Самуил Маршак или письмо к любимому

САМУИЛ МАРШАК ИЛИ ПИСЬМО К ЛЮБИМОМУ
В Кирьят-Оно, что недалеко от Тель-Авива, живут наши семейные друзья Ида и Илья Ямщики.
Ида, - натура деятельная. Была в своё время председателем еврейской общины в Севастополе, да и здесь не сидит сложа руки. Лет ей...
Но я пишу о ней, но не сегодняшней, а о той, которая носила ещё фамилию Зингер, а Илье, - потенциальному жениху своему! -писала нежные письма.
Одно из таких писем, - с самой малой редактурой и сокращением! - я и хочу поместить в своей книге. Датировано оно двадцать вторым октября 1951 годом:

“Родной мой Изенька!
Сегодня один из счастливейших дней в моей жизни...Знаешь, Изька, я сегодня была у Маршака...Слышишь, Изька , я с ним говорила, здоровалась за руку, а прощаясь - целовалась.
Но, солнышко, всё по порядку...
Позвонили. Дверь нам открыла очень симпатичная немолодая женщина с приветливыми и умными глазами. Протянула нам руку, - мы пришли втроём! - поздоровалась и провела в гостиную:
- Самуил Яковлевич, - сказала она, - болен и не знаю, сможет ли он вас принять. На днях с ним случился сердечный приступ, вызывали неотложку. Но, несмотря на свои болячки, работает сутками. И ему, - это моё мнение, - полезно будем немножко оторваться от своего изнурительного труда. Но надо бы самого спросить!
И с этими словами она вошла в кабинет Самуила Яковлевича. Минуту, не больше, там провела и тотчас вышла.
- Самуил Яковлевич рад вас видеть! Только не утомляйте его очень...
Вероятно, мы вошли в гостиную: мягкая мебель, ковры на полу, люстра огромных размеров... Женщина, - корю себя, что не запомнила её имени-отчества, - ещё раз попросила не задерживаться у Маршака и провела в его кабинет.
Что сразу бросилось в глаза - книги. Они были везде! Даже там, где по нашему разумению и быть не могли.
И огромный стол был сплошь завален, - более точного слова и не подберу! - рукописями, книгами, бумагами...Включённая настольная лампа высвечивала центр стола, на котором виднелись несколько листков и на них было что-то написано, видно было, что перед нашим приходом он что-то писал!
На минутку даже стыдно стало, что мы отвлекаем этого великого человека от его трудов праведных. Даже строчки всплыли стихотворные, но, почему-то Лермонтова:

Как знать,
быть может те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья,
А чем ты заменила их...

Но молодость жестока, выложи нам самого лучшего поэта на блюдечке с золотой каёмочкой и всё тут!.. Это я только сейчас поняла, любимый мой, а тогда, в маршаковском кабинете я так не думала...
Навстречу нам поднялся из кресла полный мужчина, среднего роста, с лицом немного рябоватым и обрюзгшим. Но на этом знакомом по портретам лице, живые, умные глаза. И эти глаза доброжелательно смотрят на нас из-под очков.
Маршак протянул руку, - рука плотная и одновременно мягкая, - чтобы поздороваться с нами. А, когда он произнёс слова приветствия, - дыхание его прерывалось, и тут мы, - я! - только осознала, что Он действительно тяжело болен и...стар.
Изенька, неужели и мы когда-нибудь состаримся и будем такими же беспомощными?
Маршак жестом усадил нас в кресла и...стал читать нам по рукописи огромные куски из будущей своей детской книжки.
Читал он плохо, но вдохновенно, изредка поглядывая из-под очков на наши физиономии, словно хотел узнать, как её встретит будущий широкий читатель.
По всему было видно, что ему собственные стихи очень нравятся:”правда, это очень удачное место!?”, “Хорошо, правда!?”...
Честно признаться, я, глядя на Маршака, не задумывалась об отдельных строках - музыкальность строф, свойственная этому поэту, убаюкивала. И я, признаюсь, Изенька, ты только не ревнуй, смотрела на него с телячьим восторгом и влюбленностью...
Самуил Яковлевич читал нам множество стихов и долго-долго. А, когда окончил чтение своей рукописи, стал рассказывать нам о значении музыкального слога в стихах для детей, для доказательства своих слов, прочёл стихи Александра Пушкина, Роберта Бернса, Вильяма Шекспира...
Наговорившись вволю о великих, перешёл к вечному - стал рассказывать о своих внуках. Особенно о самом малом - пятилетнем Гульке..

