Мы сохранили мир в регионе

      
Главная причина   кровавой трагедии на юге Кыргызстана, по мнению мэра Оша Мелиса Мырзакматова, это заигрывание членов Временного правительства  с сепаратистскими силами в этом регионе.
 Говоря проще,  члены Временного правительства после  смены власти в Бишкеке были заняты в основном тем, чтобы  снять с должности и подвергнуть наказанию так называемых бакиевских ставленников. Они опасались, что на юге Кыргызстана   продолжает поддерживать Бакиева. Предлагаем вашему вниманию интервью с мэром Оша Мелисом Мырзакматовым, который был и остается в эпицентре всех событий.

-Конечно, ситуация была сложная. Бакиев, как известно после переворотов в Бишкеке бежал  на юг страны. Его противники на севере опасались, что он сможет завербовать своих сторонников и даже начать гражданскую войну. Была ли такая возможность у него?

--Такая опасность существовала, но только теоретически. В регионе было много его сторонников. Однако Бакиев  не был способным на организацию каких-то насильственных актов, тем более  вооруженного конфликта. Вообще, многие члены  Временного правительства, если бы оказались на его месте, пошли бы ва-банк и наломали столько дров, что никому мало не показалось. Однако Бакиев не был  склонен к авантюрам. Если вы помните, даже во время  событий в марте 2005 года, которые привели к смене власти в Кыргызстане, он вел себя крайне пассивно. И даже шутка о том, что к власти его пригласили, когда он кушал  манты в кафе, также свидетельствует об этом.  К тому же народ Кыргызстана, те же самые кыргызы, которые проживали на юге, даже если среди них было много симпатизирующих Бакиеву, никогда бы не пошли на развязывание гражданской войны между югом и севером.
-Почему мы в этом уверены?
-Кыргызы, проживающие  на юге, считают себя прежде всего кыргызами,  а  не  южными кыргызами, ни тем более бакиевцами или реваншистами. Они в своих поступках и делах думают, прежде всего, о единстве всей страны. Конечно, среди народа бывают всякие люди, в том числе и трайбалисты, преступники, карьеристы и прочие, но в своей массе наши граждане отличаются здоровым и крепким  патриотизмом. Именно благодаря этому качеству  удалось сохранить страну от распада во время трагических событий весной и летом 2010 года.
                По стопам героев прошлого 
  Кстати, эта давняя традиции нашего народа. Не забывайте о том, что Тилеке батыр, который 350 лет назад освободил Кыргызстан и весь регион от калмакских захватчиков, родился здесь. Его дело продолжил Ажи бий, которой, в свою очередь, является предком Алымбек датки. Алымбек датка был правителем Андижанского вилаята, делал упор на развитие города Ош, как своей главной ставки и был одним из могущественных лидеров Кокандского ханства. Несмотря на то, что Кокандское ханство считалось одной из форм  южной кыргызской государственности, Алымбек датка мечтал создать  настоящее кыргызское государстве в рамках южного и северного Кыргызстана. Он погиб от рук врагов, когда уже был близок  к воплощению этой  своей мечты.
Все потомки Тилеке баатыра преданно служили своему народу, несмотря на то, что проживали в разных политических условиях и эпохах и при этом  нередко заканчивали свою жизнь трагически, погибая от рук врагов или предателей. В этом отношении они испили чашу, которую довелось испить Манасу, который был  смертельно ранен из засады калмакским воином. Точно также были ранены и убиты Тилеке батыр, Алымбека датка, и даже потомок последнего  -Турдубек минбаши, уже в советскую эпоху,  в интересах своего народа  стремился изо всех сил сохранять хорошие отношения с новой властью, сотрудничал с ней,  помогал  укреплению советской власти. Большевики, тем не менее, предали его, сослав на каторгу в Самару, где он и погиб. И я горд тем, что являясь одним из  потомков Тилеке баатыра и Алымбек датки

-Какие мгновения были самыми тяжелыми для вас  во время Ошских событий? 

--Для меня, как и для многих других граждан, которые оказались в самом эпицентре этой трагедии, безусловно, самым тяжелым было то, что члены Временного правительства изначально были заняты тем, что называется поисками врагов, при этом изначально они хотели осудить меня, снять с занимаемой должности и даже упрячь за решетку. Я был им всегда как кость в горле. Сразу же после смены власти в апреле 2010 года я ощутил на себе все «прелести» этого давления. И уж поверьте, я никогда не держался за кресло мэра Оша, не держусь и теперь, я просто  исполнял те обязанности, которые были возложены на меня. И жители города Ош, мои избиратели, нуждались в моем руководстве, как и я в них, и вместе нам удалось  пройти через весьма сложные испытания за эти полтора года. Если бы Временное правительство вместо поиска врагов и реваншистов изначально заняло трезвую государственную позицию в интересах Кыргызстана,  межнациональные столкновения на юге можно было бы предотвратить.

