Н. Моисеева о геноциде евреев. 1942 год

НА ФОТО: Открытие памятника жертвам фашистской оккупации 1942 - 1943 годов в городе Благодарном Ставропольского края.

ФОТО: Н.Г. Николаевой. Май 2010 год.

***

ВОСПОМИНАНИЯ Н. МОИСЕЕВОЙ О ГЕНОЦИДЕ ЕВРЕЕВ
1942 г.

В 1941 – 1942 годах советские войска, с трудом сдерживая натиск превосходящих сил противника, отступали. Вместе с частями РККА уходили с обжитых мест мирные люда, бросая дома, скот, имущество.

По состоянию на 1 января 1942 года в Орджоникидзевский (Ставропольский) край из прифронтовой полосы прибыло беженцев – 116 956 человек.

В нашем Благодарненском районе было размещено 2 358 чел., в соседнем Бурлацком районе – 2496.  [1]

***

О том, как это было, рассказ жительницы села Елизаветинского Благодарненского района Ставропольского края Н. Моисеевой:

«…В нашем селе по домам ходили представители власти – уполномоченные, в поисках мест для размещения беженцев.
Люди понимали серьезность положения и, идя навстречу, приводили в порядок заброшенные хатенки и другие, пригодные для проживания, помещения.

И вот привезли первых беженцев, это были украинцы и евреи из Житомира. Их расселили по хатам, а большие семьи – в бригадном доме, располагавшемся на нашей улице.

Люди еврейской национальности были очень печальны и держались как-то замкнуто. Фронт приближался, и они вскоре покинули наше село.

В августе 1942 года немцы оккупировали район, начались тяжелые испытания для благодарненцев.

***

За нашим селом расположена балка Щелкан, где имелась колхозная конеферма. Осенью там появился семнадцатилетний парнишка еврейской национальности, и небольшой коллектив конефермы приютил его, хотя все знали, что за укрывательство партизан и евреев можно было поплатиться жизнью.

Парень научился ездить верхом на лошади и поутру угонял колхозных коней на пастбище, подальше от посторонних глаз.

Однажды один из работников конефермы поехал в село Елизаветинское за продуктами и встретил полицая из местных. Тот стал интересоваться живущим на ферме еврейским пареньком – кто-то уже донес. Он быстро вернулся на ферму и рассказал о беде.

Еще не успели решить, что делать с парнишкой, как увидели, что к ферме скачут полицаи.

Кухарка Рая спрятала парня под кровать, засыпав кукурузой, и, как ни в чем не бывало, занималась своими обычными делами.

Когда вошли полицаи и стали задавать вопросы, она ответила, что ничего не знает, и никакого еврея на ферме не видела. Пригрозив, полицаи уехали.

Было решено отправить парня в другую бригаду. Днем он прятался на чердаке, ночью отогревался в сторожке.

Но и тут кто-то донес. Приехал старший полицай, парня схватили. Он просился отпустить его на свободу, но местные полицаи верно служили фашистам и никакие уговоры не помогли. Его избили и увезли в село Благодарное, где сдали фашистам. Больше парня никто не видел.

***

В январе 1943 года наш район был освобожден от фашистов. Тот, кто встречал советских воинов-освободителей, никогда не забудет эти радостные мгновения и чувство близкой победа над врагом.

Но вот еврейскому пареньку не повезло, буквально месяц он не дожил до этого счастливого дня, без вины виноватый».   [2]


ИСТОЧНИКИ:

1. Ставрополье. Правда военных лет. Великая Отечественная в документах и исследованиях. Ставрополь 2005 г. №19 Сведения о количестве эвакуированного из прифронтовой полосы  населения в Орджоникидзевский край на 1 января 1942 г. ГАНИСК. Ф. 1. Оп. 2. Д. 251. Л. 26-27. Заверенная копия.

2. Моисеева Н. Без вины виноватый. Село Елизаветинское. Газета «Благодарненские вести», № 4, 19.01.2005 г.

2 марта 2012 г.                г. Благодарный


Рецензии
Хороший пример для тех кто думает отсидеться в смутное время на чердаке,
парню надо было прибиться к какой-нибудь отступавшей советской воинской части, получить в руки оружие и бить фашистов. И если бы погиб то в бою а не как баран на заклании. В войсках и дети по десять лет воевали...

Роман Дорин   17.05.2012 12:26     Заявить о нарушении
Спасибо!

До 1939 года в РККА на службу брали парней с 21 года, а после 39-го с 18 лет.

Добровольцев также брали с 18 лет, годных по сотоянию здоровья.
Возможно ему не было 18 лет...

Владимир Пузиков   17.05.2012 12:36   Заявить о нарушении
Это понятно. Если бы парень жил где-то за Уралом понятно, работал бы как все в тылу. Но когда ситуация экстремальная, вокруг война в реале, надо рисковать как все, то есть сражаться с врагом. Сам должен инициативу проявить, просто подойти к отступавшим и добровольцем воевать. А не трястись на чердаке беспомощно, и ждать придут убивать или не придут. Тем более понятно что Еврей и других вариантов нет в данных обстоятельствах.
Именно так и попадали дети на войну. Когда деваться не куда было. Воевали даже дети семи-восьми лет. И в частях и в партизанах. И девчонки на фронт убегали... Всё бы это знаем из истории и даже в кинохронике видели...

Роман Дорин   18.05.2012 16:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.