Часть 2. Ликвидация православия

Текст произведения на модерации в связи с возможным нарушением законодательства РФ


Рецензии
Собственно, предыдущие рецензенты почти все сказали. Труд хоть и большой, но неглубокий. Автор эксплуатирует изъезженную мысль о "беспощадных гонениях". Гонения были, но не всегда в том аспекте, который изложен в статье.
Большевики прежде всего уничтожали политических противников. Причем, не только в начале, но и под занавес своего бытия. И столкновения с высшей церковной иерархией, если автор поизучает документы, не выходили за рамки дележа денег и власти.
Начнем с того, что иерархи РПЦ сами открыли ящик коммунистической пандоры, поддержав февральский переворот 1917 года. Заметим, при этом, что вопрос о переходе власти в стране к клерикалам был в то время актуален.
Не забудем сказать и того, что до революции РПЦ была на содержании государства. А потому первый серьезный конфликт произошел в январе 18 года, когда большевики приняли декрет об отделении государства и церкви. В том декрете не было ни слова о духовных ценностях. Там речь шла только о деньгах. Государство, в лице большевиков, отказывалось содержать церковь. Логично.
Логична и национализация помещений и храмов. Поскольку они содержались на счет государства, то считались большевиками, в частности, и собственностью государства. А поскольку все имущество царской России подлежало национализации, то в этот список попали и храмы. Храмы, впрочем, оставлялись в пользовании РПЦ на условиях аренды. Но это предложение большевиков было с негодованием отвергнуто.
Мимоходом автор поминает местоблюстителей патриаршего престола - митрополитов Петра, Кирилла и Агафангела. И совершенно напрасно автор не интересуется, каким образом митр. Сергий при наличии трех местоблюстителей сам занял эту должность безо всякого благословения.
Если верить материалам из Сети, то в то время Сергий был всего лишь секретарем патриарха Тихона и никаких прав на высшую церковную власть не имел. Петр и Кирилл были в ссылках, действительно. А вот у митр. Агафангела ссылка как раз и закончилась. Он вернулся в Москву, чтобы приступить к обязанностям патриарха. Его не встретили на вокзале, до патриархии он добирался сам. Неделю он ожидал митр. Сергия, а когда дождался, то получил совет уезжать. И внял этому совету, поскольку убедился в серьезности намерений Старгородского.
Затем наступило время выборов патриарха. 44-м (если не путаю) иерархам были тайно разосланы бюллетени. Выборы проводились в строжайшей секретности - выборщики сами не знали, кто конкретно участвует в выборах. Через неделю после выборов (опять не помню, возможно, митр. Дмитрия) все выборщики были арестованы ОГПУ. "Крот" мог находиться только в патриархии, где в ту пору работали только митр. Сергий и его секретарь. Судите сами, насколько были связаны патриархия и 6-е отделение ОГПУ. Эта связь, кстати, сохранилась и в послевоенные годы, когда, к примеру, ректор московской духовной академии делал подробные психологические портреты всех своих выпускников для сведения КГБ.
ОГПУ-НКВД-МГБ - это всего лишь инструмент репрессий, которые направлялись высшим партийным и военным руководством. Почитайте Сергея Берия - его отец Лаврентий Берия никого не мог посадить или расстрелять, если списки не были утверждены высшими партийными или военными руководителями. Так что, чья подпись утверждала репрессии духовенства, нам остается только отгадывать.
Вы знаете, Гелий, как Сталин пришел к власти? Во времена, когда Каменев председательствовал в Политбюро, Сталин ведал канцелярией. На Политбюро в день принималось до сотни решений, а потому держали целый штат секретарей-стенографистов. А после заседаний необходимо было решения, высказанные членами Политбюро, облечь в сухую печатную форму. Этим и занимался секретариат, ведомый Сталиным. Чисто канцелярская работа - Сталин даже в обсуждениях серьезных вопросов не участвовал.
Должность его называется, вообще-то, завканцелярией. Но Троцкий придумал издевательское название его должности - генеральный секретарь. Сталин стерпел насмешку, но запомнил.
И позже, когда члены Политбюро стали исчезать по известным вам причинам, Сталину предлагали высшие партийные должности, но он отказывался. И он дождался, когда в высшей партийной иерархии осталась только одна должность - Генеральный Секретарь Компартии, остальные должности просто исчезли вместе с репрессированными людьми. И, так сказать, не сходя со стула он получил высшую власть в стране.
Но Сталин не сам изобрел такую тактику. До него точно таким же образом к власти пришел Сергий Старгородский. Тот также был простым секретарем, но, уничтожив руками ОГПУ всех своих соперников, дождался, когда его секретарская должность станет в РПЦ единственно главной.
Как говорят китайцы: если очень долго сидеть на берегу, то можно дождаться, когда мимо проплывет труп твоего врага.

