Учителям иностранного языка

                Учителям иностранного языка

 Как-то прочла статью «Когда в школах будет такой уровень преподавания иностранного языка, чтобы выпускники реально заговорили» и  согласна с мнением автора, что методика преподавания английского языка не отвечает запросам времени, даже в наших школах с языковым уклоном. Из  многолетнего опыта работы с детьми могу рассказать, почему это происходит.

    Сейчас ввели для контроля знаний учащихся тестирование. И чтобы из четырёх предложенных в тесте вариантов ученик смог выбрать один,  правильный, для этого учителем должна быть проведена с учениками большая подготовительная работа. А если её не было, тогда и учитель и его ученики находятся в момент тестирования в стрессовой ситуации.

Учителя и ученики, пока работают и учатся в школе, всегда находятся в стрессе. Они оба как бы находятся между кувалдой и наковальней. Директор требует от учителя хороший результат ответов учеников, а родители ждут от учителя хороших оценок знаний своих чад. Учитель ругает ученика за плохую подготовку дома, а родители ругают, даже бьют ребёнка,  за двойки. А ведь всего этого можно избежать, если учитель сам научиться нетрадиционной методике обучения детей, научит учеников учиться  с увлечением и радостью, а в результате они выходят на хороший результат, на свободное говорение на иностранном языке.

   Применяя традиционную методику, по которой нас раньше учили учителя в школе иностранному языку, дети не заговорят на английском языке. Попытаюсь путём результатов исследовательской работы в этом плане показать наглядно. Исследования проводились в школах Москвы среди тысячи учеников, показавших такой результат по запоминанию изучаемого материала:         7  -  14  -  28

   7 раз ученику, с интеллектом выше среднего, нужно повторить один и тот же материал, чтобы он остался в памяти. 14 раз проговаривая слова или формулы, ученик  со средним интеллектом запомнит их. Таких детей называют «зубрилки». Но есть дети, интеллект которых ниже среднего, а их в эти годы становится всё больше и больше. А директор школы требует от учителей хороший результат и от них. А где его взять? Так вот этим ребятам нужно слова или предложения осмысленно повторить 28 раз, тогда на следующем уроке они ответят хорошо. Но кто из них будет повторять одно и то же столько раз? Один раз прочтёт дома домашнее задание и со спокойной совестью идёт в школу. У доски же он ничего, конечно, не вспомнит и уже слышит: «Садись! Два». В ответ слышно: «Я учил, я учил…». Знакомая картина?

  Просматриваются ли эти цифры у учителя, применяющего традиционную методику в работе с учащимися над иностранным языком или в другом ас-пекте. Посмотрим этапы урока. 1. Учитель проверяет домашнее задание, работая с одним учеником, остальные сидят молча. Второй этап: учитель объясняет новый материал у доски, дети слушают и молчат. А молча, речь не разовьёшь! Да и слушает ли его каждый ученик или мысли далеко от урока, - учитель не знает.  Третий этап: учитель вызывает ученика к доске, и они вместе по наводящим вопросам повторяют сказанное учителем, выполняют упражнение. Четвёртый этап: учитель работает со всем классом,  призывает и других учеников выразить своё понимание изучаемого материала. Конечно, всем понятно, о чём речь шла. Но одно дело понять, совсем же другое – запомнить. Запомнить на уроке могут из класса два-три одарённых ученика, остальные должны работать над запоминанием дома, если учитель работает по этой методике, дети не заговорят на иностранном языке, и у них хороших знаний предмета не будет. Потом выполняют ещё упражнение самостоятельно. А тут уж и уроку конец, дети получают домашнее задание. А на следующем уроке то же самое, только с новым материалом. Новый материал поджимает, теснит на каждом уроке. Получается, что учитель прорабатывает с детьми один и тот же материал пять-шесть раз, когда использует традиционную методику, значит, он работает на сильного ученика с хорошей памятью, а остальные - уж как получиться.

   Когда ко мне на урок приходили новые ученики, я сразу знакомила их с результатами исследований, озвучивала цифры, просила их определиться, к какой группе они себя отнесут. Большинство из них завышали свои способности. И мы тут же проверяли это, вовлекая всех в работу, используя игровые формы обучения. Уже через три минуты игры выходила на результат, и каждый видел, кто есть кто. Нацеливала их на то, что они должны получать у меня только «пятёрки» и «четвёрки», что «троек» я не люблю. Конечно, ученики удивлялись. Ведь иной раз они слышали от учителей, что больше «тройки» он у них не получит.