-Каким образом?

-Несмотря на крайне сложную обстановку, в котором оказался юг Кыргызстана после того, как члены Временного правительства вступили в сговор с  лидерами  узбекских  сепаратистов, чтобы  взять под контроль регион, все эти непродуманные действия как известно привели к гибели сорока наших граждан в ходе  вооруженных столкновений Джалал-Абаде  и сожжению  нескольких домов  родственников президента Кыргызстана, все –таки ситуация можно было держать под контролем даже после этого. Как мэр города Ош я говорю об этом с полной ответственностью. Однако даже после  трагических событий в Джалал-Абаде, власть отнюдь не осознавала, в какие опасные игры с сепаратистки настроенными  силами она играет. Она была всецело поглощена борьбой за власть, борьбой с  такими людьми как мэр города Ош.  Роза Отунбаева говорит в своих интервью, что межнациональные столкновения на юге были полной неожиданностью для всех.  Однако в период после 7 апреля и до начала ошского кошмара, в течение  двух месяцев в Оше были зафиксированы  более ста столкновений на межнациональной почве - драки между кыргызами и узбеками. Все это время как мэр города я был занят борьбой с этими негативными и разрушительными процессами, понимая, что все эти стычки рано или поздно выльются в  массовое  межнациональное столкновения. И я постоянно докладывал в своих отчетах об этом  высшему руководству страны – президенту, главам СНБ, МВД, чтобы они предпринимали  срочные меры, выявляли и арестовывали зачинщиков и подстрекателей.  Но они были, как я уже сказал выше, и  кыргызстанцы хорошо информированы об этом, всецело заняты поисками мнимых врагов  и реваншистов. Сегодня они уже говорят о том, что не только события в Джалал-Абаде, но и  трагедия в Оше была спланирована реваншистами, при этом хотят большую часть вины свалить на меня, мэра города Ош.
Можете себе представить, как было трудно в такой ситуации  руководить городом Ош, когда  высшее руководство страны фактически было занято подталкиванием страны в пропасть массовых межнациональных столкновений, отказываясь хоть как-то реагировать на действия сепаратистов, фактически поддерживая их не только своими тайными контактами с их лидерами, но и оказывая мощное давление на тех, кто стремился предотвратить сползание страны к хаосу. Как можно говорить в такой ситуации о том, что я держусь за кресло мэра Оша. Как может вообще нормальный человек и руководитель работать в таких условиях? 

- Что можно было делать в такой ситуации?

-Поверьте, я бы мог  с легкостью оставить эту должность и даже примкнуть к  лидерам Временного правительства, найти с ними общий язык, стать их сторонниками, но у меня просто не было такого выбора и горожане не позволили мне сделать это. Я не мог их предать, не мог предать кыргызский народ в один из       самых трагических и запутанных моментов его истории. Мне пришлось  встретить трагедию с моим народом, в развязывании которой виноваты члены Временного правительства

                Дух Манаса спас Кыргызстан

-То, как   разворачивались  трагические события в Оше и Джалал-Абаде, уже достаточно хорошо описано в различных документах и  исследованиях. Какие эпизоды или даже, может быть, минуты были самими тяжелыми?

