Гл. 7. Эпоха Второго храма

Начало строительства Второго Храма

Cначала под руководством Зоровавеля и Иешуа на месте старого храма был поставлен алтарь для жертвоприношений. Но к восстановлению Второго храма вернувшиеся изгнанники приступили лишь через год, потому что им пришлось позаботиться вначале о кровле над головой и расчистке улиц от развалин.

самаритяне

Самаритяне тоже хотели принять участие в строительстве храма, но иудеи им отказали. Тогда они стали мешать строительству. Начались военные стычки, отстроенные части стен разрушались. Иудеи вынуждены были прервать строительство храма.
Самаритяне впоследствии почитали бога Израиля, но сохранили ассирийские обряды, откуда они были родом.

Царь персов Дарий дал деньги на восстановление храма
 
Через 15 лет, взойдя на престол царь персов Дарий дал деньги на реконструкцию храма, а из Вавилона в Иерусалим пришла новая партия переселенцев.

Второй храм построен

В 516 году до н.э. второй храм был построен. Это было теперь небольшое строение, лишенное украшений.
Святая Святых был пустым, т.к. Ковчег Завета погиб. Но Храм был открыт и освящен. Его открытие совпало с праздником Песах.

Восстановление городских стен Иерусалима

Иудея, возглавляемая теперь вавилонскими изгнанниками, была крошечным государством (по оценкам, не более 400 кв. миль), окруженном со всех сторон врагами: с севера самаритянами, с юга идумеями (в прошлом это было государство Эдом), а с запада - филистимлянами.

В 437 году до н.э. персы дали разрешение на укрепление стен Иерусалима. Этого добился еврейский вельможа в Персии виночерпий Неемия. Царь отпустил его в Иерусалим и снабдил средствами. Неемия распределил разрушенные участки стен города по семьям, вооружил строителей мечами, копьями, луками и щитами, чтобы защищаться от набегов самаритян. Стены были возведены за 52 дня.

Только теперь, евреи снова почувствовали себя нацией, хотя и не обладали независимостью, оставаясь провинцией персидской державы.

Ездра

Во всех областях Персидской империи молились за здравие ее царя, и считалось, что это обеспечивало мир и порядок в стране. Царь посылал инспекторов, которые контролировали правильность деятельности местных властей. В 398 году царь Артаксеркс II  направил инспектором в Иерусалим своего секретаря еврея Ездру.

Ездра был знатоком Торы, и ему были даны полномочия объявить законы Торы гражданским уложением Иудеи.

Ездра обнаружил, что, на самом деле, закон Бога не соблюдается, повсюду царит идолопоклонство и несправедливость, а многие иудеи женились на чужестранках.

Ездра создал канон священных книг Ветхого завета, на собрании всех евреев читал и объяснял им закон Торы: «И читал из него от рассвета до полудня перед мужчинами и женщинами и всеми, кто мог понимать, и уши всего народа были преклонены к книге закона».

Иудея при Александре Македонском и Птолемеях

Александр Македонский мирно вошел в Иерусалим в 332 году до н. э. и оставил евреев жить по своим законам. А после внезапной смерти в 323 г. до н.э. его империя распалась. В 301 г. до н.э. евреи вошли в состав египетской империи Птолемеев, которым достался Египет с прилегающими к нему землями. Кроме Иерусалима, большие колонии евреев жили в это время в Вавилонии и молодом египетском городе Александрии греческого толка, основанном Александром.

В эти годы многие евреи стали торговцами и добирались до самых отдаленных мест бывшей империи Александра Македонского. Они стали довольно многочисленным народом.

В самом народе, сгруппировавшемся вокруг Храма в Иерусалиме, единства не было. Одни перенимали культуру эллинов и греческий язык, забывали об обрезании. Другие, которых называли хасидеи (т.е., верные) не воспринимали эллинскую культуру, видя в этом опасность для веры.
Все же при Птолемеях проникновение греческой культуры в Иудею шло медленно.

перевод Библии на греческий язык

Примерная дата перевода – 250 г. до н.э. В Александрии (Египет) и в других греческих колониях евреи, жившие там, говорили на греческом языке, а древнееврейский стал языком библии и богослужения, и его многие евреи перестали понимать. Кроме того, иудаизмом стали интересоваться многие неевреи. Более того, стали принимать его. Им была нужна Книга на понятном языке, чтобы иметь возможность ее слушать и читать.