   И чтобы выйти на хороший результат, чтобы не испытывать страха в душе перед контрольным тестированием, перед контрольным срезом, проводимым администрацией школы, я использовала в работе нетрадиционную методику, опираясь на КСО – коллективный способ обучения. Здесь поработав индивидуально с каждым учеником, каждый ученик становился учителем своих одноклассников. Уже они все всех учили в парах сменного состава, а я со стороны наблюдала за ходом обучения, помогала, где надо. О принципах, приемах, средствах, формах я писать не буду.

   Однажды пришла ко мне завуч на урок в восьмой класс. Этот класс был для меня новый, так как я переехала в другой микрорайон, перешла работать в школу ближе к дому. Детей ещё не знала. Начала урок с двухминутной разминки, где ученики учили своих товарищей, называть поговорки на иностранном языке в парах сменного состава, стоя у доски. Затем они выстроились в один ряд и назвали то количество поговорок, которое запомнили. Если запомнили три изречения – это уже хорошо. После прослушивания завуч тут же встала с последней парты и в недоумении выкрикнула: «Посмотрите на Пескова! У меня на уроке русского языка я уже второй год в восьмом классе не могу от него услышать слов по-русски, а тут он на иностранном языке заговорил!» Высокий переросток Лёша Песков опустил от смущения голову. Лёша назвал пять поговорок и изречений. Это только две минуты от времени урока заняла разминка. 

Используя на уроках КСО,  все ученики находились в постоянной загруженности. Скучать, смотреть в окно времени не было. Каждый отвечал за тот материал, которому он должен научить товарищей.  Ведь урок можно считать тогда хорошим, в течение которого 70% времени отводится для работы на уроке ученикам, а 30% - это время учителя. В конце урока все успевали выполнить домашнее задание, поэтому дома они могли приготовить только понравившуюся им картинку для монолога или диалога. Всё остальное выполняли в классе на уроке.

  Руководитель института  усовершенствования учителей привозил ко мне на открытые уроки учителей иностранного языка из всех школ области. Они присутствовали на моих уроках, начиная  с первого по шестой. Я раскрыла им все приёмы и средства обучения и слышала хорошие отзывы присутствовавших учителей. Но уже из коридора, после того как они покинули кабинет, донеслось до меня: «Нет, я так не смогу. Я буду учить так, как меня учила в школе моя учительница». Сработал стереотип. Не хотят отдельные учителя иностранного языка перестраиваться.  Другие же учителя приезжали ещё самостоятельно, благодарили меня за то, что научила их новым приёмам, ещё присутствовали на уроках, чтобы обогатить свои знания и умения, перенять опыт работы и в лингафонном кабинете. Сейчас появились компьютерные программы по иностранному языку для использования их на уроке. Нахожу, что сначала должна пройти предварительная проработка изучаемого материала в группах с использованием КСО.

   Можно ли использовать эту методику на уроках по другим предметам?  Приведу только один пример. Как-то в  школьной столовой сидела я после уроков за одним столом с учительницей группы продлённого дня. Та сетовала на то, что дети из класса коррекции никак не могли запомнить даты по истории. Я ей посоветовала нарезать карточки, написать с одной стороны даты, а с другой стороны написать имя царя или, какое в этом году было событие.  Нужно поставить учеников друг против друга, в две шеренги,  и пусть озвучивают свою карточку всем, кто будет при движении в разные стороны к ним подходить. А при повторном движении свою карточку отдавать тому, кто стоит против него, меняться карточками. Все карточки были задействованы. Все дети были в движении. Надоедает им сидеть на уроках без движения. Потом учительница собрала карточки и  вслух называла дату, а дети одновременно называли событие этого года. Если мало голосов при ответе, повторяли вышеописанный приём  ещё раз. За очень короткое время все дети усвоили материал. На следующем уроке истории учительница присутствовала, но предварительно попросила учительницу истории «погонять учеников по датам».  Каково же было её удивление, когда она увидела «лес поднятых рук», услышала правильные ответы. – Как Вам удалось выучить всё это с ребятами? Уже конец второй четверти, а я не могла добиться от них таких результатов. – Мы всё это выучили за двадцать минут, - ответила учительница группы продлённого дня.

Посредством многократного, осмысленного проговаривания в памяти остаётся информация. Хочу заметить, что весь полученный мной опыт работы с детьми в обучении иностранному языку по нетрадиционной методике я приобрела посредством самообразования. 
               
   


Рецензии
Прочитал с большим интересом, потому что знаком с работой разных преподавателей немецкого языка, да и сейчас посещаю курсы.
С уважением.
Владимир

Владимир Врубель   22.09.2013 21:43     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.