Баллада о свободе

Баллада о свободе. Книга стихов 1987-2000 гг

http://www.youtube.com/watch?v=jdUeEiHqgNA

https://www.youtube.com/watch?v=76XqkntOzVo



БАЛЛАДА О СВОБОДЕ

Я свободен!
Мне рот затыкали не раз и не два,
чтобы я захлебнулся своим
горлом хлынувшим криком.
Но я выучил азбуку глухонемых, и слова
вырывались из пальцев со стоном и хрипом.

Я свободен!
Мне, вывернув, руки вязали назад.
Но зубами держал карандаш -
дьявол с ними, с зубами.
Эти дыры мне выдали вместо казенных наград
за улыбку, что я подарил бы любимой и маме.

Я свободен!
Лишенный движенья, и звуков, и сна,
я сквозь пол прорастал
в переулки и улицы ваши,
я врывался зимой в утепленные вами дома,
покорежив бетон и металл,
как росток с незасеянных пашен.

- Ты свободен, - сказали и мне наконец.
Онемевший язык и иссохшие руки. -
Забыться?!
Иль забыть!
- О душе помолился, старик?
Не успел.
Мне сегодня исполнилось 30.


 
     ПРОРОЧЕСТВО

Кричите, беснуйтесь,
забейте камнями -
сейчас победители вы.
Повержено наземь
священное знамя,
и кровь опьяняет умы.

Когда вы в грязи утопали по пояс
и крысы скреблись по углам,
мы только с невежеством вашим боролись,
врагами мы не были вам.

Слова наши, верно, бывали крамольны,
язык был не в меру остер.
Но каждый из вас содрогнется невольно,
когда мы взойдем на костер.

Кричите, беснуйтесь,
кидайте поленья,
развейте по ветру наш прах.
Но страшное будет у вас пробужденье
на черных от крови камнях.



ПОЭТ И ПТИЦЕЛОВ

- Ты о чем?
- Обо всём:
 о земле и о небе,
 о просторе июльских лугов.
- Посмотри, сколько лиц.
 Но они всё о хлебе.
- Отвори им окно,
 птицелов.

- Ты о чем?
- Обо всём:
 о покое, о счастье,
 о любви, что прекраснее снов.
- Посмотри, сколько лиц.
- Но они всё о власти.
- Ты им клетку сломай,
 птицелов.

- Ты о чем?
- Обо всём:
 о свободе и чести
 среди лживых затверженных слов.
- Посмотри, сколько лиц.
 Они требуют мести.
- ... Ты выиграл.
 Прощай, птицелов.



  БАЛЛАДА О РАЗБИТОЙ ДВЕРИ

Когда мы прикладом разбили дверь,
ретиво орали: "Пли!" -
еще не считая своих потерь
и пядей чужой земли,
под мерный, надсадный, звенящий вой
крестом, что и кос, и крив,
нас бла-го-сла-ви-ли: кому - покой,
кому - помолись, что жив.
Здесь мирно плодились одни лишь вши,
здесь спящих тревожил стон,
нет, мы не случайно сюда вошли,
но здесь был иной закон...
И я, как и тысячи тысяч тех,
кто вынужден был убить,
вдруг понял, что нет на земле утех,
дороже утехи жить.
И каждого мертвого я, живой,
забыть не могу теперь,
и в мозг свой врубаюсь тупой киркой,
как некогда в эту дверь.



 БАЛЛАДА О МОЛЧАНИИ

 Молчи, чтобы бог
 тебя уберег.
 Работай, руби, вали.
 Солнце следит
 из-за края Земли,
 небо - сквозь потолок.
 
 Тебе, избраннику,
 Божья Мать
 в небо укажет путь.
 Забудь о еде
 и о сне забудь,
 здесь право одно -
 молчать.
 
 Молча вставали,
 когда темно,
 молча смотрели вслед.
 Молча тянули
 свое ярмо,
 молча! - иных уж нет...
 
 Меня, избранника,
 бог уберег,
 в руке от рая ключи.
 Но где он рай?
 Да и есть ли Бог?
 Или, как я - молчит?..


 В России без веры нельзя ни дня,
 за веру и кровь, и пот,
 господь ли помилует, рай суля,
 судья ли предъявит счет.
 
 Но вы, блаженные во Христе,
 идите ко всем чертям.
 Сегодня эти, а завтра те
 поклоны бьют палачам.
 
 И каждый, включая еще грудных,
 взывает: "Свободу мне!" -
 чтоб новых плодить по углам святых
 и старых молить вдвойне.



*  *  *

Друзья моих друзей,
враги моих врагов,
мне скоро тридцать три -
простите и прощайте
Благословен сей миг:
и нет уже оков,
и все еще не холодеют пальцы.
Когда рассвет оплакивает ночь
и зов трубы закладывает уши,
враги моих друзей,
друзья моих врагов
уходят прочь,
свои спасая души.