Птолемей II пригласил из Иерусалима 72 ученых, и они за 72 дня перевели все тексты Библии на греческий. Каждый трудился отдельно, но когда сравнили все тексты, они оказались аутентичными. Греческая версия Библии впоследствии стала известна под названием Септуагинта, что означает «перевод 70 старцев». 

войны между Египтом, Сирией, Карфагеном, Македонией и Римом

III-й и II-й век до н.э. был насыщен войнами в Средиземноморье.
Рим воевал с Карфагеном и победил его.

Египет Птолемеев сначала успешно отражал нападения Антиоха, но потом проиграл сражение и вынужден был отдать в 198 г. до н.э. Иудею Сирии.

Македония проиграла Риму.

Проиграла Риму и Сирия, пытавшаяся захватить земли, принадлежавшие Македонии в Малой Азии.

В этих войнах против Рима участвовал один из величайших в мире полководцев Ганнибал, но по разного рода причинам его армии потерпели поражение.

Войны привели к переделу тогдашнего мира, ослаблению Македонии и Египта и существенному укреплению Рима.

Иудея во II веке до н.э.

Площадь Иудеи в начале II века до н.э. была всего нвсего 750 кв. миль, и она располагалась на северо-западном побережье Мертвого моря. Единственным порядочным городом был Иерусалим.
На севере, где когда-то был Израиль, теперь  была Самария. Иудеи с ней враждовали, потому что, хотя бог у них был один, каждый из этих двух народов считал другой народ вредными еретиками.
На территории южной Иудеи теперь была Идумея. И она была тоже лютым врагом Иудеи. Можно сказать, извечным врагом.

религиозные преследования Антиоха IV

Иудея находилась в зависимости от Птолемеев до 198 г. до н.э., а затем попала под власть Сирии, другой части расколовшейся империи Александра. Это тоже была огромная империя, которая подчинила себе Месопотамию,  и нанесла поражение Египту в битве при Паннии севернее Галилейского моря. Ей правил царь Антиох IV (эта династия носила имя Селевкидов по имени своего первого царя Селевка I). А столицей империи был заново построенный город Антиохия (сейчас он находится на крайнем юге Турции).

Антиох IV нуждался в деньгах для выплаты дани Риму и новых военных походов, поэтому он с вожделением смотрел на богатый Иерусалимский храм, где первосвященником был Ония III, представлявший наиболее консервативный иудаизм. Ония категорически отказывался делиться богатствами храма.

Кроме того, в отличие от Птолемеев, Антиох IV считал, что его царство будет сильнее, если у всего народа будет одна культура – эллинистическая (он и сам был эллином).

Брат Онии III Иисус предложил Антиоху IV поддержку в эллинизации евреев и согласился выдать значительную сумму из богатств храма, если Иисус будет назначен первосвященником. Антиох IV согласился,  и Онию посадили под домашний арест, а Иисус стал первосвященником. Иисус (он теперь стал называться Иисус-Ясон) основал в Иерусалиме гимназию, где юноши упражнялись на греческий манер в обнаженном виде. Молодые евреи толпами повалили в эту гимназию, а Иисус-Ясон, имевший над ней финансовый контроль, получал громадные прибыли.

Но теперь уже кузен Иисуса Ясона  по имени Омни-Менелай предложил Антиоху IV еще большую взятку, если тот сделает его первосвященником. В 172 г. до н.э. Антиох оказал ему эту услугу. Так постоянно грабили и храм, и народ.

Онию III все консервативные евреи считали единственным законным первосвященником, и он принял сан в 170 г. до н.э., но Иисус-Ясон убил его.

Между фракциями людей, поддерживающих того или иного первосвященника пролегла пропасть, но Антиоху IV казалось, что эллинизация проходит успешно. Деньги теперь у него уже были, и он начал готовиться к войне.
Египет в это время был очень слабым государством. Антиох IV быстро занял Мемфис, древнюю столицу страны и объявил себя царем Египта. Затем он повел амию к столице Птолемеев Александрии.

В отсутствие Антиоха IV Иисус-Ясон попытался отобрать у Омни-Менелая сан первосвященника, и Иерусалим оказался в состоянии гражданской войны. Тогда Аниох вместе с армией вернулся обратно, занял город, вошел в храм, забрал все ценное, что нашел, и на время утихомирил Иудею.

