрыдло! Я понимаю, что для многих и многих такая жизнь - лишь мечта. А мне - приелось! Все потеряло значение, и вкус. Там – грязь, недосып, тяжелая работа, и скудная пища. Надеюсь, вкусив этого, наконец, оценю блага цивилизации.
     Короче говоря, я еду, чтобы вернуться. Возьмите! Я буду стараться. В кружке авиамоделирования у меня были лучшие модели. Руками работать умею.
   - Нет, дорогой! Тебя взять не могу. Тебе, наверно, около восемнадцати.
   - Девятнадцать.
   - Там очень большие физические нагрузки, а у тебя еще позвоночник и суставы сырые. Сломаешься. Всю жизнь жалеть будешь. Иди к геологам. У них многое похоже, но все же гораздо легче. А для того «чтобы вернуться» тебе будет достаточно.

    Съездили. Сезон оказался удачным. Заработали хорошо. Не знаю попал ли профессорский сын к геологам, а вот тот, что был одержим местью жене, сделал серьезную ошибку, которую легко мог предвидеть. План свой он осуществил. Прошелся грязными сапогами по своей заработанной тысяче.
     Да вот только на следующий год опять ко мне заявился. Но теперь уже не из мести. А ... не по своей воле. И затем – пять лет кряду.
     Впрочем, у меня к нему претензий не было. Работал хорошо.

  - присутствую и на стихи.ру
 


Рецензии