Помойка...

В самом центре посёлка Западного, на краю дороги находилась огромная, как гора, помойка. Поскольку за короткое полярное лето она не успевала растаять, гора изо льда и остатков чьей-то жизни, росла, пока не выросла до немыслимых размеров. Помойка стала достопримечательностью посёлка. Серёжка, как и его сверстники, познавать жизнь начал именно с этой помойки. Родителям некогда было выяснять, чем заняты дети, а дети в это время рылись в помойке, выковыривая из дерьма замёрзшие спичечные коробки, чтобы, отмочив в кипятке этикетки, потом обмениваться ими.

На помойке можно было найти загадочные белые шарики из тонкой резины и, выполоскав в ближайшей луже, потом надувать их. На помойке было много интересного. Каждый день, спозаранку, маленький Серёжка оббегал большую и ещё кучу маленьких помоек и возвращался домой, гордо прижимая к груди добычу. У него была самая большая коллекция этикеток. Однажды утром, по дороге в школу, он увидел вокруг помойки костры и группы людей. Подбежав поближе, он понял, что это под охраной четырёх конвоиров работают зэки. Ему было непонятно, что это они делают.
Вокруг было разложено около десятка костров, в которых лежали железные ломы. Когда ломы раскалялись до малинового цвета, зэки в толстых рукавицах брали их за свободные концы и втыкали в ледяное тело помойки. Таким образом, за день было проделано множество глубоких круглых дырок.

На второй день помойку огородили колышками с красными тряпками, и какие-то мужики стали колдовать над дырками, Издалека было видно, как в эти отверстия они что-то опускали. После этого от каждой дырки протянули массу цветных проводов, все их стянули в один жгут и вывели за угол кирпичного дома, что стоял метрах в трёхстах.
Серёжка с вездесущими пацанами, снующими тут же, услышали, что помойку сейчас будут взрывать. По обеим сторонам улицы встали сердитые мужики и стали матерками отгонять ребятишек подальше.

Мужики посвистели свистками, и наступила гнетущая тишина. Взрывник приладил провода к какой-то машинке, покрутил ручку, и земля под ногами зашевелилась. Всё вокруг затряслось, и на глазах у всех помойка, в дыму и пламени, поднялась высоко-высоко, метров на пятьсот. Раздался страшный грохот и всё это месиво из дерьма, бумаги и льда, разлетевшись там вверху на куски и глыбы, ухнуло вниз. Весь посёлок был засыпан остатками былых времён, а на месте помойки образовалась большущая, дымящаяся яма.

Пацаны, тут же налетели, как вороньё, и стали хватать остатки цветных проводов - синих, красных, зелёных. Помойки, лежавшей здесь не один десяток лет, не стало, а её остатки сгребли бульдозером. Потом, проходя мимо этого места, Серёжка с грустью вздыхал, понимая, что в мире постоянно что-то меняется. Да и у него, повзрослевшего, уже не было желания бегать по помойке.


Рецензии
"Эффект попутчика" не нашел. Решил прочитать этот рассказ.
Удивлен до глубины души. Совсем не такими я представлял норильские помойки. Даже не представлял. Знал. И не просто знал, а очень хорошо знал. И не один год. Почти два десятилетия..
Дело в том, что сам я - из Воркуты. Родился там, закончил школу. Так вот, во времена моего безоблачного детства и лучезарной юности вся Воркута была заставлена "норильскими" помойками.
Наверное, и у вас, в Норильске, жилые дома (обычные панельные пятиэтажки) строили так, чтобы они образовывали периметр: два длинных - вдоль, на небольшом удалении друг от друга, с обоих торцов этих, длинных, - два коротких. Внутри периметра - двор, относительно защищенный домами от северных ветров, дующих с Северного Ледовитого. А конкретно - с Карского моря.
И точно посреди защищенного от ветра двора стояла "норильская" помойка. Что она из себя представляла? Двухэтажное здание, две деревянные лестницы, которые, огибая здание, с торца поднимались на второй этаж, к двери. Дверь открываешь, заходишь на второй этаж. По центру узкий проход от двери до противоположной стены. Слева-справа от прохода два металлических контейнера для мусора, конусом вниз. На первом этаже здания, с торца, противоположного входу, но на первом этаже - огромные ворота, почти на всю ширину первого этажа. Когда они открывались, на первый этаж задом заезжал бортовой грузовик. Дворник сверху откидывал у конусов для мусора фиксаторы, контейнеры открывались (стенки конусов падали и становились вертикально), весь мусор сыпался в кузов грузовика. Когда весь мусор высыпался, дворник снова фиксировал контейнеры в первоначальном, конусном положении, спускался вниз, по бетонному полу первого этажа совковой лопатой подбирал мусор, просыпавшийся мимо кузова, и забрасывал его в кузов выехавшего и остановившегося прямо у стены помойки грузовика.
Вот это я понимаю, - норильская помойка. А в рассказе... Что-то совсем не похожее на норильскую помойку. Нет, я, конечно, верю автору. Но к мысли, что в Норильске могли быть и какие-то другие, не только норильские помойки... После многих-многих лет тесного знакомства с "норильскими" помойками, к мысли, что в Норильске могут быть и другие помойки... К этой мысли надо как-то привыкнуть. А на это, пусть автор не обижается, понадобится время. Скорее всего годы. А как иначе? Я ведь "норильские" помойки знал почти два десятка лет. А тут - нате, здрасьте. Надо, оказывается, привыкать к мысли о чем-то другом...

Константин Кучер   29.08.2024 12:06     Заявить о нарушении
Поясняю: Я тогда жил не в самом Норильске, а в посёлке под названием Западный. По аналогии шахта которая находилась в зоне тоже называлась Западной 12-24.Никаких сооружений там не было просто валили отходы в кучу на краю посёлка, а поскольку лёд под помойкой не таял никогда, за многие годы эта помойка превратилась в довольно внушительную ледяную гору. Вот о такой помойке я и написал рассказ. Сам Норильск,точнее центр Норильска тогда ещё только строился и это место называлось Соцгородом, а основное население жило в бараках и балках вокруг соцгорода...

Алекс Венцель   01.09.2024 13:37   Заявить о нарушении
"Эффект попутчика"Проза.ру автор Алекс Венцель...

Алекс Венцель   01.09.2024 23:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.