*  *  *

       Памяти А. Вертинского,
       внешним и внутренним
       русским эмигрантам
       посвящается

Я стою и смотрю,
как над стадом проносятся птицы.
Невдомек бугаям,
отчего они тронулись в путь:
для голодных земля -
это место, где можно кормиться,
а для сытых земля -
это место, где можно уснуть.

Но они все летят,
иногда, говорят, до упаду,
с непонятным упорством
на запад, восток или юг.
Для того, чтобы петь,
неужели так много им надо?
Пустяки, господа:
только солнце и небо вокруг.

Здесь, на этой земле
не хватает тепла им и света,
да и воздух не чист,
хоть повсюду густые леса.
И летят они прочь,
уповая на вечное лето
и на то, что кому-нибудь
там их нужны голоса.

Только там все не так -
и язык, и порядок, и вера.
И иные пути,
и иной полагается смысл.
Что же делать им там,
среди серого девственно белым?
Потемнеют одни,
а другие подымутся ввысь.

С недоступных высот
оглядят они вечную землю.
Неужели она
только жвачным окажет приют?
И заплачут они,
и вернутся сюда, где все тленно,
может быть, кроме песен,
которых сейчас не поют.

Над жующими всласть
пролетают подросшие птицы.
Невдомек бугаям,
отчего они тронулись в путь:
для голодных земля -
это место, где можно кормиться,
а для сытых земля -
это место, где можно уснуть.



   КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Наш город тих и светел,
укрыт вечерней мглой.
Его обходит ветер,
как прежде, стороной,

Проспекты умиляют
фасадами домов.
Здесь весело гуляет
хозяин - крысолов.

Уютно и спокойно
за стеклами квартир.
Здесь все благопристойно
устроил рэкетир.

Не мучают сомненья
блаженный этот край.
Три нищих поколенья
ступить готовы в рай.

И полные надежды
на месте на пустом
беспечные невежды
забылись сладким сном.

Наш город тих и светел,
укрыт вечерней мглой.
Как прежде, свежий ветер
проходит стороной.



     В ПРЕДДВЕРИИ РЫНКА

       Интеллигенция как истинная элита
       всегда в авангарде.
                Из разговора на кухне

Говорили о вечном,
молчали о вечном,
а потом шли собой торговать.
Он разменивать душу
умел безупречно,
а она обожала кровать.

Возвратившись, делили добытые крохи
и, друг дружкой натешившись всласть,
рассуждали опять про пороки эпохи
и клеймили продажную власть.




    PERPETUUM MOBILE

Небо цвета домашней пыли,
город кашляет, как астматик.
Озверевшим в автомобилях
что до снятых вчера с распятий.

Время-мастер своим законом
вновь тиражирует мир с натуры.
Рим совмещается с Вавилоном
и добавляет своей фактуры.

Вот появился Цезарь,
рядом мелькает Брут.
Слушают антитезы,
славно едят и пьют.
Люмпен, слегка поклянчив,
тоже и пьян, и сыт.
Для развлеченья мальчик
другом-рабом убит.
А в катакомбах где-то,
плач превращая в стих,
молится до рассвета
горстка еще живых. -

Сцена. Финал драматургу известен,
да и актеры давно уж не дети.
Легкий багаж - только правила чести,
я захвачу, уходя на рассвете.

Но и в пустыне опять всё то же:
миражом настигают автомобили
и лица тех, кто всего дороже,
под цвет одряхлевшего неба и пыли.



      *  *  *

Когда безнадежно качает стены
и ты, счастливец еще вчера,
всему наперед назначаешь цену
не больше, чем памятному "ура!",
вырванному из глоток
смертью крещенных мальчиков,
один вспоминает пятнадцать соток
Родины, другой - иначе.

Может быть, ту, для которой стоило
роли играть супермена и стоика,
безотносительно бунтов, застоев,
свернутых скул и поваленных столиков.

Ведь каждый родился, чтоб жить человеком,
ты, как и я, - только верится трудно.
Хорошо бы со сменой не года, так века
на улицах стало вновь многолюдно.

август 1996 г.



      *  *  *

          Памяти города Грозного

Закат лиловый с провалом туч
на перекрестье упал судеб,
истает только последний луч -
по ком-то черный натянут креп.

Где не осталось уже зеркал,
в проемах окон утонет свет.
Но так же страшен слепой оскал
солдат, которых на свете нет.

Они уходят, оставив скарб,
не взяв худого и пальтеца.
Какой балладой, небесный бард,
ты смоешь копоть теперь с лица?

