Про Хилтон и церковь

За час до Нг начал бить колокол. Эти колокола европейские ... они всегда какие-то приземленные. Не как у нас. В России даже если нет колокола, а обрезанный баллон от сварки, получается торжественно, сильно. А у них нет, у них вот трамвайный колокол очень  звучный, и на семафорах у переезда как чайная ложка в стакане с чаем, только очень большой стакан. Как дом. А вот церковные колокола у них там ну никакие, не звучат. На вид такие же тяжелые  литые, но воздух не колышет жиденькое дрынь.  Огромные коровьи бубенчики и все, да не придираюсь я. Я вообще-то знаю почему такое.
У них нет нормальных мастеров для настройки. Колокола надо напильником настраивать. Подпиливать. И это особая традиция культуры звука, утрачена похоже.
Ну это моя имхо или гипотеза. Только я права.
И вот над финской деревушкой брякало долго, наверно полчаса. Они собрались все в церкви и пели там. Они так встретили Новый Год.

Меня потрясла такая приверженность, да нет, не Вере. Тут Вера если и при чем, то Бог нипричем.
 Ну Бог тут как причина. Скорее предлог. И это честно у них. Честно, что церковь больше похожа на сельский клуб. Настоящий клуб, свой, на свои деньги и для своих только.

Там чистенько и стульчики, и гардеробчик. Детский сад для взрослых и радостных по- детски. Чтобы занять и развлечь, чтобы вместе провести время и отделить себя от других. Но не возвысить. Просто душевно погреться.
Это очень честное отношение  к Вере в Бога. Ведь церковное общение не сильно нужно для поисков Бога, потому что Бог он в сердце, и все во вне только суета. Только суета для души очень полезна, но совсем для другого.Вот этого как у них, вместе попеть на Новый Год. Не напиться, а петь.
У нас ведь не так. У нас в этом вопросе путаница, в церковь мы приходим, ну мы  как русские или советские, приходим картинно страдать, или что? Молиться? Дык вместе молиться фарисейство, Господь говорил. Кто на перекрестке молится, уже получил свое.
Приходим излить горе? кому? Там нет специально обученных помогать, там все батюшки настаивают на своей особливой миссии разрезать хлеб. Глупость какая-то.
Ну это скучно. В церкви вообще скучно, это главный промах русской церкви. Она и не для мечтателей и не для деловых. И главное, совсем антиженское это дело - церковное.
Мне другое интересно было. Эта финская церквушка подчеркнуто функциональна. Конечно, как всегда скромна,протестанты, да, но и в католических же совсем нет пафоса никакого. Это именно от осознания   как клуба? Это полное отрицание театральности?
Театральность никогда не сможет уйти из ритуала, это невозможно. Это суть события веры, тайна.
У людей есть потребность быть в необычном месте, заостряться на особенном. Нет. Есть видимо потребность возвышаться. Потребность забираться на гору, на дерево как инстинкт примата. Время от времени забраться повыше и после чувство безопасности наступает.
Для человека возможно это еще и потребность побыть в необычно красивом месте или статусном месте. То есть побыть в свете, быть особенном или сакральном месте. месте для немногих возможно успокаивает какие-то социальные инстинкты. И потому возникают эти особенные места: капища, кущи. церкви, леса заповедные, острова и подземелья, лабиринты. Особенность их обслуживает именно инстинктивные потребности, потому что такие штуки есть у всех культур. Тут явно базовые потребности человека.
А сейчас церковь больше этой нагрузки не несет. Там больше нет ничего такого особенного как ни крутись.  В наших вообще довольно противно, потому что грязно. И не стильно.
А функции обслуживания этого инстинкта взяли на себя прежде всего гостиницы, там подчеркнуто чисто  киношно чисто, декоративно ново и красиво, постоялец гостиницы должен чувствовать себя королем. Это Хилтон придумал, он понял первый, что люди за особенно шикарную обстановку готовы платить. Теперь это даже в парикмахерской поняли.
Хрустальную или золотую гору мы имеем в торговом комплексе теперь.
В сказках волшебных такой интересный был атрибут чудесного - стеклянная гора.
Метки: инстинкты


Рецензии