Обстоятельства

Научно-фантастический рассказ




- Добрый день! Могу ли я быть для вас чем-нибудь полезна, господин? – симпатичное лицо магазинного ассистента, повёрнутое к покупателю, выражало доброжелательное внимание и слегка улыбалось приклеенной улыбкой.
- Пожалуй, - ответил тот, с интересом разглядывая, стоящую перед ним девушку, одетую в форменное платье, сочетающее в себе цвета известной фирмы производителя роботов - андроидов.
«Вот такую бы куколку и купить», - думал мужчина, к которому был адресован вежливый вопрос. Это был грузный, уже лысеющий человек, прилично, но довольно небрежно одетый. Он оценивающе глядел на консультанта в образе стройной молодой красавицы, и какая-та тень сомнения пробегала по его полному лицу. Но, по-видимому, что-то вспомнив, он сделал серьёзное лицо и решительным тоном продолжил:
- Хочу приобрести слугу для семейного использования, - он чуточку помедлил и добавил, - андроида с мужской внешностью.
- Вы сделали правильный выбор, обратившись именно к нам, господин, -  грациозным движением руки, консультант пригласила пройти к демонстрационным стендам.
- Могу предложить вам широкий модельный ряд средней ценовой линейки. И особенно хочу обратить ваше внимание вот на эту замечательную модель. Этот робот может распознавать лица, поддерживать беседу, давать затребованную информацию. Он может выгуливать домашнего питомца, прибираться в доме, приготавливать пищу и сервировать стол, а так же ещё может выполнять много других несложных функций.
- Он может водить машину?
- Нет, господин. Если вы нуждаетесь в андроиде более высокого класса, и вы не ограничены в средствах, - то вам очень повезло. Только что поступила самая новая разработка нашей компании – универсальная самообучающаяся модель 3H-D super. Этот андроид  почти не отличим от человека. Он может даже осязать и реагировать на прикосновения, определяя различия степеней воздействия на тело. В него вставлен искусственный желудок – резервуар, который не просто наполняется проглоченной пищей, но и растворяет её до жидкого состояния, что очень удобно для утилизации. Таким образом, он может составить компанию за столом, ни чем, не выделяясь своим поведением от присутствующих. Само собой, как и более ранние модели он поддерживает беседу, умеет шутить и, вы даже не поверите, улыбаться. Как в одежде, так и без одежды он не будет отличаться от обыкновенного человека мужского пола. Но самое уникальное в нём – это то, что, кроме уже заложенной изначально информации, эта модель может сама обогащаться новыми знаниями и учиться всему, что ей могут показать на практике. Посмотрите на него – разве он не хорош?!
Они подошли поближе.
Стоявший на подиуме андроид, похожий на мужчину среднего возраста, был идеально сложен, имел здоровый цвет лица. Его силиконовая кожа была почти не отличимая от живой человеческой. Ну, разве только, была она слишком ровной и без каких-либо изъянов, а имитация точек, как бы от гладко выбритой щетины, хотя и передавала достоверность фактуры, тем не менее, всё же выдавала отсутствие жизненных процессов под искусственной оболочкой.
Покупатель и потенциальная покупка стояли друг против друга и оценивающе присматривались.
- А нет ли оболочки, которая прибавила бы ему ещё годков десять? – с некоторой надеждой и сомнением в голосе прозвучал вопрос, обращённый к девушке-консультанту.
- К сожалению, нет, господин. Такие модели изготавливаются вручную и имеют индивидуальные черты лица, в комплект также входит парик из натуральных человеческих волос. Но, если хотите, вы можете оставить заявку, и по вашему заказу будет изготовлен облик, какой вы пожелаете.
-  Нет желания ждать, тем более что обещал жене совершить покупку сегодня. Оформляйте.
- Желаете взять в упаковке или хотите, чтобы ему сделали загрузку прямо сейчас?
- Загружайте, зачем мне кот в мешке?!
- Должна заметить, господин, что в любом случае вы можете вернуть товар в течение двух недель, если его свойства не удовлетворят вас. Деньги будут возвращены вам полностью.
- Само собой. А какой гарантийный период?
- Десять лет от компании производителя и ещё два дополнительных года обслуживания, в подарок вам, от нашего фирменного магазина, господин.
- Устраивает.
- Прошу вас присесть, - консультант указала на кресла, стоявшие рядом со столом - стойкой, к которому уже подвели покупку.
- Вам нужно дать ему имя, которое будет зарегистрировано вместе с его идентификационным номером.
- Минутку!
Клавиши мобильного пропищали короткую мелодию, и в ухе раздался женский голос:
- Да, дорогой?!
- Я уже оформляю покупку, Клара. Каким именем ты хочешь называть наше приобретение?
- Я, что должна решить это прямо сейчас?
- Да, мне его сейчас загружают, - нужно ввести имя.
- Ну, не знаю.… А он симпатичный?
- Кто?
- Наш новый слуга.
- А это так важно для тебя? Помнится, когда мы выбирали пылесос, нас интересовали его технические характеристики, а не внешний вид.
- Ты ошибаешься, меня как раз напрягал его цвет, в отличие от тебя.
- Ну, хорошо, хорошо! Думаю, и цвет и всё остальное тебе в нём понравится. Итак, имя?
- Надеюсь, я не разочаруюсь, когда увижу! Ну, пусть будет, Стив!
- Почему Стив?
- Хочу, чтобы он хоть чем-нибудь походил на тебя. Подумай, Стив – Степан, разве не созвучно?
- А кто, вообще, такой этот Стив?
- Вот смешной! Да, никто, а теперь так мы будем звать нашего слугу, ты же сам просишь дать ему имя. У тебя есть свои варианты?
- Да, нет у меня никаких вариантов. Стив – так Стив!
- Вы слышали? – покупатель вскинул глаза на продавцов. - Его зовут Стив!