Затем вновь подступил к Александрии. Но тут ему не повезло. Егшипет обратился к Риму за помощью. В расположение войск Антиоха прибыл римский посол и  объявил, что либо Антиох покидает Египет, либо вступает в войну с Римом.

Римляне унизили Антиоха IV, и слухи об этом вызвали ликование евреев.

Узнав об этом, Антиох IV в 168 г. до н.э. постановил покончить с иудаизмом в целом. Евреи должны будут стать греками и верными подданными. Он повелел, чтобы Иерусалимский храм стал греческим, и в нем установили статую Зевса, а жертвы приносили на алтарь в соответствии с греческим ритуалом. Все священные еврейские книги должны быть уничтожены, с еврейскими правилами приема пищи должно быть покончено, Священная суббота отменялась, а обрезание запрещалось.
Впервые в истории Земли началось преследование не по национальному, а по религиозному признаку.

Книга Даниила

Книга Даниила была написана в разгар гонений Антиоха IV. Она имела целью укрепить дух еврейского народа. В Библии эта книга помещена в раздел Писания, поскольку Даниил не причислен к пророкам.
Характерен рассказ о подвиге трех друзей Даниила. Они отказались поклониться золотому идолу, и были брошены в раскаленную печь. Но ангел божий сохранил их невредимыми в огне

Апокалиптические видения Даниила отражали реакцию правоверных евреев на преследования иудаизма и их веру в чудесное избавление.

Восстание Маккавеев. Первые победы. Взятие Иерусалима. Ханука.

Об истории Маккавеев известно из трех древних книг, которые так и называются Первой, Второй и Третьей книге Маккавеев. Но если Первую книгу сегодня считают историческим рассказом, то Вторую – драматизированной историей – в ней собраны истории о мученичестве (первые жизнеописания мучеников в иудео-христианских преданиях), а Третью – вымыслом. Поэтому я буду придерживаться Первой книги, включенной в Писания.

Евреи-консерваторы приготовились сражаться за свои идеалы, за сохранение образа жизни даже ценою гибели под пытками. Во Второй книге Маккавеев

Наконец, пассивное согласие с мучениями переросло в сопротивление. Начало событий связывают с именем престарелого священника Маттафии. Прапрапроадеда его звали Хасмон, поэтому Маттафию с его потомками называют хасмонидами.

Широко известно и другое название. Третьего сына Маттафии звали Иуда Маккаби, по гречески – Маккавей (молотобоец). И это семейство стало известным как Маккавеи.

Маттафия со своими пятью сыновьями покинул Иерусалим и поселился в Модине за пределами Иудеи, в Самарии.

Поскольку он был видным еврейским лидером, к нему в Модино приехал чиновник от Антиоха с приказом показать пример и произвести жертвоприношение Зевсу в соответствии с греческими обычаями. Маттафия отказался. Когда чиновник уговорил другого еврея выполнить этот приказ, Маттафия приказал убить не только соглашателя-еврея, но и царского чиновника.

После этого Маттафия с сыновьями ушли к Гофианским холмам на северо-восток от Модино. К ним начали стекаться другие евреи, несогласные с новыми законами, и тогда был сформирован партизанский отряд под руководством третьего сына Маттании Иуды Маккавея.

Примеру Маккавеев последовали «хасиды» (набожные), которые стояли в стороне от политики, но в делах религиозных были фанатиками. Они тоже сформировали партизанский отряд.

Наместник селевкидов в Самарии Аполлоний решил разбить отряд Маккавеев, но те, устроив засаду, разбили отряд, а Аполлония убили.

Партизанские отряды мешали деятельности царской администрации, совершали набеги на соседние местности, разрушая алтари, проводили обрезание, карая отступников от веры предков и евреев, лояльных новой царской политике Антиоха IV. Маттафия вскоре умер (166 г. до н. э.), но его действия привели к утрате сирийского административного контроля в Иудее, за исключением Иерусалима.

Антиох IV, добывая деньги, необходимые для содержания армии, отправился на Восток, в Месопотамию, оставив за себя военачальника Лисия.

