О жизни и творчестве А. И. Колобова

 
Колобов Александр Иванович (1909 – 1974 гг.) — скульптор, член Союза художников СССР (1940 г.). Учился в Академии художеств (1934-1939 гг.) у М.Г. Манизера.
В монументальной пластике наиболее известны следующие его работы:
- памятник, посвященный советским воинам, умершим в госпиталях Хосты в 1941-1945 гг., 1965 г.;
- памятник красноармейцам, партизанам, погибшим в годы гражданской войны в Хосте, 1957 г.;
- памятник казненным красноармейцам «За власть советов», 1965 г.
Многие его скульптуры и фонтаны украшают сочинский дендрарий. Известны и городские памятники, например, памятник М. Горькому (г. Сочи), памятник К. Минину (г. Балахна).


3 марта 1909 года в Саратове в семье еврейского художника родился сын — Александр. Это была семья, которой любовь, взаимопонимание и взаимоуважение помогли пережить тяжелые революционные годы и хаос следующих лет. Иван Васильевич и Глафира Захаровна сумели передать детям любовь к искусству и благородство как основу всего. Книги, музыка, живопись занимали главное место в их доме. После Александра родились Владимир, Борис, Анатолий.
Ивану Васильевичу часто приходилось оставлять кисть и краски, чтобы заработать на хлеб насущный.  И ему это удавалось. Они жили небедно. Он сумел дать сыновьям хорошее образование. Большая заслуга в этом принадлежит Глафире Захаровне, прекрасно владевшей несколькими иностранными языками, игравшей на фортепиано, любившей русскую литературу. Братья Колобовы, взяв за правило атмосферу взаимопонимания, сохранили ее и передали своим детям. Они были дружны между собой и всегда приходили друг другу на помощь и в детстве, и во взрослые годы.
Первым создал семью Александр. Ему было 19 лет, а его избраннице – 18. Ее тоже звали Александрой. К тому времени семья Колобовых жила в Нижнем Новгороде. Здесь в 1929 году родился их сын — Валентин. А вскоре после этого молодая семья переехала в Ленинград, потому что Александр поступил учиться в Ленинградский институт живописи, архитектуры и скульптуры (впоследствии получивший статус Академии художеств). Он учился у талантливого скульптора и педагога Матвея Генриховича Манизера. И уже с первого курса стал постоянным участником всех областных выставок.
Однако в эти годы семья испытала много бытовых трудностей. Александр, в свободное от учебы время, подрабатывал. Александра пошла работать в детский сад. Думала, что это временно, пока Валентин подрастет, а получилось навсегда. Прошла путь от воспитателя до директора детского сада. Она верила в талант мужа, понимала, что главное для него — учеба. Его скульптуры получали высокие оценки самых строгих критиков. Его дипломная работа — скульптурный портрет А.С. Пушкина. Пушкина Александр боготворил и часами читал наизусть сыну.
В 1939 году Александр Иванович успешно окончил Академию художеств. Ему предложили работу в Ленинграде, предоставили мастерскую на двоих с другим скульптором, дали комнату. И хотя комната была мала для семьи из трех человек, они были счастливы. А больше всех радовался Валентин. Он хорошо учился, всерьез увлекался математикой. Валентин радовался тому, что теперь у него был свой письменный стол и тому, что они с папой часто ходят в Эрмитаж и другие музеи, радовался вкусному обеду, приготовленному мамой… Но радость была недолгой. Незаметно подкралась беда. Когда ему было 12 лет, родители разошлись. В чем причина? Мне одинаково дороги дедушка и бабушка, к обоим отношусь с любовью и уважением. Не хочу вникать в подробности семейного разлада, случившегося незадолго до начала войны.