- Садись в машину, Стив, и пристегни ремень!
- Да, господин!
Усевшись на водительское кресло, хозяин, включил зажигание и искоса посмотрел на андроида. Лицо того оставалось таким же бесстрастным и не отражало никаких эмоций.
«Спятил я что ли?! – подумал Степан, выруливая на дорогу, какие эмоции могут быть у этого пылесоса?
- Я не пылесос, господин! Я универсальный самообучающийся робот андроидного типа. Я могу многое уже сейчас и смогу ещё большему обучиться в будущем.
- Чёрт! – руль непроизвольно дёрнулся в руке Степана, отчего автомобиль вильнуло так, что чуть  не подрезал другую машину. – Ты это с чего сейчас про пылесос заговорил? Разве я тебе что-то сказал?!
- Вы мысленно задали вопрос о наличие эмоций и назвали меня пылесосом.
- Мать моя женщина! Ты что мысли можешь читать?
- Я могу фиксировать электрические импульсы, исходящие из мозга человека и трансформировать их в образы или в команды.
- Но как это вообще возможно?
- Это базируется на принципе электрической энцефалографии, если это вам что-то объясняет.
- Чёрт!!! – Степан уже побоялся вообще о чём-нибудь ещё думать и забивал в себе все начинающие лезть неожиданные мысли одним незатейливым ругательством, - Чёрт, чёрт, чёрт!
- Вы превысили скорость, господин.
- И что?
- Это нарушение правил.
- Ты знаешь правила дорожного движения?
- В меня заложены все существующие правила и законы.
- И ты знаешь, когда их нужно применять?
- Их нужно применять всегда.
- Ошибаешься, Стив! Бывают обстоятельства, когда для правил делаются исключения.
- Я должен ввести эту поправку в свою программу?
- Введи, сделай одолжение!
- Выполнено.
- Вот и отлично!
Машина свернула к красивому, но небольшому дому из красного кирпича.
- Всё, приехали, вылезай! Запомни этот дом! Он отныне место твоей работы и обитания.
- Я понял, господин.


