Продолжение последовало

Это было не все. До трибунала пришлось еще помучиться. Обещание починить машинку чисто по-чилийски не было исполнено. Тот, кто отправлял запчасти просто не поставил отметку, что это срочная доставка, и, соответственно все стало отодвигаться.Первое, мы не смогли сами съездить в аэропорт Сантьяго и встретить коллаборатора мужа, приглашенного им на конференцию. Пришлось нанимать Пашу, который оказывает такие услуги. Попытка нанять машину провалилась сразу – курортный сезон! Но вот, когда мне утром в субботу вернули машину, поставив пластик вместо стекла и приделав зеркало, я поняла, что воспитание местного населения дает свои плоды: не зря я так упорно беседовала со всеми ими.  Все-таки уже  можно было двигаться.

Если проблема получить машину на ходу, была решена относительно быстро (слава богу, к приезду наших приглашенных на конференцию мы уже имели и стекло и зеркало; хотя 2 дня поездок с пластиком вместо стекла и плохо показывающим  зеркалом утомляло (обиднее всего то, что кто-то должен был оставаться при ниссанчике, если это была не охраняемая стоянка)), то проблема трибунала получила чисто чилийское исполнение.

Прежде всего, карабинеры, когда выписывали повестку, которую отдали мне на руки, написали  19 февраля, а прислали по почте вызов на 17 февраля, хотя клятвенно обещали, что именно на 19,хотя я спрашивала нельзя ли пораньше. Пораньше у них было никак.  Маленькая такая черточка, но уже осадок. Иду в трибунал 17-го. Как я писала,большинство чилийских присутственных мест построено по образцу американского DMV: входишь, берешь номерок (зависит от степени продвинутости места: или талончик бумажный или в специальном электронном аппарате, смотришь когда и где высветиться твой номер и подходишь к соответствующему клерку.  Все компьютеризировано, везде базы данных, везде заполняешь кучу сведений, а это все время, и не малое. Секретарь суда, т.е. трибунала, которая оформляла мое дело, дала мне прочитать протокол карабинеров, который был совсем не тем протоколом, который я подписала в офисе карабинеров, и уж совсем был далек от написанного от руки протокола на месте (я снимала телефоном!, хотя и запрещено. Но я иностранка, я могу и не понять, что мне говорят.). Второй участник инциндента простно не явился, так что сеньора занималась искючительно мною. Я читала написанное, комментировала как могла, мы рисовали схему, я читала ее протокол. В конце она дала мне советы, как готовиться к трибуналу: 1. Обязательно взять адвоката, 2. Все фотки и показания должны быть обязательно норариально заверены, 3. Получить чилийские водительские права – licencia de conducir.

Выйдя из душного трибунала, я стала решать эти проблемы.

Наблюдение:  чем государственей офис для публики, т.е. народа, тем меньше там благ: и вытяжка никакая, про кондиционеры можно и не спрашивать!, это только в кабинетах больших начальников, компьютеры старенькие, мониторы той же серии, заношенная канцелярская мебель и обязательно отсутствует туалетная бумага в туалете. То ли дело shopping mall, частное предприятие! И охладиться можно в самую жару,  и в туалетах есть все, и безумно чисто, да и талончики в аптеках, например, получаешь электронно. Это именно об использовании этих туалетов я думала, когда после землетрясения вода на нашу гору не поступала, а мы живем в 5-ти минутах ходьбы от молла.) А так как  Винья - курортное место, то в молле можно оплатить покупку во многих магазинах американскими долларами (только cash!) с вычетом НДС (по местному IVA,  а это 19%, и хоть и курс не очень, но, доказав, что ты иностранец, это работает вплоть до оплаты гостиниц. Любовь чилийцев к шоппинг молллам особая. Это только первая детская стадия того, что происходит в США; там это просто культ и и времяпровождение. Чилийцев, как многих других, подсаживают на шоппинг, причем здесь это имеетсвои формы. Покупают в кредит, причем не просто в кредит, а так как, видимо, не хватает кредитного плеча, то покупают в квотах, что дает беспрецедентное удорожание покупки.

Вернемся. Выйдя из душного трибунала, я стала решать эти проблемы.

Понимая, что здесь все делается «по своим» я стала расспрашивать всех и вся. Я находилась в достаточно смешанной компании в пятницу, и на мой рассказ и просьбу отреагировал один из студентов университета, где работает мой муж. Он и в компании-то был скорее всего потому, что его папа – один из крупнейший массонов в Чили. Чили и масонство это совсем отдельная тема. На следующий день он мне прислал  инфо, к кому обращаться, да еще и был ректрутирован мною в переводчики. Встречу назначили, приехали в офисное здание в Вальпараисо, покатались на лифтах (ну кто-же знал, что правый лифт останавливается только на четных этажах, а левый – только на нечетных!), познакомились  с адвокатом и стали обсуждать дело. Только тогда, когда я перегревшись (а у адвоката в офисе великолепный вид сверху на бухту Вальпараисо, а солнце бъет прямо в окна,  а окна зактыты) попросила открыть окно, адвокат включил кондей. Больше всего его интересовали денежные расклады, особенно его гонорар.