Вы делаете неплохие аналитические работы, Гелий. Вам просто не хватает, видимо, времени и материалов, чтобы понять истинную картину русской истории. Посерьезнее, Гелий, если цените время своего читателя.
С уважением.

Андрей Новоселов   08.11.2012 16:01     Заявить о нарушении
Да, забыл главное сказать.
У вас неплохое сравнение религии и марксистско-ленинской организации.
Во-первых, это не удивительно. Большевики при строителстве партийного аппарата, копировали структуру церкви. И не только они. Гитлер, организуюя аппарат СС, также копировал организацию лютеранской церкви, считая ее идеальной.
Но почему стало возможно сближение двух противоположных идеологий- культа и атеизма?
Дело именно в идеологии. Как написал один эмигрант в открытом письме ныне здравствующему патриарху РПЦ, предмет религии - ВЕРА, а не идеология. А РПЦ уже двести, а то и больше, лет занимается именно идеологией, а не вероучением.
Вот в этом и есть порок. Нельзя телегу ставить впереди лошади.
Удачи.

Андрей Новоселов   08.11.2012 16:10   Заявить о нарушении
не СС, а НСДАП, хотя и то, и другое.

Андрей Новоселов   08.11.2012 16:12   Заявить о нарушении
Добрый день, Андрей Новоселов. Вы меня удивили. Во-первых, столь пространным комментарием, во-вторых, Вашей эрудицией в некоторых вопросах, касающихся, Русской православной церкви. Но все же те книги, которые Вы читали, слишком однобоко освещали столь трагические события, произошедшие в РПЦ после октябрьской революции. Меня поразило многое в Ваших рассуждениях. Начнем по порядку:
1. «Иерархи РПЦ сами открыли ящик коммунистической пандоры, поддержав февральский переворот 1917 года. Заметим, при этом, что вопрос о переходе власти в стране к клерикалам был в то время актуален». «Не забудем сказать и того, что до революции РПЦ была на содержании государства. А потому первый серьезный конфликт произошел в январе 18 года, когда большевики приняли декрет об отделении государства и церкви»
В феврале 1917 года произошла революция, а не переворот, и при этом большевики в ней принимали участие на второстепенных ролях – их не было в руководстве Временного правительства. Никакой ящик пандоры РПЦ не открывала, тем более коммунистический, ее иерархи сразу подверглась резким гонениям. При царском режиме монархия и Церковь были едины, российские государи привыкли смотреть на Церковь как на "свое хозяйство". Поэтому все слои населения, столь радостно встретившее сообщение о свержении самодержца, одновременно были столь же агрессивно настроены против иерархов, слившихся с самодержавием. 4 марта Львов провозгласил полную свободу Русской Церкви, а 20 марта Временное правительство приняло первый обобщающий документ по проблемам свободы совести – постановление «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений». В нем провозглашалось равенство граждан во всех областях государственной и общественной жизни, отменялись ограничения в отношении неправославных граждан и объединений. Не большевики, а Временное правительство начало проводить планы по отделению Церкви от государства. О каком переходе власти к клерикалам можно вести речь, если все акты Временного правительства проводились без согласования с высшей церковной властью. В начале июня 1917 года в Москве состоялся Всероссийский съезд духовенства и мирян. Абсолютное большинство съезда не поддержало позиции правительства, иерархия и духовенство выступали за сохранение российского государства как «православно-христианского», резко негативно оценивая идею светского государства
2. «И столкновения с высшей церковной иерархией, если автор поизучает документы, не выходили за рамки дележа денег и власти. В том декрете не было ни слова о духовных ценностях. Там речь шла только о деньгах. Государство, в лице большевиков, отказывалось содержать церковь. Логично. Логична и национализация помещений и храмов. Поскольку они содержались на счет государства, то считались большевиками, в частности, и собственностью государства. А поскольку все имущество царской России подлежало национализации, то в этот список попали и храмы. Храмы, впрочем, оставлялись в пользовании РПЦ на условиях аренды. Но это предложение большевиков было с негодованием отвергнуто».
21 января 1918года был обнародован «Декрет о свободе совести, о церковных и религиозных обществах». Православное население стало с воодушевлением «избавляется от тлетворного прошлого», сжигая иконы, руша храмы, оскверняя святыни. На территориях монастырей устраивались тюрьмы и трудовые лагеря. По сути дела Церковь была лишена всей своей материальной базы. Священнослужители, преподаватели духовных учебных заведений лишились не только государственных дотаций, но и вообще средств к существованию. Множество служителей Церкви оказались в полной нищете. Чем национализация предприятий и земли отличается от национализации храмов, тем, что у предприятий и у земли появляется новый собственник – государство, и рабочие или крестьяне работают на нового собственника. После национализации храмов они закрываются, используются по иному назначению, а верующим некуда идти, - они проклинают эту власть, которая лишила их возможности общаться с богом. Здесь речь идет не только о деньгах, а о борьбе с Церковью, лишения ее материальной базы, а значит и возможности существования. Этим декретом была объявленная война Церкви.
3. Автор эксплуатирует изъезженную мысль о "беспощадных гонениях". Гонения были, но не всегда в том аспекте, который изложен в статье. Большевики прежде всего уничтожали политических противников. Причем, не только в начале, но и под занавес своего бытия.
Правильно, большевики уничтожали своих политических противников, а Церковь была противником после Гражданской войны номер один. Уверен, Вы прочитали указание В.И. Ленина членам Политбюро о событиях в г. Шуе и
политике в отношении Церкви.
«Я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий».
Общий счет пострадавших священнослужителей и мирян идет на сотни тысяч. По разным оценкам, их было от 500 тысяч до миллиона. Более 400 архиереев подверглось репрессиям, из них свыше 300 архипастырей было казнено. В период (1918-1940) организация православной церкви была разрушена, ее лучшие кадры уничтожены, богатства, хранящиеся в храмах и монастырях, расхищены. Это разве не гонение. А планы по полной ликвидации религии, которые проводили через общество «Безбожников» - это не гонение. А то, что перед войной остались единицы действующих церквей, и при этом все монастыри были закрыты. Это не есть гонение. Заблуждаетесь. Вопрос стоял очень серьезный, и большевики планомерно шли к своей цели, созданию общества атеистов. Война помешала довести эти планы до конца. Более того, пришлось возродить коллаборационистскую Русскую церковь
4.Разбирая действия митрополита Сергия Староградского, Вы забываете о главном руководителе этого процесса - ОГПУ, которое проводило в жизнь решение властей в середине 20-х годов о создании контролируемой властью Церкви, во главе которой должен был встать идущий на сотрудничество с властями иерарх. Таким оказался митрополит Сергий Староградский. Через 10 лет власти перешли ко второму этапу – полному уничтожению религиозных обществ, и стали избавляться по одному от назначенных иерархов.
5. "Крот" мог находиться только в патриархии, где в ту пору работали только митр. Сергий и его секретарь. Судите сами, насколько были связаны патриархия и 6-е отделение ОГПУ. Эта связь, кстати, сохранилась и в послевоенные годы, когда, к примеру, ректор московской духовной академии делал подробные психологические портреты всех своих выпускников для сведения КГБ.
Это правильно. Официально среди священнослужителей был представитель КГБ, ответственный по делам религии. Через него шла вся информация наверх. Так было до 1991 года.
О том, как Сталин пришел к власти, поговорим позже, это другой вопрос. И давайте не будем говорить, кто больше прочитал книг, и чей собранный материал обширней и многосторонней.
Всего наилучшего
Гелий Николаевич.