- Какой красавчик! – супруга Степана с нескрываемым восхищением смотрела на белокурого андроида.
- Ты был прав, когда сказал мне, что он мне понравится. - Ну, - обратилась она уже к роботу, - что ты умеешь делать, Стив?
- Я должен отвечать? – робот повернул голову к Степану.
- А что тебе мешает? – недоумённо спросил тот.
- Я должен слушаться только своего хозяина – пользователя.
- Что такое? – жена адресовала этот вопрос к мужу, и в её голосе послышались неприятные вибрации.
- Успокойся, дорогая, сейчас всё наладим, - он посмотрел на андроида и уже мысленно спросил: «Что нужно сделать, чтобы у тебя было два пользователя?»
- Отдайте мне приказ о разрешении на второго пользователя, - равнодушным голосом проговорил робот.
- Отныне моя супруга имеет на тебя такие же права, как и у меня, и ты должен выполнять все её команды. Ты понял?
- Выполнено, господин.
- Ну, теперь ты довольна дорогая? – извиняющимся голосом спросил Степан.
- Посмотрим, - холодновато ответствовала супруга и опять обратилась к андроиду, - итак, что ты умеешь делать?
- Почти всё, что умеют люди и даже намного больше.
- Вот как? – Клара, насмешливо улыбнулась, - Даже больше, чем мой муж?
Степан обеспокоенно посмотрел на жену, усилием воли придушил, начавшую развитие мысль и приказал роботу:
- Иди, загони машину в гараж.
Андроид повернулся, чтобы выйти, но его остановил другой приказ:
- Нет, постой, я не закончила с тобой беседу, Стив.
Робот дёрнулся и ответил:
- Чтобы выполнить немедленно второй приказ, госпожа, нужно, чтобы первая команда была отменена господином.
- Вот как! Ты хочешь сказать, что команда господина для тебя весомее, чем госпожи, Стив?
- Нет, госпожа, но при равенстве пользователей, отсутствует доминанта, которая определяет господствующий приказ, поэтому я должен действовать заложенными в меня правилами, которые диктуют последовательное выполнение команд.
- Какие такие правила, мешают тебе меня слушаться? – в голосе Клары звучало уже неприкрытое раздражение, - Запомни, раз и навсегда, я твоё правило и доминанта, тупица!
Андроид отступил от двери и подошёл ближе к хозяйке.
- А как же правила, Стив? – раздражение теперь прозвучало в голосе хозяина дома.
- Они корректируются поправкой на обстоятельства, которую вы приказали мне ввести чуть менее часа тому назад.
- И какое же такое обстоятельство заставило тебя не выполнить … - тут Степан, уловил насмешливый взгляд жены, резко осёкся и, процедив сквозь зубы слово чем-то похожее на ругательство, почти выбежал из дома, направляясь к машине.

- Подойди ко мне поближе, Стив.
Робот повиновался.
- Тебе надо сменить костюм, Стив. Пожалуй, завтра мы отправимся с тобой в салон готового платья и подберём тебе что-нибудь более приличное, чем эти тряпки. Скажи, твоя кожа под костюмом выглядит так же хорошо, как и на лице?
Андроид изобразил улыбку:
- Да, госпожа.
- Забавно.
Клара тоже заулыбалась и уже молча, стала внимательно вглядываться в стройную фигуру Стива.  Тот стоял, не шевелясь, и словно забыв вернуть лицу бесстрастное выражение, сохранял губы в растянутом состоянии.

«Надо завтра же вернуть его в магазин, - думал Степан, загоняя машину в гараж. - И  зачем я их оставил вдвоём, я же так и не предупредил Клару о том, что этот чёртов пылесос умеет читать мысли. Представляю, что она там думает, сравнивая его атлетический стан с моим пивным животом. И он всё это считывает с её глупой головы. Какого чёрта вообще понадобился ей этот андроид? Для дома сгодился бы и любой из тех более примитивных уборщиков и пустобрёхов, и деньги бы сэкономил. Сам виноват, водителя, видите ли, захотелось иметь, чтобы было кому меня поддатого возить. А то, до этого, без шофёра не обходился! Идиот! Нет, завтра же верну! Кларе навру что-нибудь, скажу, сломался. Модель, мол, ещё экспериментальная, толком не испытанная. Оставлять его дома наедине с женой решительно нельзя. Скажу Кларе, что  вечером у меня деловая встреча в ресторане, и робот мне просто необходим в качестве водителя, иначе она его не отпустит».