 Далее все по-чилийски. На следующий день утром, мы уже подписывали бумаги в трибунале, я заплатила половину его гонорара, и мы стали договариваться о нотариате. Далее я бегала сама: печатала фотки, получала оценку всего ремонта, получала показания в мастерской, потом заставила его заниматься нотариатом вместе со мной. Берт готов идти в суд, но хочет, чтобы адвокат дал ему правильные высказывания. Кажется, они до сих пор объясняются. Это все по-чилийски: переписываться по e-mail хорошо, когда время не поджимает. Хочу отвечу сразу, а хочу и – не сразу. Причем на свои запросы они требуют немедленный ответ, дозваниваются, что срочно, а вот в обратную сторону это не работает. В общем, когда я дергаю адвоката почти матерно, он начинает шевелиться. Когда не дергаю, не проявляетя. И больше всего он переживает об отсутствии свидетелей, слова о технической экспертизе его печалят безмерно.
Кажется, я понимаю в чем дело. Процесс начинает затягиваться. Вот уже слушание перенесено с 13 февраля на 20, потому что хозяин машины (муж) должен дать ему полномочия. Дали. Потом возможна неявка другой стороны,проведение  экспертизы...И получение второй половины гонорара отодвигается все дальше. Это было его условием, что, несмотря на исход дела, я плачу ему гонорар целиком. Попытки объегорить иностранку не удались, она сама стала вести дело, он-то лишь нужен как ширма.

Нотариальное заверение фоток было еще одним напоминанием, как тут все ранжировано. В суде просто нет технических возможностей посмотреть снимки, посмотреть дату их создания, поэтому все идет когда-то запущенным порядком: снимки надо отпечатать, потом встать в очередь в нотариальной конторе, по очереди предъявить машину и снимки, потом клерк отберет то, что он видит, выбранные снимки проштампуют, ты заплатишь денег и уйдешь с оформленными по правилам документами. Суммы-то вроде небольшие, но поток разных заверений впечатляет. Нас заставляют заверять практически все: документы на визу, договор аренды. Вот еще и авария прибавилась. Как и во многих странах, количество лицензий на нотариат – ограничено, но конторы поражают своим объемом посетителей.

При этом даже в нотариальной конторе служащие работают в форме данной конторы.  Как же чилийцы любят носить форму! Ну кто будет навязывать работникам страховой компании носить форму постоянно? А для чилийцев это – бонус. Как мне объясняли, то раз в 2 года компания выдает работникам полную летнюю и зимнюю формы (со сменными комплектами), включая обувь (иногда это бъет в глаза. Ладно, кофточки с логотипом одинаковые, но почему все дамы в жутких туфельках, одинаково неподходящих никому?) Но формы всех носящих форму красивы в прямом смысле, а уж топовые формы – у военных, особенно у navy.

Получить чилийские водительские права как-то не стояло в моих префенренциях. Но раз уж так все получилось, начинаю работать над этой проблемой. Местный Departamento de Transito выглядит примерно также как  трибунал: заношенно-потасканно (туалетной бумаги нет! Смешно, но именно об этом предупреждают все путеводители по Чили!). вырисовывается пошаговая инструкция: учи теорию, приходи  только в отведенное время, плати, сдавай, проходи дальнейшее оформление.

И я пошла учить теорию. On-line. Распечатав все вопросы, я пошла по порядку. Сначала пытылысь ответить сама, проверялась, правила, прошла все 270. Правила в зависимости от страны отличаются спецификой вопросов и ответов. Например, в США, когда идет дождь надо снизить скорость на 30%,  а когда снег – в половину.  Чилийские правила отличаются обилием вопросов, что надо делать, если на дороге оказываются различные животные: лошади, коровы, бараны. Конное движение вне Сантьяго здесь достаточно оживленное, поэтому вопросы к месту.

Потом я просто запоминала правильные ответы по ключевым словам, тренировалась оn-line, в основном занимаясь другими делами, просто закладывала все в короткую память.

Наступил момент сдачи (трибунал поджимает!). В первый день (пятница) мне не удалось: слишком была большая очередь с самого утра, а кабинет закрывался исключительно вовремя – 11.00. Оплатив в пятницу, пришла в субботу. Сдавали экзамен в основном ученики местных автошкол. Сидели расслабленно, слушали музыку, а я проходила вопросы по бумаге заново. Моя очередь. На экзамен дается 40 минут, сдача на компьютере, ответить надо на 35 вопросов, допускается 7 неправильных ответов (20% - офигеть, как много!). Дома моя скорость прохождения была 8-10 минут, максимум неправильных ответов -3. Просто чисто из опыта я не пытаюсь читать все ответы до конца, а просто ищу нужные (тут опасность, надо все время сверяться, сколько ответов должно быть; хуже всего опция «отметить правильные», тут разброс от 1 до 6. На экзамене я затормозила – экран выглядел совсем по-другому, и мне потребовалось время to adjust. Зав кабинетом, когда я спросила его куда нажимать, чтобы ввести ответ, с грустью сказал: «Иностранка, с испанским плохо..» и показал кнопку. В своем режиме, уже имея за плечами опыт других стран, я уложилась в 16 минут и позвала начальника, чтобы спросить, как закончить экзамен. Он переспросил раз 10, уверена ли я, ответ мой был давяще утвердительным, и он нажал на кнопку, глубоко вздохнув. И обалдел: 35 - правильных, 0 – неправильных. Он засуетился, быстро распечатал результаты и уважительно сказал, куда мне дальше. При этом трое чилийцев, севшие сдавать экзамен еще до меня, не сдали.

