В женском окружении

     Насколько себя помню, день 8 марта в нашей семье всегда был праздником. Он ведь приходится на день рождения моей мамы Лены, или тёти Лёли, как все её по-доброму называли. Сегодня ей бы исполнилось 94 года.

     Дед по матери, бывший военный музыкант, всё дома делавший своими руками, Павел Фёдорович Маврин, ушёл в мир иной в 1939 году, предсказав скорое начало войны с Германией. Он оставил в Рязани с тремя детьми мою бабушку Анну Титовну, бабу Каню, как я звал её до самой школы.

     Мама вышла замуж, произведя меня на свет к новому 1941 году. Её брат Владимир и муж Михаил, военнослужащие, сложили головы в Бресте и на Гомельщине в самом начале военных действий. Моя любимая тётя, мамина сестра Зина, тогда была ещё девчонкой.

     Так, в трудные годы Великой Отечественной, я оказался в женском окружении. Во время бомбёжки, а Рязань испытала и это, мы спускались в подвал, где могло и завалить. Иногда, услышав из окна дальние взрывы, я просто прятался под стол, откуда кричал на кухню: «Баб Кань, бах, бах!» Некоторое время в конце войны я и мама жили в Реутове, где она служила. Война окончилась, и мы вернулись в Рязань. Титовна вела домашнее хозяйство – ходила на Сенной и Молочный рынки, стирала в корыте бельё, готовила обед и ужин. Зина поступила на соседний завод чертёжницей, мама – на Сельмаш делопроизводителем. Бабушка, мама и тётя души во мне не чаяли. С Молочного бабушка часто приносила мне маленький, за пятачок, кусочек жёлтого яичного бисквитика. Я оставался дома, но не один, а с соседскими девчонками Надей Новиковой, Валей Шилиной и их бабушками. Женское окружение было всегда. Тётя научила меня грамоте уже в 5 лет. Она перерисовывала в тетрадки детские библиотечные книжки со стихами Барто и Маршака, а я потом всей квартире их читал наизусть. Мама свой заработок и мою пенсию за отца тратила большей частью на меня. Одевала, обувала, купила фотоаппарат «Любитель», снимки с него сохранились, театральный бинокль, который цел и поныне. А когда я начал заниматься «мужскими» делами, никогда не отказывала в покупке инструментов. Кроме молотка, дома были пила и паяльник, кусачки и ручная дрель со свёрлами, тиски и даже авометр Ц20, что верой и правдой служит до сих пор…

     Учился, женился. Появилась дочка. Женского окружения прибавилось. Пришли большие семейные заботы и обязанности.

     Работа и служба. Трудовой коллектив – тоже женское окружение. Ну, куда же от него – ведь без него никуда. Женские руки умеют всё. Часто, особенно в тонких делах, только чуткие, нежные женские пальчики могут сделать с высоким качеством то, что мужчинам не под силу. Потому женский труд и важен, и почётен.

     Вот мы уже и пенсионеры. Кто – дома, кто ещё трудится. На коллективной пасеке «Северное Кучино» – почти половина членов – женщины. В литературном сообществе «Кучинский Парнас» их ещё больше. А в редакциях городских газет прекрасная часть человечества просто преобладает. Жить в постоянном женском окружении – это большое счастье для мальчика и юноши, для дяденьки и дедушки.

     От всех нас, окружённых, и не просто окружённых со всех сторон, а окружённых заботой и вниманием наших милых дам, огромное им спасибо! Поздравляем с Международным женским Днём наше окружение! Желаем девочкам и девушкам, жёнам и сёстрам, матерям и тёщам, бабушкам и коллегам крепкого здоровья, счастья, праздничных и повседневных улыбок, а главное, постоянного нашего к ним внимания! Желаем чудесной весны, каждый год начинающейся в мимозный день 8 Марта!

     На снимке, слева направо: тётя Зина, бабушка Анна Титовна, мама Лена.
    
     Возвращение к содержанию сборника «Заповедными тропами жизни»: http://www.proza.ru/2018/01/17/2231.

     2012 – 2018


Рецензии
А за жену ещё обиднее, чем за дочь. С печалью о троих.

Федора Достоевская   17.03.2012 23:39     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.