Почему меня ненавидит Шнитке

Почему меня ненавидит Шнитке.
music: Джачинто Шелси Maknongan I
Я его тоже не очень люблю. Но мое-то чувство мелко и ничуть не оригинально, думаю, многие разделяют. А меня-то он точно отметил. Потому - что!
Нашла  в википедии. Точно оно.
1983 — Seid nuchtern und wachet… (История доктора Иоганна Фауста). Кантата для контртенора, контральто, тенора, баса, смешанного хора и оркестра. Немецкая версия текста из народной книги «История о докторе Иоганне Фаусте…», изданной И. Шписом в 1587 году; русская версия — эквиритмический перевод В. Шнитке.
Вот как она, оказывается, называлась. Вот и сейчас сразу же взгляд скользит по строчкам мимо и уже не вспомнить, что за... Первое исполнение в России. Чивжель чуть не лопнул с Петриком вместе от важности. Брежнев уже умер, все общежитие отравилось курицей. Таулеты засорились. Приехал Курмангалиев. Все были нервны и озабочены.
Перед концертом сшибая пульты и разводя руками смычки Альфред, помнится вылез на сцену театра, не было в Петрике филармонии, вся музжизнь в русском театре, так вот Альфред, казалось, не совсем понимал, где пребывает. Вдруг начал долго и обстоятельно рассказывать, как он стоял на плитах какого-то там костела где-то там в неметчине, и как пророчество пронзило его и он родил вот это вот все. А весь зал отсутствуя вздохнул, и цикал зубом, не слушая, а только летел туда, где свет свободно освещает камни церквей и тосковал.
Там  в одном месте , которое естественно повторялась раз пять, у меня и Тугай были не совпадающие синкопы, и с точками заразы, но у меня в шестнадцатых, а нее в триолях.  Если правильно сыграть, получалось механическое биение двух велосипедов с восьмерками на обоих колесах , если кататься по стиральной доске.
Вобщем невменяемо и невритмическо. А мне на моем втором курсе это было ни в жисть не сыграть, разве что уши заткнуть. Но я же стесняюсь. Отдельно-то получалось, там и играть нечего, чтобы было чего играть арфе, это ж  сперва жениться на арфистке придется, проникнуться, и все такое, а потом писать. Или случится вдруг Чайковским. Ага, чувствуете, к чему клоню. Так что сыграть правильно у меня только пару раз и получилось на репетиции.
И я на него очень обиделась. Ну никогда я не поверю, что такую ахинею, можно в сердце услышать!. Это конструкт,  изобразительно-нотный, из головы.
Понятно, что после Скрипичного  всеми узнаваемого двойного концерта( или что это, но такое с мелодией истеричной), Шнитке мог писать что угодно. Всем все нравилось. Но ничего нет более мертворожденного, чем популярность.
 А жизнь только там, где изменение возможно, а душа та же. Кант его знает, как это получается, но есть куча довольно схематичной музыки, которая почти заумь, но опознается  с одного такта, вы никогда не перепутаете Бартока с Прокофьевым, даже Огненным ангелом, Мийо с ранним Шенбергом, а Пуленк и Франк - вовсе прекрасные белые лебеди в этой вахканалии  20 века. Плоско звучит, если скажешь что у музыки есть душа. А если Дух? оДухотворенность, божественность?
Меня обычно подвергают профессиональному остракизму,  когда я высказываюсь на эту тему. Особенно любители. Но отличить Губайдулину от Тищенко не может никто. И не надо ТРОЛОЛО. Это правда.
А значит, нет там индивидуальности, в погоне за которой все эти изгибания и выверты родились. Чем сложнее и необычней старается казаться якобы "современная" музыкопись, тем они больше как все. В ней нет ясности внутреннего посыла, мысли. А инстинкты ведь даже эмоций не несут.
Чем "сложнее"(тут кавычищи!) музыка, тем по сути примитивней она организована. В ней нет законной гармонии, союза ритма и мелодии, вертикали и горизонтали в ней не подчиняются никаким архитектурным законам, они несообразны, если бы это была постройка. ее бы просто не было в объеме.
  Пятилетний малыш экспрессивно колотит и возит по клавишам, и все всем понятно. Улыбаемся. Но когда то же делает по нотам седовласый дяденька, все надуваются от серьезности, а картинку - то я поменяла.
Не буду повторять всем известное про Образность и безОбразность, безобрАзность и безбрАздность, а так же про проявление Троицы в музыке, многовозможные красивые толкования того же. Это и так всем ясно.
Почему-то мало кто говорит о главном принципе, человечности  любого искусства. И прежде всего это психология восприятия. Главное в ней - узнавание. Зрительская реакция всегда основана на узнавании, путь к нему разный, и это труд, удовольствие же  - это  решение этой задачи, и повторения своей собственной находки. Почему мы так и хотим делиться любимым с любимым, это же как гриб в лесу, был ничейю стал мой. Смотри какой.
Для работы этого механизма нужны правила, механизм культуры восприятия. Если ты знаешь схему, можешь предугадать, и мы как старуха у моря ждем каданса в бесконечных кодах бетховена. Зато потом какое счастье. тридцать раз услышать повторение тоники. Жуть. Но нравится. Почему? такой закон. Психики. Его не убедишь конструктом.
  Квадрат и восьмитакт он даже в поэзии работает, интонационно в прозе даже и золотое сечение. Есть иное название организации современного всезвучия. Я забыла. Но это та схема, которая сложилась в барокко.
Если в чем соврала, то немного. И не я придумала.
  Мне очень жаль профанируемых субъектов, ведь ко всему прочему придуманное из головы всегда депрессивно. Садит психику. И как назло именно чувствительные люди часто впадают в священный экстаз от своего особенного понимания.
- Пярт? Да я всю жизнь его обожаю.
Ну что там можно любить, он всю жизнь одну пьеску пишет. Как и любой другой ...рт, ..рг, Ш.., Щ.., Хр.., Х..
И другие глухие и шипящие.


Рецензии