-Безусловно, это ночь  с 12 на 13 июня 2010 года. Когда  в полночь генерал Исмаил Исаков вызвал на экстренное  заседание руководство города, облгосадминистрации, начальников управления  безопасности и внутренних дел. Когда Исмаилов коротко сообщил о том, что по имеющимся разведанным в город Андижан Республики Узбекистан специальным рейсом на 20  самолетах  прибыли отряды отборных солдат, что их целью было  силовое вмешательство в конфликт  в Оше, который уже по  существу был преодолен нашими силами. На этом заседании прозвучало, что целью  нападения узбекских вооруженных сил  будет  уничтожение  руководителей города и области, разгром управления внутренних дел и управления безопасностью, вывод из строя  основных  коммуникационных  узлов, разрушение инфраструктуры города,  вытеснение военных сил. По информации разведывательных служб Кыргызстана примерное число  узбекских солдат, которые могли быть задействованы в ночном  штурме города  составляли 5 тысяч солдат. Операция планировали  завершить  в течение четырех-пяти часов, начало штурма было намечено на 4 часа утра, сигналом  послужили  бы призывы к утренней молитве в мечетях Оша.
Исаков возложил все полноту ответственности по организации  защиты города  на меня как мэра города и на коменданта города  Курсана  Асанова. Исаков при этом сообщил, что узбекские солдаты, готовящиеся к нападению, это не просто элитные части в свое время бравшие город Ленинабад в Таджикистане и город Андижан в Узбекистане, но и палачи, не знающие никакой жалости. Поэтому надо подготовиться и дать им соответствующий отпор.
Мы сделали все от нас зависящее в ту тяжелую ночь, когда многие  высшие военные руководители и просто влиятельные люди спешно покидали город, а простые люди оставались на своих местах и готовились к ночному штурму.
В ту ночь я был в ярости, потому что всю полноту ответственности по защите города поручили мне, но при этом  ответственные люди, комендант области,  руководители  военных структур, располагающие всеми средствами исчезли в ту ночь, хотя в обычные дни они толпами  слонялись в городе. Что мне  и Курсану Асанову оставалось делать в такой ситуации?  В любом случае я должен был выполнять приказ  по обороне города, опираясь на те средства и возможности которыми  располагал. Экстренно собрал сотрудников мэрии и депутатов городского Кенеша и дал им задание начать работу по организации гражданской обороны в городе. Одному из заместителей поручил эвакуировать женщин и детей, в случае возникновения опансоти.  Второму заместителю велел организовывать баррикады на  улицах города и  мобилизовать добровольные вооруженные   группы. У  въезда в город  поставили блокпосты, и я дал приказ  не выпускать  из города мужчин. Но жители города, поднимая панику, спешили выехать  их города.  Теперь я уже могу сказать об этом открыто:  оказывается, состоятельные люди  бывают  трусливыми. А простые жители Оша  стояли в  первых рядах  защитников города.  Я им благодарен на всю жизнь. В те опасные дни страны мгновения и минуты  мой народ служил мне опорой и придавал силы.
Дав соответствующие задания  по гражданской обороне  города, я объездил все блокпосты, поставленные  на стратегических объектах.  Проверил солдат, стоящих на страже и, чтобы  оказать им моральную поддержку, поговорил с ними. Затем поехал в мэрию.  В городе  царила полная тишина. На улице нет ни одной души.
Зайдя в мэрию и расставив охрану  на всех этажах, я понял, что настало время, когда ради целостности государства  на карту судьбы надо поставить все, а если будет необходимо  -  положить голову.
 Было  уже за 3 часа  ночи 13 июня. Я вынул  пистолет из кобуры  и посмотрел – было 13 патронов, одни из них вытащил и положил в карман, с мыслью, что если  вдруг  при перестрелке  с врагами не останется патронов, последнюю пулю. Приберегу для себя. В это время позвонил мне Курсан Асанов, чтобы сообщить о принятых мерах по гражданской обороне.  Я спросил его о боевом духе солдат. Он ответил: «Все стратегические объекты под охраной. У солдат высокий боевой дух. Я просил у них: «Кто хочет остаться со мной и защищать город? Желающие остаться – шаг вперед».  Все солдаты вышли вперед.  Мы будем защищать  наш город Ош, нашу Родину!».  И в конце разговора Асанов сказал так, как будто прощался со мной: «Меке, мои дети малолетние, если  меня не станет,  посмотри за ними, друг».  Мы решили быть до конца вместе.
В тот момент мне еще позвонил  командио  отборного отряда  «Шер» при МВД, подполковник  Бакыт Айыпов, чтобы сказать свое « последнее слово». Он приходится мне близким родственником. «Мелис аке, мы  слышали, что вашей жизни  грозит опасность. Поэтому я напросился со своим отрядом охранять город. Первой атаке будет противостоять мы. Государство под угрозой, но мы не дадим врагам захватить его. Если меня не станет,  передайте моим родственникам, что я им  благодарен  на этом и на том свете. Мое тело предайте земле  своими руками. Я горжусь вами, Мелис аке!».
      
  Я  и защитники города Ош были готовы отдать свои жизни в ту ночь, чтобы о нас потомки не говорили потом, что они позволили  врагам ворваться в город и растоптать его.  Сам дух великого Манаса, Тилеке батыра и Алымбек датки подкрепил нас в ту ночь.
Нападение узбекских солдат на город Ош в самый последний момент было отклонено президентом Узбекистана Исламом Каримовым за что мы ему должны быть благодарными. В противном случае  бы наш регион погрузился в длительную гражданскую войну.    

