Герхард Фридрих Миллер

Имя Герхарда Фридриха Миллера (1705-1783) известно многим нашим читателям. И не только, наверное, по советским учебникам, где он был заклеймен  как «автор норманнской теории», названный Ломоносовым  «недостаточно патриотом». В последние годы  в России  появилось множество монографий и статей  об этом замечательном ученом, в течение 60 лет неустанно и самоотверженно трудившимся на  благо российской науки.
Миллер приехал в Россию  20-летним выпускником Лейпцигского университета, и уже три года спустя по его инициативе  стал выходить первый русский  литературный и научно-популярный журнал – «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания к Санкт-Петербургским ведомостям».  А вскоре  Миллер основал   первый в России  исторический журнал, выходивший, правда, на немецком языке. Назывался он «Sammlung russischer  Geschichte» (Собрание российской истории). В нем были впервые опубликованы отрывки из русских летописей.  В 24 года недавний студент  был назначен  профессором Петербургской Академии наук. Казалось бы, все складывается  как нельзя лучше, но в 1733 года Миллер  без сожаления оставляет спокойную обеспеченную жизнь и неторопливые  научные занятия и присоединяется ко Второй Камчатской экспедиции Беринга.
Миллер пробыл в Сибири 10 лет. За это время он собрал  колоссальный исторический и этнографический материал, ставший основой не только для его собственных сочинений, но и для исследований  не одного поколения историков и этнографов.
Вскоре после возвращения Миллер выступил  с предложением об учреждении   при Петербургской Академии наук  исторического департамента  для написания истории и географии России,  однако  проект был отклонен.  Вслед за этим последовали  более существенные неприятности.  Однажды Миллер  узнал, что результаты его научных изысканий являются, оказывается, государственной тайной: в 1744 году он был вызван на допрос  по поводу разглашения  сведений о картах Второй Камчатской экспедиции.  В последующие годы Миллер имел неосторожность  всерьез заняться генеалогией российской правящей династии и на основании  скрупулезного  изучения документов  пришел к таким выводам, что Сенат  строго настрого запретил ему заниматься этой темой.
Миллер послушался, но выводов никаких не сделал. Он так никогда и не понял, точнее, не хотел понять, что в России историческая наука  связана с политикой  и предназначена властями главным образом  для воспитания патриотизма.  В 1749 году  он вынес на обсуждение Академии Наук  диссертацию «О происхождении народа и имени Российского».  На основании изучения летописей  он доказывал  скандинавское (норманнское) происхождение первой русской правящей династии и  решающую роль скандинавов  в создании русской государственности. Уже тогда «норманнский вопрос» имел не научный, а  политический характер. «Непатриотичные» идеи Миллера  были дружно заклеймены коллегами, а его диссертация сожжена.
Миллера это не сломило. Как и прежде, он продолжал работать над  своим фундаментальным трудом «История  Сибири», который был основан на материалах, собранных за время десятилетних странствий. В 1750 году  вышел его первый том. В последующие годы Миллер написал   ряд  трудов по древнерусской истории, возобновил издание «Sammlung russischer Geschichte», а также основал новый журнал – «Ежемесячные сочинения к  пользе и увеселению служащие». Здесь печатались литературные произведения, а также  статьи по физике, астрономии, геологии, биологии, агрономии и, конечно же, истории.
В 1766 году в жизни 60-летнего ученого  наступает  перемена. Он  переезжает в Москву и становится  во главе Московского архива коллегии иностранных дел. Из склада  никому не нужных старых бумаг  Миллер превратил архив  в  научное учреждение, обеспечивавшее историков  необходимыми материалами для исследований.  Фактически Миллер создал первый в России исторический архив, ставший предшественником нынешнего  Российского государственного архива древних актов. Незадолго до смерти Миллер  передал сюда  за символическую плату  свою бесценную коллекцию древних рукописей и старопечатных книг. Современные историки  пользуются   до сих пор  этим собранием, известным  под названием «портфели Миллера».
Московский  архив коллегии иностранных дел   стал главным делом последних лет жизни Миллера, но не единственным.  Он написал  первый в России труд по истории дворянства, а в возрасте  семидесяти с лишним лет  совершил  длительное путешествие   по Московской губернии, результатом которого стала серия статей об истории подмосковных городов и монастырей.
Итак, Герхард Фридрих Миллер стоит у истоков  российской исторической науки, архивоведения, этнографии и журналистики. Однако значение его личности для современников  и потомков не исчерпывается  перечислением  его заслуг и научных сочинений. Миллер является примером самоотверженного, бескорыстного и  смелого ученого, который превыше политической  конъюнктуры  ставил правду. Исследователь прошлого, по мнению Миллера, «должен  казаться без отечества, без  веры, без государя; все, что историк говорит, должно быть строго истинно».

Фрагмент из книги: Инга Томан. Памятники истории и культуры московских немцев. М.,2013

(Статья была опубликована в "Московской немецкой газете" (1999, №15))


Рецензии