Александр Иванович уехал в Горький. Его давно приглашали вернуться домой, предлагали работу. А с началом войны в Горький приехала и Александра с сыном, поселилась у своих родственников.
В Горьком Александр Иванович продолжал активно работать, в основном — это городские памятники  Подробнее остановлюсь на памятнике Кузьме Миничу Минину.
В 1943 году был объявлен конкурс на лучший проект памятника К. Минину. В конкурсе участвовали: А.В. Кикин, С.П. Дуденков, Н.А. Колоярский и другие скульпторы. Победил проект А.И. Колобова. Он приступил к работе, на которую ему отвели год. И уже через несколько месяцев Александр Иванович выполнил памятник в глине. Военное время и стесненность в средствах не позволили использовать дорогой материал (гранит, мрамор…). Памятник был отлит из железобетона и покрашен под бронзу.
Открытие памятника К. Минину состоялось в день празднования Октябрьской революции —7 ноября 1943 года на площади рядом с нижегородским кремлем, впоследствии переименованной в площадь имени К. Минина и Д. Пожарского.
Правдивость образа — вот главное, что удалось скульптору. Он сумел передать внутренний порыв души своего героя, зовущего за собой в бой. К. Минин показывает правой рукой на небо:  «С нами Бог!» Пожалуй, именно такой образ нужен был людям.
В те военные годы, наверное, не было семьи, которую бы обошли горе и боль утраты близких и любимых людей. В 1941 году погиб на фронте брат Александра Владимир, который тоже учился в Академии художеств. В сердцах многих невыносимой болью звучали вопросы:
— Чем можно оправдать страдания, причиненные войной? Где найти опору, чтобы выстоять?
В образе К. Минина был дан оптимистический пример победы русского народа над чужеземными захватчиками. Он внушал уверенность в победе, помогал развеять страх перед будущим, мобилизовать волю для борьбы с врагом. Долгие годы к памятнику приходили люди, смотрели на него. И одного этого было достаточно, чтобы в наболевшей душе появилась уверенность в том, что силен еще русский дух. И в послевоенные годы, и сейчас памятник не утратил своего значения.
Однако я совершенно не понимаю того, что произошло в 1985 году, спустя 11 лет после смерти А.И. Колобова, создавшего этот замечательный памятник. Словно гром среди ясного неба на него самого и на памятник обрушился шквал необоснованной критики (дескать, у К.Минина слишком длинная правая рука,  памятник допотопный, а сам Колобов в конкурсе не участвовал…). Тогда началась и продолжается по сей день путаница с датой создания памятника.
Такой авторитетный сайт, как «Хронос» сообщает:
«К. Минину воздвигнуты памятники в Нижнем Новгороде — в Кремле (1826, скульптор А.И. Колобов)…»
Шокирует дата — 1826 год! В этом году и в помине не было скульптора А.И. Колобова, не было и других скульпторов с похожей фамилией, да и памятника не было. Он появился только в 1828 году. Этот гранитный обелиск с барельефами и сейчас стоит в нижегородском кремле. Автор обелиска — архитектор А.И. Мельников, автор барельефа —скульптор И.П. Мартос. И только в 1943 году был воздвигнут второй памятник К. Минину, но уже не на территории кремля, а рядом с ним. Эта ошибка с датой создания памятника и сейчас гуляет по Интернету.
Стоит ли объяснять, какие чувства вызывает у меня эта ошибка? Или какие чувства вызывают люди, с сантиметровой линейкой ползающие по памятнику, пытаясь измерить длину правой руки? Не мешало бы им измерить длину левой ноги Иисуса Христа в скульптурной композиции Микеланджело «Оплакивание Христа». Она не вписывалась в общую композицию, скульптор отрезал ее. Скульптор имеет на это право.