Лисий собрал в 165 г. до н.э. сильную армию, но Иуда Маккавей, имевший всего 3 000 бойцов, уклонялся от решающего сражения. Лисий разделил свои войска и часть из них направил против Иуды. Узнав об этом Иуда, обогнув направленные против него войска, атаковал оставшуюся армию Селевкидов и разгромил ее, а потом развернулся и разгромил возвращавшееся войско, посланное против него. Та же участь постигла, застигнутый врасплох, экспедиционный корпус Птолемея, царского наместника в Келесирии

Лисий сделал еще одну попытку разгромить Иуду. Он посла войска в обход Иудеи в дружественную страну Идумею и начал наступление на Иуду с юга. Но и эти войска были разгромлены в 16 милях юго западнее Иерусалима у Бет-Цура.

Победы Иуды привели на его сторону массу евреев, и теперь он смог занять почти весь Иерусалим, за исключением городской цитадели. Лисий издал декрет, упразднивший запреты, касающиеся отправления иудейских обрядов. Он пообещал, что, если в установленный срок повстанцы сложат оружие, они будут амнистированы. Это, однако, не спасло положение, и в декабре 164 г. до н. э. В это время так и не вернувшись из похода, умирает Антиох IV, и Лисий становится регентом при малолетнем царе Антиохе V. Он, хотя и  осадил повстанцев в Иерусалиме, но масса других внутренних проблем в царстве не оставила ему времени для его взятия. Лисий заключил перемирие, отменяющее антиудейскую религиозную политику, казнил ярого поборника эллинизации первосвященника Омни-Менелая, и поставил на его место умеренного Алкима.

Поскольку Иуда Маккавей официального признания не получил, он не признал Алкиму первосвященником.

Храм был тоже им захвачен, и Иуда Маккавей начал подготовку оскверненного храма к освящению. Он выбрал священников, никогда не шедших на сделку с селевкидами, снес алтарь и возвел новый, установил новые жертвенные сосуды. И теперь евреи стали совершать ритуалы жертвоприношений по всем правилам. С конца 165 г. до н.э. и вплоть до настоящего времени все евреи мира отмечают праздник Ханука (освящение), который длится 8 дней.

поражение Иуды Маккавея и его гибель

Иуда Маккавей понимал, что борьба далеко не закончена. Он поставил себе целью освобождение всей земли Ханаанской. Власть Селевкидов не простиралась теперь южнее Дамаска.

В 162 г. до н.э. Селевкиды снова набрали сильную армию и снова начали наступать с юга из Идумеи.  К северу от Бет-Цура в битве при Цехарии несмотря на мужественное сопротивление, Маккавеям пришлось отступить. Здесь геройский поступок совершил один из братьев Маккавеев Елеазар. В войске Селевкидов был один слон, и Елеазар подумал, что на нем сидит царь. Он пробился к слону и смертельно ранил его в живот. Умирающий слон упал на Елеазара и раздавил его. Царя на нем не оказалось. Иуде пришлось увести свои отряды на Гофнанские холмы, а Селевкиды вновь заняли Иерусалим.

Теперь, однако, Лисий был осторожен. Другие военачальники пытались лишить его влияния в стране, а племянник Антиоха IV, Деметрий пытался завладеть троном.

Чтобы положить конец иудейскому восстанию, Лисий предложил компромисс: Он дарует евреям полную религиозную свободу при условии, что они признают политическую власть Селевкидов. Это был мудрый шаг. Теперь хасиды прекратили борьбу, поскольку их интересовала только религия. Без них же отряды иуды были слабы. Ему оставалось только стоять на Гофнанских высотах и ждать, что будет дальше.

В битвах, которые вели в последующем Селевкиды, и Антиох V, и Лисий погибли, а престол захватил Деметрий I.

Он назначил первосвященником в Иерусалиме Элиакима-Алкима, и, поскольку тот был из рода священнического Задоков, хасиды его признали, хотя он был поклонником греческой культуры и даже предпочел греческое имя Алким.

Иуда Маккавей с небольшим отрядом, не более 1000 человек, на Гофнанских холмах пытался заинтересовать Рим положением евреев, поэтому Деметрий I решил покончить с ними, пока Риму не пришло в голову вмешаться. К Гофнанским холмам Деметрий послал своего полководца Вакхида с большими силами. Сражение произошло в 8 милях севернее Иерусалима. Победил Вакхид, а Иуда Маккавей погиб в бою. Два его брата Ионатан и Симон вынесли тело Иуды с поля боя и похоронили в фамильном склепе в Модине.