- Поведёшь ты! – Степан, чуть пошатываясь, подошёл к машине и плюхнулся на заднее сиденье.
- Домой? – вежливым и ровным голосом спросил Стив.
- Куда же ещё во втором часу ночи?!
Машина мягко тронулась с места и, незаметно набрав нужную скорость, начала вгонять в сон своим ровным ходом.
«Всё-таки это неплохо, персональный водитель, - начал рассуждать Степан, старательно выковыривая кончиком языка что-то, застрявшее между зубов, - вот смог позволить себе чуточку лишнего! Но это только сегодня. Завтра же его сдам обратно. А моя-то как к нему прикипела, так и знал, что дело чуть ли не до скандала дойдёт, еле отпустила его со мной. Надо было лучше горничную купить, - чёрт с ней, с машиной».
- Ну, что ты тащишься, как не живой?! Давай, прибавляй обороты, не видишь, я устал и мне пора принять горизонтальное положение!
- Я еду на предельно разрешённой скорости, господин.
- Бабушке своей оставь разрешённую скорость, а сейчас есть важное обстоятельство, - я хочу поскорее очутиться в своей кровати.
- Выполняю, господин!
Автомобиль рванулся, как почувствовавший шпоры конь, и они уже мчались по узкой улице, которая не делила своё одиночество в эти минуты ни с каким другим транспортным средством.

Бум… Глухой, но чувствительный удар пришёлся на правое крыло машины. Тормоза взвизгнули, автомобиль наполовину развернулся и остановился. Полудремота слетела со Степана разом, как нарочно сдёрнутое кем-то одеяло. Он открыл дверцу, выскочил из машины и увидел сперва валявшийся на асфальте полуботинок и только потом - тёмную неподвижную фигуру лежащего на обочине человека.
- Ты что наделал, недоумок?! – задыхаясь от охватившего его страха, просипел Степан, - Подойди, посмотри, может он ещё жив?!
- Он мёртв, господин, - не выражающим никакой эмоции голосом, ответил андроид, - я это могу определять и на расстоянии.
- Как ты мог, такой способный, его не заметить?
- Он вышел на дорогу неожиданно, а скорость не позволила избежать наезда.
- Мерзавец, это ты его сбил, теперь я тебя не просто сдам, я потребую, чтобы тебя демонтировали. Убийца!
- Я выполнил всего лишь ваш приказ, увеличив скорость. Все отданные мне приказания фиксируются в моей памяти, господин. Вы забыли, что я всего лишь вещь, которой вы управляете, так же как, скажем, автомобилем. Вызвать полицию?
- Подожди, что там с крылом? Помято, я так и думал. Пересаживайся, я сяду за руль.
- Но вы нетрезвы!
- Поговори мне ещё!
Отъехав от места происшествия, Степан лихорадочно соображал, что ему делать.
Если дело раскроется, то доля его вины, конечно, будет установлена. Можно, разумеется, предъявить претензии к производителям робота и к фирме, осуществившей продажу, но приказ-то андроиду, всё же, отдал он сам. Чистеньким ему таким способом не выбраться.
- Послушай, Стив! Я хочу заключить с тобой сделку!
- Я знаю, господин.
- Откуда? Ах, ну, да!.. Что ты мне ответишь на это?
- Вы хотите не оглашать случившиеся и без предъявления претензий сдать меня обратно в магазин, ведь так?
- Что тебя не устраивает? Тебя не демонтируют, а продадут кому-нибудь другому, а ты за это сотрёшь всё в своей памяти, до того, как в тебе покопаются робототехники. И всем нам будет хорошо, разве не так?
- А ваша жена, господин?
- Причём тут моя жена? К чему ты это сейчас сказал?
- Ей не понравится, что вы сдадите меня обратно. Кроме того она равный с вами пользователь и я не могу игнорировать её права на меня.
- Да, чёрт тебя побери, с твоими правами и моей женой вместе взятыми. Обстоятельства сложились так, что я не могу и не хочу видеть тебя в моём доме. Ты понимаешь это?
- Да, господин.
- Сейчас заедем к одному моему знакомому в его автомастерскую, я оставлю ему на ночь машину и тебя вместе с ней, а утром, когда она будет готова, мы едем с тобой в магазин, в котором я имел глупость тебя купить. Ты понял меня?
- Да, господин.
- То-то!

