Урок

Это было давно и недавно..прошло десять лет- много это или мало- по-разному можно судить.
Иногда кажется-что прошла целая жизнь, иногда- почти вчера.

Оставшись после смерти мужа с двумя детьми в " веселом" 2000 году совершенно без денег  и без близких людей рядом- я просто делала то, что делали  и делают тысячи таких же женщин- пыталась выжить.

Работать пришлось очень много, но время было такое- в котором за честную работу, даже если ее было очень много- платили сущие копейки.

Поднимать двоих детей- 16 и 10 лет от роду было совсем непросто.

И только один раз в день я могла себе позволить поесть в заводской столовой, на большее тогда денег у меня не было.

Я приходила- брала самое простое- тарелку супа, кашу, расплачивалась, быстро-быстро ела и убегала снова на работу.

Но даже эта тарелка столовского супа и немного каши - иногда становились дырой в бюджете..

Больше сэкономить на себе у меня не получалось.

Я никогда не считала сдачу в столовой- там работали мои подчиненные, люди которых я очень давно знала и мне никогда не приходило в голову, что меня там могут обмануть.

Оказалось- я ошибалась.
Пересчитывая деньги в кошельке как-то в конце рабочего дня я ,вдруг, поняла, что меня все время при расчете в столовой обманывали.

Кассир РАЗМЕНИВАЛА мне мои деньги и возвращала мне всю сумму за мои обед.

Это был шок.
Первая мысль- что за меня кому-то пришлось платить!

Потом я сосредоточилась и постаралась все-все вспомнить.

И поняла, что это была не разовая ошибка. То есть кассир специально так делала.

Значит..Значит-жалость? Или такая под взятка?Подкармливают? Подчиненные? Так что же такое происходит?

Я собрала все деньги и пошла к заведующей.

Звали ее Антонина Ефимовна. Она была старше меня лет на 20, по возрасту- годилась мне в матери, но всегда очень корректно вела себя со мной как со своим начальником.Строго на вы,без малейшей неточности в выполнении моих распоряжений.

Я вошла в ее кабинет взъерошенная и злая. У меня еще оставалась робкая надежда на то, что это все только какое-то недоразумение.

Антонина Ефимовна сидя за своим столом очень внимательно меня выслушала. Молча.

Выслушала мои возмущения. Все мои слова про жалость.Про взятки. Про ..

Она молчала.

Мои поток слов иссяк. Замолчала и я, потому что для меня была эта ситуация тягостна и позорна.

Молчание продлилось наверное минут десять.

И потом Антонина Ефимовна заговорила.

Она обращалась ко мне на ты. Единственный раз за все время нашей с ней работы.

"Знаешь, ты вот сейчас много чего наговорила.. и зря.. тебя никто не обидел, ни унизил, ни оскорбил, и никто тебе никаких взяток конечно не давал.. не дают взятки супом и кашей.. нас было у мамы пять девочек.. мы пережили войну.. ели картофельную шелуху.. носили одно платье на всех.. и туфельки я себе купила, когда у меня уже родилось трое детей..ты вот тут возмущалась... нас в столовой работает шесть человек... ты помнишь, как ты дралась с пьяным мужем Светки, когда он пришел ее здесь же в столовой убивать из ревности, а она пряталась за кастрюлей с тестом? и как ты это тесто вывалила ему на голову, когда все разбежались?.. ты помнишь, что Лилькин сын стал снова видеть, когда ты смогла его отправить в санаторий и там еще найти для него врача?...ты помнишь, как сватала Олю? за ее прапорщика? а ты знаешь, что она сейчас беременная, и счастливая?...а ты помнишь, как на свой страх и риск не дала хода той недостаче у кассира, когда она деньги из кассы взяла для адвоката сына?...и сын ее сейчас на свободе?..ты делала это для того, чтобы показать себя хорошим начальником? или выслужиться перед  директором? а ты помнишь, как ты сидела в кабинете у главного санитарного врача города, пила с ним водку зпервый раз в жизни, а мы все стояли под окнами санстанции и что потом было? а ведь столовую-то тогда не закрыли,и мы все остались с работой.. да выдраили мы тогда все, что было нужно! Зубными щетками выдраили! Ты вот жалости боишься.. да никто тебя не жалеет,дуру такую!но человек должен УМЕТЬ принимать ПОМОЩЬ! а ты тут про взятки..! и язык-то повернулся.. когда люди тебя ЛЮБЯТ- это тоже надо уметь принимать..и понимать.. что ж Светка СМОГЛА от тебя принять помощь, и в позу не встала- дескать не нужна мне ваша жалость! так вот и ты подумай кое о чем.. Сильная?  да никто тебя слабачкой никогда не называл.. выдюжишь...всего-то чуток иногда подмочь-то надо бывает человеку...а бросить  людям эти вот деньги, что ты мне принесла.. конечно , можно и бросить.. только потом самой стыдно за это будет!"

Я тогда встала и молча ушла.

Несколько дней я сидела в обед в своем кабинете, и не могла для себя решить- что же мне делать, и как правильно поступить.

А потом поняла.

Когда я зашла в зал столовой, то только увидела из-за угла выглянувших несколько лиц, встала в очередь, протянула деньги кассиру.

Кассир взяла деньги, дала сдачи и подняла на меня глаза.

На тарелочке для денег лежала  моя купюра размененная на более мелкие.

Мы встретились глазами. я помедлила и ВЗЯЛА сдачу.

Кассир заулыбалась всем лицом, я подняла глаза- на пороге стояли ВСЕ.

Все, кто там работал , в этой столовой, позади всех стояла Антонина Ефимовна, стояли и со слезами на глазах мне улыбались.


Рецензии
Правильно сказала твоя Антонина Ефимовна, что человеку надо совсем чуток бывает помочь в трудной ситуации, чтобы он её перескочил, а не упал в пропасть, поэтому благополучен бывает человек, который в тяжёлый момент умеет и оказать, и принять помощь. Раньше это называлось простым словом - взаимовыручка.

Светлана Трихина   24.10.2018 11:57     Заявить о нарушении