1963г. Симферополь

  Уровень преподавания в Азербайджане оставлял желать лучшего. И не столько потому, что учителя были не профессионалами, а потому, что местное население было такого низкого интеллекта, что требования нивелировались «к нечто среднему». И я постепенно понял, что можно особо не напрягаться.

С третьего класса мама уже не контролировала мои занятия, видя, что я и так учусь на «отлично». Поэтому я постепенно «расслаблялся», не всегда выучивая уроки. А переезд в Нахичевань на Араксе и вовсе отбил у меня желание что-либо учить дома. Каждый год учеников на месяц - полтора отрывали от учёбы, отправляя на уборку  хлопка. А потом мы учились, пропуская ряд тем, или просто не доучивая учебник.

Ещё в седьмом классе я заметил, что в моих знаниях появляются дыры, зияющие ужасающей пустотой. Я пытался несколько раз «браться за ум», но это мало помогало.
  Способности у меня были и достаточно большие, но часто у меня наступали периоды лени. Когда совершенно забрасывал учёбу и предавался любимому занятию, как теперь говорят «хобби», сборкой транзисторных приёмников. В те времена их практически не было в продаже, а я горел желанием иметь маленький приёмник в кармане.

  Но умение мыслить и быстро схватывать суть, позволяло мне подготавливаться к уроку на перемене за 5-10 минут или прямо на уроке, пока кто-то отвечал, если меня не вызывали первым. Так что двойка была бы для меня сенсацией. Но начали появляться тройки, а это было острым симптомом. Я понимал, что необходима бесперебойная система подготовки уроков. Но я находился в том возрасте, когда происходит «открытие» мира. То есть у меня бурными темпами шёл период развития, переоценка старых детских понятий, когда начинаешь иначе видеть привычные, давно окружающие тебя вещи.

И вот, учась в восьмом классе, я начал подумывать, что хорошей встряской будет перемена школы. И я загорелся поездкой в Симферополь. Вопрос этот решался очень длительное время. Сначала родители не восприняли его серьёзно, посчитали, что это моя блажь. Но потом некоторые предполагаемые события поспособствовали этому. Дело в том, что отец собирался через год демобилизоваться и переехать в Симферополь.  А если я буду учиться уже там, то легче освоюсь с меньшего класса. И эта школа должна была дать более лучшие знания, с которыми легче будет поступить в институт. Было обговорено оставить меня учиться в Симферополе.
    
Лето 1963-го года. Отцу обещали отпуск в мае – июне, но задержали. И мы не дождавшись, уехали от изнуряющей жары Нахичеванского лета без него, надеясь, что он сильно не задержится. 9-го августа 1963 года мы выехали сначала в Ереван, чтобы переночевать и рано утром вылететь в Симферополь. Остановились у Червонных в Канакере, микрорайоне Еревана. Это семья бывшего сослуживца отца.
 
10-го утром вылетели и уже в 9-ть утра приземлились в Симферополе.  День был солнечный. Запах крымского воздуха отличался от  запаха пересушенного закавказского. В полдень я уже пошёл прогуляться по улицам. Меня более всего интересовали магазины с деталями для радиоприёмников, которыми я «бредил».


По приезде начали решать, в какую школу мне поступать. Рядом были две 7-я и 12-я. Выяснилось, что в квартире рядом с дедушкиной живет семья, где дочь моего возраста, и она учится в 12-ой школе.
 
 Соседку звали Лариса Шишарина. Она рассказала, что их школа одна из 4-х лучших в Крыму. И я пошёл сдавать документы в эту школу. Меня принял директор школы Иван Петрович Крыжановский (инвалид ВОВ, бывший партизан), выслушал и… отказал. 9-х классов было несколько, но в каждом было более 40-ка человек. Расстроенный я собрался поступать в 7-ю школу, но решил подождать отца.
   
Отец приехал во второй половине августа. И мы снова пошли к директору. Мои пятёрки и четвёрки произвели впечатление, но он снова отказал, хотя и обнадёжил.
 - У нас есть ребята, которые имеют  вызов в Киевскую математическую специализированную школу. Если родители их отпустят туда, то освободятся два места. Тогда я возьму Вашего сына.
 
Была ещё неделя напряжённого ожидания, но всё сложилось удачно. Юные математики поехали в Киев, а меня приняли в школу. Это было 24-го августа в субботу.
   Встретил Свету Бобовскую, сестру моего друга из Нахичевана  Юрки, который должен был приехать 26-го из пионерского лагеря. Видел в городе Савченко Галю, но постеснялся  подойти, потому что рядом со мной была моя двоюродная сестра Лида. 
 


Рецензии