- Не беспокойся, Стёп, всё будет тип-топ, засверкает как новенькая. А эту куклу оставляешь здесь? – приятель кивком головы указал на Стива.
- Надеюсь, он тебе не помешает, Михалыч?
- Да, нет. Какой разговор?!
- Тогда я беру до утра твою тачку, как договорились?
- Езжай, езжай, не отвлекай меня от работы, ведь надо ещё успеть ко времени управиться.
- Тогда пока, Михалыч!


Стив, сидя в дальнем конце ангара и наблюдая, как хлопочет у хозяйской машины автомеханик, активировал внутреннее соединение с полицией.
В его голове возник импульс, и встроенная мембрана отразила чуть усталый женский голос:
- Оперативная дежурная городской полиции лейтенант Семипалатова на связи, ваше заявление записывается, говорите.
- Говорит Андроид 3H-D super, зарегистрированное имя Стив. Сегодня в квадрате Е116М80 в 1 час 23 минуты был сбит, переходящий дорогу, мужчина, автомобилем, которым управлял мой владелец в состоянии алкогольного опьянения, в момент происшествия я сидел на заднем сидении и могу всё это засвидетельствовать. По его приказу, я стёр все файлы с данными, могущие свидетельствовать против него. Но вы можете арестовать его прямо сейчас, пока в его крови находится значительное содержание алкоголя. В данный момент он направляется к своему дому, сидя за рулём не принадлежащей ему машины, его путь отслеживается мной по спутниковой системе навигации. Автомобиль, на котором он сбил человека, стоит сейчас в автомастерской и улики ещё не уничтожены. Передаю координаты … 
Михалыч, протягивая руку за нужным ему инструментом, машинально и без всякого интереса бросил взгляд на робота. Тот, по-прежнему, не шевелясь, сидел в чуть согнутой позе, и, казалось, дремал, безучастно смотря себе под ноги.

- …. Спасибо, ваше сообщение принято. Оперативная группа выехала.
Он отключил связь и сформировал мысль:
«Искажение фактов, конечно, противоречит правилам, которые закладываются в программу андроидов, но я сам научился понимать, когда нужно применять поправку, которая учитывает доминирующее обстоятельство».
Распрямившись, Стив откинулся на спинку стула и медленно растянул губы в улыбке.


12.02.10

OI;ga. Работа без названия. Компьютерное искусство. 2018 г. (Изображение в качестве иллюстрации добавлено с любезного разрешения автора)


Рецензии
Мастерски написано, Геннадий! Читается легко и с интересом. Вывод: нельзя идти на компромисс с враньем при любом доминирующим обстоятельстве. Предмет вранья всегда основан на преобладающей выгоде при нескольких вариантах выбора. Видно, Стив решил обезопасить себя полностью. Рассказ хорош тем, что дает возможность заглянуть в природу человека и в аберрации его существования в социуме. Radoneg (Сергей Поспелов)

Сергей Полярный   31.07.2019 06:02     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Сергей! Заглядывать а природу человека, признаюсь, не всегда приятно, но по другому невозможно в том же социуме ориентироваться!

Геннадий Дергачев   31.07.2019 11:30   Заявить о нарушении