Еще младенцу глаза закрой,
царям России сей грех - не грех.
Борис промолвит: "За упокой..."
Иосиф скажет: "А надо б всех..."

август 1996 г



* * *

Легионы ложатся рядами в землю. -
Я не знаю, когда это было.
Может, в Риме в каком-нибудь веке первом
до нашей эры или раньше, на Ниле,
когда еще не выдумали слово "легион",
но недостатки жизненных сторон
уже пытались компенсировать смертью.
Я не знаю, когда это было, поверьте.
Да и какая разница, если снова и снова
легионы ложатся рядами в землю.
И почему-то на этом построена
вся человеческая система.

2000 г.
 


* * *

Беги, беги, мой ангел, через тень
туда, где мир, откашлявшись от смрада,
зовет тебя на новую ступень
подняться и пришельцу будут рады,

где зодчие не ставят на крови
ни куполов, ни Вавилонских башен,
где руку сразу подают упавшим,
где властвует не "дайте", а "бери",

где не ругают словом "человек",
где можно быть собой, а не казаться.
Беги туда, где нечего бояться -
в две тысячи сто двадцать первый век.

июнь 2001 г.


https://www.youtube.com/watch?v=NNOlZKElecw - для этой и других вещей ищу профессионального композитора-аранжировщика, работающего с акустическими инструментами


Рецензии
Это стихи. Вне всякого сомнения. И стихи, которые заставляют задуматься. Хорошие стихи.
Это я пишу без всякой иронии. Не часто стихи можно назвать стихами. Не часто в стихах есть что-то кроме рифмы и размера.

Степаныч   22.03.2013 20:59     Заявить о нарушении
Именно это, конечно, стихи. Не отрекаюсь. Хотя не все так считают. В конце 1980-х я понесла кое-что из представленного здесь в сборник молодых поэтов издательства “Молодая гвардия”. Не “с улицы” шла, хотя не помню сейчас, кто меня рекомендовал. И у меня уже была публикация в “Смене”. Тамошняя редакторша сначала сказала: “Вы очень грамотно пишете. Вы что Литературный институт заканчивали?”. Но, когда я сказала, что у меня математическое образование, то сразу же заявила, что чувствуется “технарь” и местами даже не понятно, о чем я пишу: “Вот, например, “Поэт и птицелов” - это о чем?”. Я от подобного вопроса от профессионала (как я тогда думала), у которого родной язык тот же, что и у меня, просто потеряла дар речи, но всё-таки попыталась что-то объяснить. И услышала в ответ: “А зачем об этом стихи писать? Такие вопросы обсуждают на Съезде народных депутатов.”
После этого я решила, что никогда больше между мною и читателем не встанет тупой некомпетентный редактор, стала сама создавать то, что мне нужно для выхода к людям напрямую, и оказалась глубоко права.
А если нет ничего, кроме рифмы и размера, то это не стихи, а опыты версификации.
Вы свои смешные истории издавали? Если нет, то могу попробовать кое с кем поговорить при случае – опыт промоутора, как теперь модно выражаться, мне подсказывает, что они могут принести издателю прибыль. Хотя издатели теперь предпочитают свои денежки не вкладывать. Но если Вы готовы поучаствовать, то лучше это делать в издательстве, у которого есть репутация и налажено распространение.

Татьяна Мацук   29.03.2013 02:17   Заявить о нарушении
Наверное, всё имеет право быть. И право на существование имеют абсолютно абстрактные стихи, читая которые, сложно понять, о чём они. Да и подобные акынам поэты, пересказывающие очевидную действительность, имеют право жить под нашим солнцем.
Думаю, что даже чушь может быть доведена до совершенства.
Но далеко не всё можно назвать стихами, не всё можно назвать поэзией и лирикой.

А что касается моих миниатюр, то пока издавать их мне предлагали исключительно за свои деньги. Но я не настолько тщеславен, чтобы тешить свою самолюбие за свой счёт.
Для меня это хобби.
Считаю, что, если бы писал что-то стоящее, то оно и так бы шло нарасхват. Пока редактора в очереди за моими "шедеврами" не стоят, да и от читателей пока ещё могу отбиться:))

Вряд ли бы я возражал, если бы кто-то надумал издать мою писанину. А вот заниматься самому всем этим, если честно, лень. Да и времени нет.

Степаныч   29.03.2013 21:30   Заявить о нарушении
Если лень, то помочь ничем не смогу. А сам никто не придет - и не ходят они, да и найти здесь не просто.

Татьяна Мацук   01.04.2013 02:06   Заявить о нарушении
А если, написанное мной, никого не интересует, то и переводить деревья на бумагу не стоит.
Но всё равно, спасибо!

Степаныч   01.04.2013 19:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.