Иуду Маккавея чтят как самого знаменитого за 8 веков со времен царя Давида великого еврейского воина. Кроме того храм снова стал еврейским. Иудаизм был спасен. Несмотря на поражение восстания и гибель Иуды Маккавея, его роль в мировой истории оказалась очень важной.

воскресение мучеников

До гонений Антиоха IV евреи не верили в загробную жизнь. Умерев, человек, будь он праведник или злодей, отправляется в прибежище мертвых. Там он не может более общаться ни с богом, ни с людьми.
Предпочитая мученичество измене богу, евреи начали искать ответ на вопрос: Покидает ли бог мучеников? Умирающих, но не отрекающихся от бога? В Книге Даниила дает6ся ответ на эти вопросы. “Настанет день, и бог воскресит праведников, обеспечит им вечную жизнь” Что касается грешников, то они не избегнут наказания.

Ионатан и Симон Маккавеи

Умеренная политика Лисия и Деметрия I приносила плоды. Восстание было подавлено, и его база сократилась, поскольку хасиды были удовлетворены. Первосвященник Алким делал все, что мог, для постепенной эллинизации иудейской религии. Так что иудаизм был обречен на медленное исчезновение. Наверное, так бы и было, но династия Селевкидов клонилась к закату. Претенденты на трон вели постоянные династические войны друг с другом и с царем Деметрием I, и когда он вывел свое войско из Иудеи, тут же начал расти партизанский отряд Ионатана.

Тогда Деметрий I назначил Ионатана своим наместником (это случилось в 157 г. до н.э.) и разрешил ему зайти в Иерусалим и править Иудеей, но при условии, что он признает власть Селевкидов. Ионатан сделал вид, что согласился.

Через 5 лет на горизонте возникает некий Александр Балас, утверждающий, что он сын Антиоха IV. Его поддержал Египет, и он начал борьбу с Деметрием I.

В конечном итоге, Ионатан встал на сторону Баласа, который предложил ему стать первосвященником. Замечу, что впервые со времен царя Соломона первосвященником стал человек не из рода Задока. А Балас выиграл решающую битву в 150 году, Деметрий I же был убит.

Однако династические споры на этом не кончились. В 147 г. до н.э. в Сирии появился сын Деметрия I, который провозгласил себя царем Деметрием II и напал на Баласа. Разумеется, Деметрий II относился враждебно к Ионатану и, расположившись с армией в районе Ашдода (тогда это был библейский Ацот) вызвал Ионатана на бой. Но у Ионатана уже был не партизанский отряд, а настоящая армия. И она победила. Теперь Маккавеи управляли территорией Иудеи площадью 800 кв. миль по обе стороны реки Иордан.

Деметрий II все же победил самозванца Баласа, и он погиб. Но и империи Селевкидов больше уже не было. Весь восток, ключая Месопотамию, стал царством Парфией, а у Селевкидов осталась только Сирия.

Теперь уже Деметрий II нуждался в помощи против собственных врагов, и он запросил ее у Ионатана. Ионатан послал ему отряд хорошо обученных еврейских наемников, но оговорил, что Деметрий II передаст ему укрепленные пункты, окружавшие Иерусалим и Цитадель в Иерусалиме. Деметрий II наемников использовал, но укрепленные пункты Ионатану не отдал. Не отдал, как обещал и Иерусалимскую цитадель.

Ионатан теперь ждал только удобного случая, чтобы отомстить Деметрию II. И вскоре дождался. Когда объявился сын Баласа, и его провозгласили царем Антиохом VI, один из военачальников Деметрия II Трифон поддержал нового претендента на трон. Ионатан тут же предложил ему помощь.

Но у Трифона были свои планы. Он хотел и избавиться от мальчика Антиоха VI, и ввергнуть в хаос Иудею. Он заманил Ионатана в царскую резиденцию, где и убил его вместе с двумя сыновьями. Это произошло в 142 г. до н.э.

Симон Маккавей. Независимость Иудеи

После гибели Ионатана во главе маккавеев, стал последний из пяти братьев Симон. Деметрий II, заинтересованный в его поддержке, в 142 г. до н. э освободил Иудею от налогов, что делало ее де-факто независимой.

На следующий год Симон собрал в Иерусалиме «Великий собор», на котором он был провозглашён этнархом, первосвященником и главнокомандующим Иудеи с правом заключения международных договоров от своего имени. Эта власть по решению Собора должна была переходить по наследству потомкам Симона «до того времени, как явится истинный пророк».

