Правдивая история о Святополке. Эпизод 26

Лесь пребывал в раздумьях:

Думаю, что всему виной вовсе не «понятие чести», при том, что с ней обращались, как с вещью,  что и подвигнуло ее скрыть от меня правду. Почему принял ее за чехиню- Предслава- имя обычное, похожее на чешское-но она ведь гречанка, хоть  и указано, что переименована -значит у нее было подлинное, так сказать, «девичье», добрачное имя.

К тому же чехи имели христианство по католическому образцу. Хотя и католичество –то окончательно оформилось только к 1054 году ко времени смерти Ярослава Мудрого, когда произошел окончательный раскол христианской церкви на католичество и православие. Все же следует, что она веры греческой, византийской, православной была.

Такое имя Предслава было впоследствии дано и дочери Владимира от Рогнеды Полоцкой, родившейся в 978 году (которую потом взял в плен Болеслав Храбрый, по летописям именно она предупреждала Ярослава об убийстве Святополком Бориса).  Имя Предслава ранее есть в списке послов князя Игоря I Рюриковича, великого князя киевского и всей Руси, (первого, носившего этот титул) в договоре с греками  киевским и цареградским в 944 г.; и стоит шестым по счету. По некоторым версиям Предслава, была женой Игоря, племянника князя Игоря. Так что следует опираться в поисках не на имя, а на прямое и недвусмысленное ее указание на чешские ориентиры.

В летописи было приведено о последнем путешествии сына: «Святополк бежащ чрез землю Польскую на пустыню между Чехи и Ляхи». Вот тебе и чешский вектор. Имя Святополк хоть и двусоставное, княжеское, характерно для чехов. Имя Святополк- точно прежде не употреблявшееся, чешское -до этого так был поименован чешский (моравский) князь,  упомянутый Повестью Временных Лет в новелле о славянской грамоте [Ип., 18-19]. Моравский князь Святополк неожиданно для своих сподвижников, бежал с поля битвы и скрылся «межи чяхы и ляхы»:

«В лето от рождества Христова 894.<...> В том же году Святополк, как в просторечии его называют, король Моравии, исчез среди своего войска и больше нигде не показывался. Однако он поистине пришел в себя, когда понял, что поступил несправедливо, подняв оружие против своего господина и кума — императора Арнульфа, как бы забыв об оказанном ему тем благодеянии, ибо [Арнульф] покорил для него не только Чехию, но и другие области до реки Одры, и оттуда в сторону Венгрии, вплоть до реки Грон. В раскаянии [Святополк] вскочил на коня и под покровом ночи, никем не узнанный, проехав через свой лагерь, бежал туда, где некогда три еремита с его помощью построили церковь на склоне горы Зобер, среди большого и неприступного для людей леса. Прибыв сюда, [Святополк] в укрытом месте, в лесу, убил коня, а свой меч закопал в землю; с наступлением рассвета он явился к отшельникам, и те не узнали его, потому что он был пострижен и одет подобно еремитам. И в течение всего времени, пока Святополк жил здесь, он оставался неузнанным. Лишь почувствовав приближение смерти, [он] открыл монахам свое имя и вскоре умер» ( Козьма Пражский. Чешская хроника. М., 1962, с. 57).

Заимствование было налицо-это уже не тождественность приговора суда обвинительному заключению, воспроизводящему точь-в –точь, слово в слово- все ошибки и знаки препинания. Заимствования были налицо. Было впечатление-что история была построена составной, из других, уже известных историй-и поэтому принималась без отторжения, без скепсиса-без проверки.

Предслава принимала на себя в быту и службе обращение как «чешка». «Волосы, как смоль- черные косы» на которых она акцентировала внимание не раз. Но не может быть у чехини черных волос. У чешки должны быть светлые, русые волосы- в основном она хотела, чтобы  я обратил внимание на сказание о чешских святых, мученниках.

Упоминания о культе святых братьев Бориса и Глеба содержатся у Антоний Новгородский в «Сказании мест святых во Цареграде», датированном 1200 годом. Автор сообщает об увиденной в Константинополе большой иконе с изображением святых братьев: «У алтаря на правой стране… поставлена икона велика святыхъ Бориса и Глеба», и о церкви, посвящённой им: «а во Испигасе граде есть церковь святыихъ мученикъ Бориса и Глеба: въ томъ граде явишася святии, и исцеления многа бываютъ отъ нихъ». Также указано, что местные мастера делают списки с иконы Бориса и Глеба, Которые вероятно продаются при самом храме,  что несомненно, свидетельствует о культе святых за пределами Руси. Уже  в 90-х гг. XI в. культ Глеба обнаруживается вместе с частицей его мощей в чешском Сазавском монастыре, куда в 1095 году частицы мощей святых князей были переданы. Тогда как тело Глеба, брошенное без погребения, найдено нетленным и перенесено в вышгородскую церковь св. Василия (7 верст от Киева), в 1018 г.; оттуда переносилось в новосозидаемые храмы еще дважды, в 1072 и 1115 гг., оба раза 2 мая. Тело Бориса, погребенное в вышгородской церкви св. Василия признано святыми мощами  лишь в 1071 г., но оба тела не отыскивается со времени разгрома церкви во время нашествия Батыева в 1240 г.

Н.Н. Ильин посвятил летописному рассказу «Об убиении Бориса» специальную работу, согласно выводом которой его источником явилось анонимное «Сказание», написанное около 1072 года — момента, как считают некоторые историки, состоялась канонизация Бориса и Глеба. При этом за образец автор взял жития чешских святых, князей Людмилы и Вячеслава (Вацлаве), живших в начале X века и погибших, как и русские князья Борис и Глеб, от рук своих родственников. Тождество их фабул проявляется как в содержании, так и в развития основной сюжетной линии повествования- и в деталях: буквальное повторение событий, ночные совещания убийц. убийства в два приема, появление чудес.

Итак, мощи святого Глеба обнаружены в Чехии, а не в России. Места почитания святых и «пункт назначения» Святополка имеют один вектор- Чехию. Напрашивается один вывод –в сложении благочестивой легенды, «основанной на реальных фактах», использованы также письменные памятники моравской агиографии, как сказания о св. Людмиле, св. Вячеславе, Святополке моравском. Древнерусским автором успешно была выполнена задача агиографа, создано (адаптировано) оригинальное произведение древнерусской литературы, являющееся историческим памятником, но, вместе с тем, не содержащего исторически достоверного материала и доказательственной базы. Все сходится-фактуры ноль и «старые песни на новый лад»-вот и все обвинение Святополку в умышленном убийстве.


Рецензии