Скрипка или непонятый визит

 
 
  Прозвучал робкий стук. После небольшой паузы  так же робко приоткрылась дверь.   В образовавшемся проеме,  держась за ручку двери, стояла... - он напрягся, пытаясь вспомнить: имя еще такое странное, кажется, Айя. В другой руке у нее почему-то был футляр от скрипки.

-  К Вам можно, Петр Иванович?
-  Конечно, заходите… - он хотел назвать ее по имени, но в последний момент засомневался, что помнит его правильно. Образовалась пауза. Он не стал вставать и идти навстречу,  потому   как не был с вошедшей в каких-либо отношениях и сам визит был непонятный.

-  Я здесь с дочкой, - она открыла дверь шире: - Иди сюда, Ася.
-  И что это Вас к нам привело? – Петр Иванович пытался вспомнить, где и на какой почве они общались. Воды, как будто, и немного утекло с тех пор, но как все изменилось, и страны той уже нет. – Чем сейчас занимаетесь? Все тем же, что и раньше, - он ловко обошел, забытую сферу деятельности гостьи.
-  Да нет. Бизнес мой с самостийностью погиб сразу. Я же работала с госпредприятиями, а они в одночасье все стали нищими. Институт, где раньше работала, тоже приказал долго жить. Вот с тех пор я и без дела.
-  Но что-то же Вы делаете, чем-то все-таки занимаетесь?
Петр Иванович даже представить не мог, что эта, как он помнил, умная и моторная женщина ничего не делает. Что-то есть, просто говорить не хочет. Ну, да и ладно…Что ее привело, все-таки?
-  Делаю, конечно, вот, ходим с Асей, играем на скрипке. Когда мы с Вами  сотрудничали, ей всего годик был, а теперь вот уже и на скрипке выучилась… вполне прилично играет…хотите она сыграет Вам?
    Ну вот, только этого ему не хватало. Петр Иванович не помнил таких отношений с, все-таки, Айей, чтобы ходить с детьми в гости и заставлять тех рассказывать стишки. «Наверное, была где-то рядом и решила зайти, - подумал он, - вспомнить былое, что ли ».
В это время в кабинет без стука вошли его компаньоны Глеб и Борис, дел  у них особо не было, зашли просто поболтать. «Как некстати, - подумал Петр Иванович, - вообразят еще чего-нибудь».
-  Заходите, - сказал он к приятелям, - вы попали прямо на концерт, сейчас Ася нам что - то сыграет. – Что ты нам сыграешь? - обратился он к девочке.
    Девочка лет восьми от роду меньше всего походила на ребенка своих лет. На   бледном лице,  из-за отсутствия живой мимики больше  походившем на маску, застыло  выражение мрачной усталости и взрослого недосыпания. Не глядя на Петра Ивановича, она назвала произведение и прижала к щеке скрипку. Из названия Петр Иванович понял только, что это классика и это надолго. Ему было неловко перед приятелями,  но показать себя неучтивым невеждой он тоже не мог. И он обязательно похвалит игру девочки, потому что так всегда делают в подобных случаях, и ему это совсем не трудно.
     Ася начала играть.  То ли у нее совсем было плохое настроение, то ли она просто плохо умела играть  (да и откуда в ее годы хорошо играть!), только это было больше механическое вождение смычком  по струнам с целью извлечения определенного нотного звука, отдельные звуки собирались вместе в безрадостную невыразительную мелодию с трудом напоминавшую объявленную пьесу.
« Совсем маленькая, небось, и в  школу еще не ходит»,  -  размышлял Петр Иванович, глядя на девочку, надеясь, что пьеса все-таки не будет длинной.
     Пьеса и в самом деле оказалась не длинной. Ася опустила скрипку и посмотрела на мать, ожидая указаний.
Петр Иванович  похлопал ладошами, приятели переглянулись и тоже хлопнули несколько раз.
-  Очень хорошо, ты просто молодец, - сказал Петр Иванович, повертел головой, ища, чем бы наградить ребенка, но ничего такого  не увидел, конфет тоже не было.  Он не стал хвалить много, потому как опасался продолжения выступления и, чтобы совсем отвлечься от музыки, обратился к девочке: - А чем ты еще занимаешься? …
                ***

-  Ну, мы пойдем, - сказала Айя, укладывая скрипку в  футляр.
-  Да, конечно, спасибо, что зашли, не забываете, - говорил Петр Иванович просто лишь бы   говорить, - будете еще здесь, заходите, милости просим.
-  Спасибо, - сказала Айя. – До свидания. Идем, Ася.
Она явно медлила, будто что-то еще хотела сказать. Но не сказала.
                ***

-  Кто такая? – спросил Глеб, когда гостьи вышли, скорее из приличия, чем из интереса.
-  Да, знакомая. Когда-то она мне оказывала услуги, какие даже не помню.  Не могу понять только зачем она сейчас приходила, да еще с дочкой.
    Борис, взглянув на приятеля, как бы удостоверяясь, что тот и взаправду не понимает,  прокомментировал:
-  Ждала, что ты денег дашь.
-  С какой такой стати, - удивился Петр Иванович.
-  Как с какой? – ребенок же играл на скрипке, - пояснил Глеб.   
-  Я их в переходе видел, они там тоже играли на скрипке, - сказал Борис.
                ***

     Петра Ивановича словно ошпарило. Вон оно что! Девочка играла ему, как в переходе, надеялась заработать. Ее мать тоже рассчитывала на помощь. А он!  Ему это и в голову не пришло. Ей нечего есть, у нее, что совершенно теперь очевидно,  нет ни копейки денег и взять не откуда, а  он  решил   - похвалиться дочкой пришла, еще удивился: с какой стати да еще  в такую даль – другой конец города. Он застыл,  парализованный новым для себя открытием. Впервые вот так близко он видел   отчаяние, и ему стало жутко и стыдно от своего безучастия в нем, пусть даже невинного.
***
 Как трудно бывает, когда  у тебя все хорошо, представить, что у кого-то может быть все также плохо. 


29.02.2012                WalRad


Рецензии
Бедная девочка, за что судьба к ней жестока.

Дария Джумагельдинова   16.01.2013 11:48     Заявить о нарушении
Разве только к ней!

Валрад   26.01.2013 23:56   Заявить о нарушении