Внешние силы планировали раскол страны

-Во время трагических событий на юге и после них в СМИ озвучивались  слухи о том, что якобы какие-то внешние силы предлагали  разделить Кыргызстан на два региона – Северный Кыргызстан и Южный. В частности, экс-губернатор Джалал-Абадской области Бектур Асанов публично заявлял о том, что такие предложения поступали к нему со стороны влиятельных сил в России. Эту же информацию подтвердил и губернатор Ошской области Сооронбай Жээнбеков, заявив, что подобные предложения поступали и к нему. Что вы скажите по этому поводу?

- Безусловно, имелись  влиятельные внешние силы, которые хотели поделить Кыргызстан на два региона. Приведу только один пример. 10 апреля из Российской Федерации пришла телеграмма такого содержания: «Вы должны создать Ошскую республику. За помощью обращайтесь к Ташматову Хамиду».
В целях сохранения целостности государства я вызвал руководителей внутренних  дел  и службы безопасности города, ознакомил их с телеграммой, приказал изучить ее и принять неотложные меры. Так же я собрал политические силы и представителей общественности Оша и попросил их не поддаваться на всевозможные провокации. И впоследствии не одни раз  ко мне обращались представители скрытых сил и даже предлагали большие суммы денег (400 миллионов Долларов США), чтобы я как мэр Оша  публично объявил  об образовании Южной демократической республики, а сам отошел в сторону.  Что остальное все они сделают сами. Эти темные силы хотели разделить страну на север и юг моими руками, потому что видели во мне на юге страны влиятельную политическую силу, способную противостоять Временному правительству,  который  смог бы начать легитимизацию  процесса разрушения нашего единого государства.  Но я не поддался искушению, даже в голову не пришла мысль  о том, чтобы променять целостность государства на какие-то деньги.
Одним словом, подстрекатели не достигли своих целей. В результате  кто-то теперь обвиняет меня в том, что я предал Бакиева, в то же самое время члены Временного правительства, наоборот, объявили меня «бакиевцем». Но я не обращаю внимания на такие  оскорбления. Совесть моя чиста перед народом и горжусь тем, что я являюсь потомком Тилеке батыра и Алымбек датки и стараюсь в меру своих сил и возможностей продолжать традицию отстаивания  интересов кыргызской государственности.      

             Народ должен решать с вою судьбу
 Я думаю, дезинформация, трусость и трайбализм являются главными врагами кыргызской государственности.  Я уже хорошо знаю, как ведут себя многие высокопоставленные  чиновники по-настоящему в трудную минуту.  Это только в мирное и спокойное время они борются за кресло и высокие должности, называют себя патриотами, реформаторами, борцами за интересы народа, подлинными интернационалистами  и так далее и тому подобное. Как только клюнет жареный петух, они первыми побегут с корабля как крысы, позабыв на прочь и о чести, и о достоинстве.   
Это они обвиняют меня хором, называют и трайбалистом, и националистом, и врагом  узбеков, и фашистом, и реваншистом.  А все потому, что я имею мужество называть вещи своими именами, называю прямо главных виновников  межнациональных столкновений на юге.  На всем, что произошло  прежде всего лежит ответственность, а точнее, безответственность членов Временного правительства, которые заигрывали с сепаратистскими силам на юге страны. Надо было предвидеть к чему все это может привести в итоге, когда ты в своей политике делаешь ставку  на тех, кто открыто призывает  к созданию узбекской  автономии на юге Кыргызстана.
Кстати, подавляющее большинство  узбекского народа юга нашей страны осудили этих сепаратистов и в то же время благодарны мне как мэру Оша за то, что я не допустил  постреволюционной смены руководства во многих учреждениях и структурах Оша, как например, в Кыргызско-Узбекском университете.
Ситуация на юге страны далека от полной нормализации, слишком глубокие раны нанесены представителям двух братских народов, но процесс наведения порядка в Оше идет и вполне успешно, потому что сама общественности города –кыргызы, узбеки и представители других народов - активно участвуют в этом. Главный урок прошедшей трагедии заключается в том, что  только народ и общественность могут и должны решать свою судьбу и в конечном итоге они оценят по заслугам  каждого руководителя. Я больше всего опасался остаться в истории  мэром города, который покинул города, когда ему грозила страшная опасность. Не хотел я также быть таким мэром, чтобы обо мне вспоминали, как о руководителе, при котором город Ош перестал быть кыргызским городом. Но в конце концов самой высшей доблестью будет честное служение народу, делать то, что он поддерживает и во что верит, и во что всегда верили и стремились лучшие сыны народа.  Одним словом, быть всегда с ним  – в радости и горе.                                                

 


Рецензии