Живи, Вилор! 14. Эпилог

 63.3(2)722.5 Л4
Лезинский М. Л., Эскин Б. М.
Л 41 Живи, Вилор! : Повесть. —М.: Мол. гвардия, 1983. — 112 с, ил. — (Юные герои).
15 коп. 100 000 экз.

                ЭПИЛОГ

Книга пишется не один день. И пока рождались эти страницы, не стало многих, кто рассказывал нам о Вилоре Чекмаке.
Безвременно ушла из жизни Тамара Александровна Алешина — бывший секретарь Северного райкома комсомола. Несколько лет назад в военно-морском госпитале скончался дядька Федор — Иван Иванович Федоренко. Война догнала Атоса — Ищенко. Дали о себе знать два тяжелых ранения. Но память о нем не только в сердцах знакомых и близких. Пройдите по Севастополю. Самые ответственные детали нового купола Панорамы выполнены токарем Виктором Николаевичем Ищенко. Стяжные болты на первом послевоенном кинотеатре «Победа» выточил участник Парада Победы Ищенко.
Когда Вилор ушел в партизанский отряд, Атоса призвали на службу. Был он разведчиком в знамени¬той 18-й десантной армии, сражавшейся за Новороссийск, высаживался на Малую землю. Потом — Ленинградский фронт, огненные дороги Европы, Старший сержант Ищенко был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За храбрость», «За боевые заслуги», польской серебряной медалью «Заслужившему на поле боя».
Черноглазый Арамис — Витя Юрьян — стал морским пехотинцем. Это таких, как он, фашисты называли «черными дьяволами».
В сорок втором родителям Ищенко и Юрьяна пришли похоронки. Одна оказалась ошибкой. Вторая — на Витю Юрьяна — правдой. Он погиб в тяжелых боях под Туапсе.
Вернулся с войны третий «мушкетер» Портос — Ященко. Случилось так, что Петр оказался в оккупации — в захваченном фашистами Севастополе. Нашел путь к подполью. Распространял листовки, участвовал в диверсиях. В сорок четвертом году схватили гестаповцы. Приговорили к смертной казни. Его спасли наши войска, стремительно захватив город. Горком комсомола направил Петра учиться. Он окончил Московский стоматологический институт. Стал кандида¬том медицинских наук! Живет и работает в Севастополе.
На улицах города можно встретить еще одного нашего знакомого. Седой высокий человек, начальник конструкторского бюро одного из севастопольских предприятий. Это Изяслав Владимирович Мукомель — бывший комсорг первой школы.
В 1942 году он получил официальное сообщение из военкомата о гибели Ральфа. И сердце тревожно сжалось: « Нет Ральфа, а что же с Вилей? »
Потом во флотской газете «Красный черноморец» прочел короткую заметку о геройской смерти, Вилора Чекмака. В то время служил он на крейсере «Молотов», которым командовал Юрий Константинович Зиновьев. Мукомель показал ему газету.
Командир прочитал сообщение и молча снял фуражку.
За бортом взметнулись к небу два столба воды — вражеские самолеты-торпедоносцы заходили со стороны Феодосии.
— К орудию, комендор! Мы отомстим за Вилора!
Крейсер «Молотов» шел навстречу своему последнему бою...
Пути командира и его матроса разошлись: Мукомель остался на Кавказе — ремонтировать крейсер. Юрий Константинович принял командование «своей колыбелью» — линкором «Парижская коммуна», вновь переименованным в «Севастополь».
До конца войны Зиновьев громил фашистов на Черном море. Был отмечен многими боевыми наградами нашей Родины и иностранными орденами. В том числе и высшим английским орденом «Британская империя», которым король Георг VI удостоил прославленных советских моряков.
Зиновьев скончался спустя три года после войны. Его ордена и медали, а также маузер с надписью «За боевые заслуги перед революцией» хранятся в Военно-морском музее в Ленинграде.
И Елена Михайловна Онишко — Лена , и Мукомель, и Ященко часто собираются вместе, вспоминают своих товарищей, своих учителей. Вспоминают преподавателя истории Клавдию Ивановну Оглоблину — она погибла под бомбежкой... Вспоминают географа Иосифа Владимировича Преображенского — его ученики прошли с боями пол земного шара. Вспоминают военрука Загорецкого. Изяслав Владимирович любит рассказывать о встрече с ним в конце войны.
Молодой комендор шел по причалу, навстречу — контр-адмирал. Привычно бросил руку к бескозырке.
Адмирал остановился.
— Не узнаешь? Я — Антон Иванович Загорецкий.
— Антон Антонович, — невольно поправил Мукомель и тут же подумал: «...Контр-адмирал? Непостижимо!»
Адмирал улыбался. Наверное, вспомнил о противогазах и прочем — таком давнем, довоенном.
— Как там наши?
— Сведений не имею, товарищ адмирал. Знаю
только, что Вилор погиб...

Многие годы красные следопыты разыскивали могилу Вилора Чекмака. Из рассказов партизан было известно, что рядом с могилой росли три кипариса. Увы, эта примета мало что давала для поиска. Тогда-то и вспомнил дядька Федор про флотский ремень Вилора с необычной бляхой. В одной из могил ее нашли....
20 декабря 1965 года останки героя захоронили на Севастопольском военном мемориальном кладбище.

СОДЕРЖАНИЕ

Часть первая

ЖИЗНЬ .
ИСПЫТАНИЕ , ; 4
МАМА ' Ю
НИЩЕНКА С СИНОДСКОГО СПУСКА 17
ШКОЛА . . . . ; 22
НОЧЬ У-ЧЕРНОЙ РЕЧКИ 31
«ПОСЛЕДНЯЯ БАРРИКАДА» 38
7 НОЯБРЯ 1940 ГОДА 42
ЕСЛИ ЗАВТРА ВОИНА 46
САМАЯ КОРОТКАЯ НОЧЬ : 51

Часть вторая

ПОДВИГ
ИДЕТ ВОИНА НАРОДНАЯ 55
ВСЕ ТОТ ЖЕ ГОЛОС - 62
КЛЯТВА . 66
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ПАРТИЗАНСКИЙ 70
ВСТРЕТИМСЯ ПОСЛЕ ПОБЕДЫ 75
ФАШИСТЫ 79
ПЕРВЫЙ БОИ - 85
ШАИТАН-МКРДВЕНЬ 87
7 НОЯБРЯ 1941 ГОДА 91
ЗА РОДИНУ1 ЗА СЕВАСТОПОЛЬ! 96
ЭПИЛОГ 108
ИБ № 3319
 Леонидович Лезинский, Борис Михайлович Эскин
ЖИВИ, ВИЛОР!
Редактор Л. Лузянина Художник В. Смирнов Художественный редактор Т. Погудина Технический редактор Н. Балашова Корректоры Е. Сахарова, И. Тарасова
Сдано в набор 28.03.83. Подписано в печать 01.07.83. А00140. Формат 7OXIO8V35. Бумага типографская № 3. Гарнитура «Школьная». Печать высокая. Усл. печ. л. 4,9. Уч.-изд. л. 4,7. Тираж 100 000 экз. Цена 15 коп. Заказ 2334.
Типография ордена Трудового Красного Знамени издательства ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Адрес издательства и типо¬графии: 103030, Москва, К-30, Сущевская, ул.. 21.




© Copyright: Михаил Лезинский, 2008
Свидетельство о публикации №2805280383


Рецензии