Cлово о Чуковском
Корней Иванович Чуковский(литературный псевдоним Николая Васильевича Корнейчукова) прожил большую, интересную и нелегкую жизнь. Он был публицистом, переводчиком, литературоведом, мемуаристом. Но больше всего он известен в мире как выдающийся детский писатель. В литературу его ввел близкий друг по одесской гимназии, журналист Владимир(Зеев) Жаботинский, впоследствии ставший крупным политическим деятелем. При его содействии с 1901 года Чуковский начал писать статьи в газете «Одесские новости». Через два года его отправили в командировку в Лондон, где он основательно ознакомился с английской литературой. Важным этапом в жизни Чуковского была его жизнь в течение 10 лет в финском курортном местечке Куоккала, вблизи Петербурга. Там он познакомился с Репиным, Горьким, Короленко, Маяковским, Ахматовой и другими писателями и художниками. В Куоккале он начал создавать рукописный юмористический альманах «Чукоккала», с автографами и рисунками знаменитых современников. Этот альманах Чуковский вел до самых последних дней своей жизни(факсимильное издание его вышло в 1979 году). В эти же годы он писал едкие и остроумные статьи, в которых громил бульварную литературу(Лидия Чарская, Анастасия Вербицкая и им подобные) и защищал талантливых поэтов футуристов.
С 1917 по 1926 годы Чуковский создавал многотомный труд о жизни и творчестве Некрасова. Книга «Мастерство Некрасова» вышла только через 26 лет после ее написания и еще через 10 лет была удостоена Ленинской премии. Как переводчик Чуковский прославился переводами Марка Твена, Оскара Уальда, Редьярда Киплинга,Уолта Уитмена.
Увлечение детской литературой принесло Чуковскому не только признательность миллионов читателей разного возраста, но и массу неприятностей. В те времена, в 20-30-е годы в педагогике безраздельно властвовала педология – лженаука, беспощадно боровшаяся и уничтожавшая те произведения, которые «приносят вред юным пролетариям». Чуковского – как и многих других детских писателей – просто не печатали и запрещали. С гневной критикой на него обрушилась Крупская:"Такая болтовня - неуважение к ребенку. Сначала его манят пряником - веселыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдет бесследно для него. Я думаю, "Крокодил" ребятам нашим давать не надо". Критика этой больной и старой женщины, возомнившей себя советским Песталоцци, была в СССР равносильна приговору суда. Кроме того, в стихотворении «Тараканище» некоторые сверхбдительные товарищи усмотрели явный намек на вождя. В среде партийных критиков возник термин «чуковщина». И Корней Иванович должен был написать в «Литературную газету» письмо с отречением от сказок и обещанием создать сборник под более подходящим и современным названием «Веселая колхозня». Но, тем не менее, его шедевры – «Доктор Айболит», «Телефон», «Крокодил», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», книга «От 2 до 5» и другие все равно пробили себе дорогу к читателю и живут в народе до сих пор.
В последние годы своей жизни Корней Чуковский – всенародный любимец, лауреат Ленинской премии, доктор филологических наук, удостоенный степени Доктора литературы Honoris causa Оксфордского университета , автор многочисленных книг, художественных мемуаров и дневников, которые он вел с 1901 по 1969 год. Вместе с тем,он поддерживал тесные контакты с рядом диссидентов(Солженицын, Бродский, Литвиновы). Выдающейся правозащитницей, которую он поддерживал, была его дочь, писательница Лидия Чуковская, автор публицистических книг «Процесс исключения» и «Открытое слово». Корней Чуковский не подписал ни одного письма, порочащего того или иного писателя. Он не участвовал в разбирательстве дела Бориса Пастернака, но зато нашел в себе смелость явиться на его похороны. Много лет Чуковский жил в поселке Переделкино(под Москвой), постоянно встречался с детьми, устраивал им костры и встречи с выдающимися людьми. Теперь в его доме библиотека-музей Корнея Чуковского.
Свидетельство о публикации №212030401798