(Микеландежо Буонорроти «Оплакивание Христа». Мрамор, Около 1550-1555 гг. Музей собора Флоренции. Италия.
Сверху Христа поддерживает Никодим,  внизу — Мадонна и Мария Магдалина)

Жаль, что об этом не знали люди, приказавшие увезти памятник К. Минину в 1985 году.
Тогда за А.И. Колобова заступились друзья. Они сняли документальный фильм о скульпторе А.И. Колобове, о его творчестве. Фильм транслировали по центральному телевиденью. Друзей скульптора среди прочих интересовал вопрос о местонахождении памятника К. Минину. Только после этого памятник появился вновь, но уже не в Нижнем Новгороде (там уже стоял новый памятник, выполненный скульптором О.Комовым), а в Балахне.
Все это очень странно. Не понимаю, кому, зачем и почему понадобилось увозить памятник? Не понимаю и того, почему в те дни, когда я была в сочинском дендрарии, где большая часть скульптур и фонтанов выполнена  А.И. Колобовым, экскурсоводы ни разу не упомянули его имя?
А ведь он был талантливым скульптором. Его по праву можно назвать мастером скульптурного портрета и в то же время мастером мемориальной пластики. Одухотворенность, благородство — вот, что присуще всем его скульптурам. Он умел получать интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение от творческой деятельности. Работа была для него всем.
21 октября 1974 года он шел в мастерскую, хотел работать, умер, не дойдя до мастерской. Всего задуманного сделать не успел.


Сейчас в С.-Петербурге живут его дети: Валентин Александрович и Татьяна Александровна.
После развода с Александрой Александр Иванович какое-то время жил один. Потом женился на девушке, которую звали Тамара. У них родилась дочь Таня. Она была совсем маленькой, когда трагически оборвалась жизнь ее мамы. Александр Иванович очень тяжело пережил смерть жены. И работа, и жизнь  — все потеряло для него смысл. Порой мне кажется, что он уже никогда не оправился от этой боли. Александр Иванович долгое время не работал. Рядом с ним были его братья, его мать. Они помогли ему. Благодаря их моральной поддержке он после долгого перерыва смог вернуться к работе.
А.И. Колобов вместе с матерью уехал в Сочи, куда его пригласили, чтобы он оформил дендрарий, предоставили квартиру. Он многие годы работал, оформляя дендрарий, создавая памятники в городе Сочи и его окрестностях. Был одним из инициаторов создания в городе художественной школы, преподавал скульптуру. Сейчас в этой школе преподает его внучка Л.Б. Лямина. В Сочи Александр Иванович познакомился с А.М. Ляминой и прожил с ней 19 лет.
Его дочь Таню воспитала жена его брата Бориса —Александра Васильевна Блохина. У нее с дочерью нет кровного родства, но духовное родство гораздо сильнее и благороднее. Она была хорошей матерью. Потом, когда Татьяна Александровна вышла замуж и родила сына, заботливой бабушкой для Вахтанга. Сейчас у Вахтанга своя семья, подрастает дочь.
Валентин Александрович — мой папа. Он долгие годы преподавал математику в институте. Подобно своему отцу он прожил в первом браке 12 лет. У него две дочери: Лора и Вика. Второй раз женился в 50 лет. Сейчас живет со своей женой и сыном Георгием. Георгий Валентинович в 15 лет поступил в университет и успешно окончил его. Долгое время учил детей в школе математике и физике. Потом получил второе образование – музыкальное. Сейчас работает на радио.
103 года со дня рождения скульптора — большая дата. Прошло много времени, много перемен. Но память и любовь не подвластны времени, потому что они живут в сердцах.
— Спи спокойно, дорогой дед, ты был очень хорошим человеком и талантливым скульптором.


Рецензии
С огромным интересом прочитал, Дорогая Виктория, библиографический очерк о Вашем деде скульпторе Колобове Александре Ивановиче. Само собой данная публикация достойна только всяческих похвал. История часто бывает несправедлива к людям: более талантливые и достойные остаются в забвении, а бездарные и ничтожные взбираются на пьедестал. Однако, у истории есть и обратная сторона - регенерация справедливости. "Время всё расставит на свои места," и воздастся каждому по заслугам! )))
Желаю Вам дальнейших творческих успехов.
С уважением и весенним теплом, Генрих Голштейн.

Генрих Голштейн   22.04.2012 02:17     Заявить о нарушении
Спасибо за доброе слово. Удачи Вам, добрый сказочник, и творческих успехов.
С уважением, Виктория.

Виктория Колобова   27.04.2012 19:29   Заявить о нарушении