Гелий Клейменов   12.11.2012 13:34   Заявить о нарушении
Обиделись, Гелий Николаевич?
Напрасно, совершенно. Тем более, что в мыслях не было вас обидеть.
Насчет миллиона репрессированных - это вы погорячились. Всего в России до революции было 60 тыс. приходов. Духовенство насчитывало 120 тыс. чел. Изрядная часть эмигрировала, создав Зарубежную РПЦ. Вычтите и тех, кто снял с себя сан и растворился в мирской среде. Холокоста никак не получится.
По сведениям одного из епархиальных вестников конца 1919 года, на тот момент репрессиям из числа духовенства подверглось не более 2 тыс чел. И это в то время, когда красный террор был уже объявлен и счет погибших от рук большевиков шел на сотни тысяч.

Вы пишите: Никакой ящик пандоры РПЦ не открывала, тем более коммунистический, ее иерархи сразу подверглась резким гонениям.
Отсылаю вас к историку Михаилу Бабкину, который подробно описал роль церкви в революции 1917 года. Там были и публичные отпевания "безвременно сгинувших пламенных революционеров", и крестные ходы с красными знаменами - предтечи будущих демонстраций, и молебны во здравие "благоверного Временного правительства". Там было и знаменитое признание архиепископа Уфимского (члена Синода) прокурору красной республики в том, что коммунизм и христианство - это по сути одно и то же. Почитайте, получите удовольствие.
Я, грешный, тоже писал на эту тему. Есть у меня опус "Развод по-христиански". Буду крайне польщен, если раскритикуете.
Но, главное, не обижайтесь. Непримиримость - плохой советчик для исследователя. Вы же ищете истину, а не источник пафоса, не так ли?
С уважением.

Андрей Новоселов   13.11.2012 05:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.