ИВАН

          С этим человеком судьба меня свела в Царичанке, где я по направлению после окончания Одесского финансового техникума должна была отработать три года, как молодой специалист. В наше время после окончания учёбы, мы не мучились в поисках работы, нас направляли туда, где такие специалисты были нужны, хотя это не всегда совпадало с нашими пожеланиями.
          Я, согласившись поехать в Днепропетровскую область, желала попасть в какой-то город, а не село-посёлок. К примеру: Никополь, Новомосковск, Павлоград...
Судьба распорядилась иначе и первые профессиональные навыки мне пришлось приобретать именно в райфинотделе посёлка Царичанка, в двух часа езды от Днепра, как там принято называть Днепропетровск.
           Мне было очень одиноко на чужбине, не было близких подруг и знакомых, только коллеги, в основном, не было любимого рядом, да, скорее всего его вообще не было. Отношения с человеком, который был мне дорог, без которого я не представляла своей жизни, о котором ни на минуту не переставала думать, что очень в работе мешало, зашли в тупик. Осталась только боль...
           Иван работал в районном управлении сельского хозяйства. Познакомились. Это был эрудированный, интересный человек.
Вот, какую запись о нём я обнаружила в своём дневнике:
29.08.1973г.
"Он каждый день приносит шоколад, конфеты, цветы...
Очень внимателен и предупредителен. Видно, по тому, как трепетно ко мне относится, что я ему действительно нравлюсь. Высокий. Темноволосый, с глубокими залысинами. Зовут Иван. Агроном по специальности.
Ходим в кино. Бедный... Ему приходится брать билеты всем моим подругам, а их немало.Трогательно... Как-то замёрзла вечером, гуляли долго... На следующий вечер он мне колготки принёс. Я их, конечно, не приняла, посоветовала подарить сестре.
Но сам поступок был приятен, значит, думал обо мне, заботился, покупал, а тогда всё это было в дефиците."
              Иван был старше на лет 5. Я, хоть и училась хорошо, много читала, но чувствовала, что не дотягивала до его уровня, не читала тех книг, что он, не была осведомлена в тех темах, в которых он себя прекрасно чувствовал. У меня ещё не было высшего образования. С ним было интересно. Я попросила составить список произведений мировой литературы, который мне необходимо было осилить. Он принёс его на очередное свидание, которое состоялось на следующий день. С момента знакомства пропусков в свиданиях Ваня не допускал. Всегда в наглаженном костюмчике, галстучке и что мне не нравилось - в шляпе, таким образом он пытался скрыть, что начинает лысеть. Это был такой список, что мне бы пришлось читать лет пять не выходя на улицу и отказываясь от свиданий. Некоторые произведения я уже читала, но как-то бездумно, по диагонали, что даже общий сюжет не могла воспроизвести в памяти.
               Мне с ним было тепло и надёжно, как с другом или братом старшим.
Но не больше. Совсем не трогали его страстные прикосновения и поцелуи. Никакого ёканья в сердечке. Ну, почему я такая холодная??? И почему он полюбил именно меня, а не мою подругу Тонечку, тогда у него всё бы сложилось иначе. Однажды он с горечью произнёс, видно чувствовал, что я веду себя не как влюблённая девушка, просто позволяю себя целовать, обнимать, любить...: "Друзья мне говорят, что если ещё ты не будешь счастливым, то счастья нет вообще!" Но что я могла сделать, если мне было безразлично его присутствие, я никогда не ждала его прихода и была рада, когда удавалось его отправить домой в часов 9 вечера.
                И тут вдруг, за особые заслуги, его направляют главным агрономом в один из совхозов района, с перспективой, директор через пару лет на пенсию, он пока практических навыков наберётся..., а потом и должность освободится. В этот же вечер он мне делает предложение руки и сердца, много сказал приятных слов в мой адрес, что эти три месяца знакомства и общения ходит счастливый, что лучшей девушки не встречал, начал строить общие планы совместной жизни, квартиру, как приглашённому, дадут сразу в центральной усадьбе, ни в чём не будем нуждаться, хотя ответ я ещё не дала, а я его и не могла дать, так как ещё не думала о замужестве, я хотела выйти замуж по любви и только по взаимной, один раз и на всю жизнь.
                Иван с ответом не торопил, дал подумать до ...завтра, т.е. до вечера 2 октября. Третьего ему уезжать. Он, получив положительный ответ, уезжает и через 1-2 недели возвращается за мной, я успею уладить все дела с работой, жильём и т.д. Короче, без меня меня женили. Он всё решил за меня и был уверен, что ответ будет позитивный.