А дальше пришлось пройти психоделический тест на устаревшем французском оборудовании (кто только не сбрасывал в эту страну устаревшее оборудование: компы из Штатов, куча хреновин из Европы, а вот современные банкоматы, устройства считывающие отпечатки пальцев, выдача талончиков, это – из современного Китая или около него).

Прием местным врачом, когда она просто меряет давление, и ты проходишь. А затем апофеоз – снятие фотографии за отдельные деньги, но сидишь на стуле в позе преступника начала прошлого века с большой такой табличкой, где набран твой RUT(ИНН). Вспышка, и все готово, но вот это далеко не конец, теперь надо записаться на практический тест. Записываюсь. Меня на моей машине могут проверить только 28 февраля. М-да.... И как тут не вспомнить тот же процесс в Штатах. В DMV нет очередей ни на теорерический экзамен (компов -  немного, но все приходят в течении дня, так что просто все расходятся по времени, да и работает все без участия начальника, атвоматизация полная), по той же причине не надо особенно ждать сдачи практики. Да и сиденья поудобнее, и кондеи работают.

Сдача на первые права еще в СССР при всем при этом вспоминается просто кошмаром плохой заорганизованности.

Ну вот, трибунал завтра, посмотрю, как это выглядит. Пока уважения к процессу я не испытываю, уж больно вовлеченные чилийцы ведут себя исключительно по-чилийски. Например, менеджер ремонтной мастерской сделал все, чтобы не подтвержать свои показания в нотариате, ну да бог с ним. Адвокат мой странный (а ведь уважаемые люди рекомендовали!), и везде каждый шаг сопровождается пусть небольшим, но платежом. На круг получается приличный расход, которыый себе большинство чилийцев позволить не может.

В тибунал моя команда пришла целиком: адвокат, нежно прижимавший папку с делом, Берт, как вовлеченный в процесс и видевший практически все, и я. Сидим, ждем вызова. Вызывают, идем к нашей секретарю суда. От противной стороны (как хорошо здесь это слово, оно уместно здесь во всех смыслах) присутствует лишь адвокат, который видит все дело впервые. Он на ходу начинает читать все документы. Выясняется, что машина куплена в кредит, и как везде title/ПТС хранится в банке, а полная страховка – условие получения кредита. Этот адвокат был представителем страховой компании. На 4 или пятой сранице дела, он стал хвататься за свой мобильник, и его выгнали из зала суда.

Зал суда – большая душная комната, где работало 6 секретарей, в основном женщины, за канцелярскими столами, используя устаревшие компы, и где-то 3 адьютанта – мужчины бегали за распечатками, делали копии, проводили посетителей к соответствующему сектерарю. Было неимоверно душно и жарко. Работающие вентиляторы лишь обдавали жаром посетителей. Но форма у всех была хорошо синтетически выглядевшей.

Вернувшись к нашему столу, адвокат страховой сразу предложил пойти на мировую за 75% от суммы счета общей починки, обещая расплатиться в течении месяца. Мой адвокат аж заискрился от счастья и предложил мне согласиться, сказав, что он уменьшает в таком случае свой гонорар на четверть. Я попросила разрешения выйти, чтобы позвонить мужу. Сергею было не до разборок по поводу машины, и он оставил решение мне. Берт мужественно мучился от жары в зале ожидания, его совет был неопределенным. Подскочил мой адвокат с вопросом, что же решил муж. И когда я сказала, что он оставил решение мне, то удивлению и адвоката, и Берта не было границ. В Чили вообще женщины находятся при всей видимости равноправия в подавленном состоянии. Лишь немногие женщины, в основном при помощи семей, добиваются приличного положения ,и тогда они – знамя этой страны, как экс-президент Мишель Бачелет. Я знаю, что многиеиностранцы приезжают работать парами, но потом, из-за отношения к жене, уезжают работать в другие страны.

Короче, я согласилась на мировую. Адвокат отработал правильным оформлением документов, мы все вышли, разошлись по машинам, и я поехала за тортиком по поводу такого праздника.

28-го проблемы со сдачей вождения не было, но вот готовые права я получила через 2 дня с очередным сидением-ожиданием.  Все! Я теперь обладаю чилийскими правами (берем все смыслы)! Осталось только получить деньги и распрощаться с адвокатом. Надеюсь, что все будет нормально, не зря же я настояла внести пункт оплаты пени в случае задержки своевременной оплаты.


Рецензии