Симон завоевал гавань Иоппию, захватил стратегически важный город Газер, вытеснил из иерусалимской цитадели (в Акре) сирийский гарнизон.

Симон укреплял находившиеся под его властью города, поощрял торговлю и промыслы. С завоеванных территорий греческое население изгонялось, а вместо греков селились еврейские поселенцы.

На престоле у Селевкидов Деметрия II-го сменил Антиох VII Сидет. Новый царь подтвердил статус Симона в качестве этнарха Иудеи, признал за Иудеей захваченные территории и дал Иудее право на чеканку собственной монеты.

Потом, правда, Антиох VII передумал и потребовал от Симона вернуть Селевкидской державе отторгнутые у неё территории (включая иерусалимскую цитадель) или стать вассалом. Договориться не удалось. Наместник Антиоха в Средиземноморской полосе получил приказ занять Иудею, однако у Симона теперь было сильное войско в 20 тысяч воинов, которыми руководили сыновья Симона, и войско Селевкидов было отброшено.

Деметрий II отправился на восток, чтобы увеличить свои владения и собрать подати , но в 139 г. до н.э. парфяне разбили его войско и взяли в плен.

Но вот и в Иудее началась борьба за власть. В 136 г. до н. э. Симон был умерщвлен во время пиршества своим властолюбивым зятем Птолемеем, наместником иерихонским, который стремился при поддержке Антиоха VII стать этнархом Иудеи. Он также убил жену Симона и двух его сыновей. Это случилось через 33 года после начала маккавейского восстания и через 8 лет после того, как он принял правление.

Иоанн Гиркан. Фактическая независимость Иудеи

Оставшийся в живых сын Симона Иоанн Гиркан ушел с отрядом в горы, чтобы воевать с Птолемеем. Птолемей же призвал на помощь Антиоха VII.

В 133 году Антиох вторгся в Иудею  и после длительной осады взял Иерусалим. Теперь начался торг между Иоанном Гирканом и Птолемеем, кто даст больше денег Антиоху VII. Иоанн Гиркан предложил больше, и Антиох передал Иерусалим ему. Птолемей сбежал, а Иоанн Гиркан стал править вместо своего отца.

Антиох VII в 130 году отправился на восток завоевывать утраченные территории, но через год там погиб. Больше Селевкиды Иудею никогда не беспокоили. А через 50 лет и сама империя Селевкидов исчезла с карты Земли.

Иудея выиграла борьбу за свободу вероисповедания и обрела фактическую независимость.

Гибель Карфагена и усиление Рима

В это время Рим добивал несчастный Карфаген, еще недавно бывший великим городом. Несмотря на то, что Карфаген старался досконально выполнять все условия, предписанные ему победившими римлянами, последние были им постоянно недовольны.Для Рима был оскорбителен сам факт существования Карфагена. Один старый римский сенатор Марк Порций Катон в 153 г. до н.э. настолько разгневался на город, что потом при всяком удобном случае повторял: «Карфаген должен быть разрушен!».

Рим получил шанс полностью уничтожить Карфаген в 149 г. до н.э., когда нумидийцы напали на Карфаген, а тот попытался себя защитить. По существующему Договору с Римом у Карфагена не было права владеть оружием. Рим немедленно объявил ему войну, а Карфаген немедленно запросил у Рима условия мира.

Римляне сначала поросили в качестве заложников 300 юношей из самых лучших семей. Затем сожгли корабли Карфагена в гавани. Потом потребовали сдачи всего оружия, потому что, как пояснили римляне, карфагенянам все равно запрещено воевать. После этого приказали им покинуть город и уйти в деревни не блихе 10 миль от побережья.

Вот теперь жители города взбунтовались. Карфаген начал готовиться к сражению Оружие изготавливалось даже в храмах. Женщины отдавали свои волосы на тетиву для луков.

Два года город не сдавался, но в 146 г. до н.э. наступил конец. 3-я Пуническая война закончилась поражением Карфагена. Он был взят и сожжен дотла. Многие жители предпочли погибнуть в огне, а тех, кто не погиб, римляне перерезали или забрали в рабство. Древние карфагеняне-финикийцы ушли навсегда. Даже книги Карфагена были сожжены.


Рецензии