                Как поступаю я. Перед его приходом мы с подругой уходим из дому, чтобы не видеть его глаз, когда он услышит: "НЕТ!" Сказать: "Да" я не была готова. Короче, смалодушничала я и сбежала. В тот момент мне казалось, что я всё делала правильно, это сейчас я понимаю, что так нельзя. Лучше в глаза горькую правду, чем сладкую ложь. Сама всегда правду предпочитала, а с хорошим человеком, у которого и был-то всего один недостаток: я его не любила, надо всё-таки по-честному. Может быть, я просто не успела полюбить за три месяца. Может быть, у нас бы всё сложилось на взаимном уважении и мы смогли бы создать хорошую семью... Не знаю.
                Чтобы с ним не пересечься, мы ушли в другую сторону посёлка к одной из подруг, Юле. Навстречу нам шли два парня с транзисторами, с длинными "патлами", под битлов явно косили. Познакомились. Они были знакомыми подруги, к которой мы направлялись и вызвались нас доставить к ней. Ребят звали Виталий и Григорий. Они были друзьями. Виталий - приезжий из Харькова, после окончания автодорожного техникума, как и я отбывал, вернее, отрабатывал положенные три года, а Гриша был местным парнем. Болтали, слушали музыку, смеялись... Я замёрзла и пустилась в пляс, как мне потом рассказывал Виталий, дразня меня, я, например, такого не помню, прямо на лавочке. Этим я покорила сердце Виталия навсегда.
                Потом они нас проводили домой, но не дойдя несколько метров, разведка в лице Тони и Гриши отправилась разузнать что и как. Хозяйка сказала, что Иван, прождав два часа и всё поняв, ушёл готовиться к отъезду. Тётя Женя, наша квартирная хозяйка, так сокрушалась по поводу Вани. Он ей всю душу открыл, всё рассказал, ругала меня, на чём свет стоит, что отказалась от своей судьбы. А я даже не чувствовала укоров совести.
                У нас с Виталей оказалась одна звезда из Большой Медведицы, почти невидимая при плохом зрении, Алькор. Только мне её подарил Славик Д.....в, первая школьная любовь, а ему - его техникумовская любовь Татьяна, удивительно, но фамилии наших первых были одинаковые.. Столько совпадений!
                Честно говоря, Виталий мне не понравился, причёска - длинные волнистые волосы до плеч, на голове фуражка-аэродром, как у грузинов, очень разговорчивым оказался. Почему-то стал показывать мне свой паспорт, с фотографии на меня смотрел красавец, аккуратно подстриженный, похожий на артиста. Я не поверила, что это он, подумала, что чужой паспорт, настолько большая разница была между стоящим человеком и фото из паспорта. Ребята не собирались уходить. Мы их заинтересовали. Я замёрзла, Виталий снял красивую, тёмно-синюю финскую куртку, с мягкой тонкой меховой подстёжкой и закутал меня. Стало так уютно и что-то тёплое  возникло к этому чужому парню, которого я знала всего несколько часов...
                С Иваном мы встретились случайно, в апреле 1974 года, на местном базаре. Он уже знал, что я вышла замуж, ему передавали все новости, что касались меня. Поговорили, несколько натянуто, рассказал, что переболел мной, сейчас легче, с головой ушёл в работу. Ни слова упрёка. Достойно себя вёл, хоть чувствовалось, что ему это давалось не легко.
                Была ещё одна встреча, но не с ним, а с его фото...
По долгу службы я инспектировала сельские Советы района. На протяжении бюджетного (он же календарный!) года по графику, должна была проверить каждый сельский бюджет. Ставка делалась на правильность ведение бухгалтерского учёта. В тот год вводилась двойная система, вместо ранее существовавшей простой. Многие бухгалтера испытывали трудности в её внедрении.
                Мне нравились новые впечатления, поэтому от командировок я не отказывалась. Дошла очередь и до Чаплинки, где он жил и работал. В день моего приезда в сельсовете регистрировали брак и мне даже слово дали сказать напутственное молодым, хотя у меня семейного опыта ещё никакого не было, так, несколько месяцев. Потом мы рассматривали альбом с фотографиями. И на одной из них я узнала Ивана, он был свидетелем на свадьбе у своего лучшего друга. Стала с интересом разглядывать фото. Секретарь сельсовета, оценив мою заинтересованность, рассказала о семье Ивана, кстати, он был родом из близлежащего села, о том что семья многодетная, очень трудолюбивая и хорошая, что он пришёлся ко двору, пользуется уважением... И поведала страшную тайну, что Иван Михайлович очень любит одну девушку, из Царичанки, но она не отвечает взаимностью и поэтому он очень страдает, никак не решается на новые отношения... Я это всё слушала и очень боялась каким-то образом выдать, что я и есть та самая "коварная" девушка...

03.03.2012г.


Рецензии