“Когда я приезжал на дачу, - рассказывал Маршак, - ребятишки бежали за мной и кричали: “Гулькин дедушка приехал! Гулька был более знаменит, чем его пишущий дед!”..

Я попросила у него рукопись и тут же стала переписывать его стихи, - вкладываю их для тебя, в качестве приложения!
Изенька, милый, я так мечтала, чтобы ты в эту минуту был рядом со мной!.. Но тебя не было...
А потом, - через несколько часов! - мы стали прощаться и он стал спрашивать нас: кому что подарить... Мне он подарил томик своего “Избранного” и надписал:

“Дорогому товарищу по работе над книгой - Иде Зингер. С пожеланием счастья и успехов.
С. Маршак
22 - !Х - 1951 г.
Москва”

Дальше - личное. Но мне бы хотелось расшифровать надпись на книге, а именно такие строки:”...товарищу по работе над книгой”.
Дело в том, что Ида Зингер училась в то время в Московском полиграфическом институте, а практику проходила как раз в том издательстве, где и печаталась эта маршаковская книга.
Когда Ида Зингер покинула Москву, писала Маршаку письма, а он ей отвечал. Вот одно из писем, :

“МОСКВА.
9 апреля 1953 г.
Дорогая Ида Зингер.
Простите, что так долго не отвечал на Ваше теплое письмо. За это время я много болел, и болезнь помешала мне исполнить Вашу просьбу. Когда вышел мой двухтомник, я находился в санатории и не успел приобрести ни одного экземпляра своих же книг. Надеюсь, что двухтомник будет переиздан, и тогда я смогу послать Вам его.
От души благодарю за добрую память и сердечные слова.
Желаю Вам успехов и счастья.
С. Маршак.”

Ида Зингер-Ямщик таки вышла замуж за своего Изеньку, - между прочим, ставшего вторым лицом на крупнейшем в Европе Севастопольском Морском заводе! - родила ему двух детей-красавцев, закрутилась с ними и с мужем, - любила она его и сейчас любит! - но два томика второго издания, о котором писал Самуил Маршак, приобрела. Собиралась поехать в Москву, - уже созвонилась с ним! - чтобы взять автограф, но...не успела: Самуил Яковлевич Маршак скончался в 1964 году.

И поняла Ида Зингер-Ямщик главное: никогда и не при каких обстоятельствах, нельзя откладывать встреч.

+++
В этом – в 2003 году - её «Изенька» Илья Ямщик скончался от болезни, которая не лечится - и эта публикация в интернете, - ВЕНОК НА ЕГО МОГИЛУ.

СПИ СПОКОЙНО, РОДНОЙ НАШ, ИЛЬЯ ИОСИФОВИЧ ЯМЩИК, НЕ ТОЛЬКО РОДНЫЕ ТВОИ - ЖЕНА, СЫН,ЗЯТЬ, ВНУКИ - СКОРБЯТ О ТЕБЕ, НО И ВСЕ ТЕ, КТО ВСТРЕЧАЛСЯ С ТОБОЙ ПРИ ЖИЗНИ.

© Copyright: Михаил Лезинский, 2003
Свидетельство о публикации №2309280116

+++                ++++                +++

Рецензия на «Самуил Маршак или письмо к любимому» (Михаил Лезинский)

О МАРШАКЕ РАССУЖДАЕТ ПИСАТЕЛЬ МАТВЕЙ ГЕЙЗЕР . Публикуется в сильнлм сокращении .

3 ноября – 120 лет со дня рождения С. Я. Маршака

ПРАВО НА БЕССМЕРТНЫЙ МИГ
(Заметки о С.Я. Маршаке)

О творчестве Самуила Яковлевича Маршака написано множество не только статей, но и диссертаций, исследований, книг. И все же утверждать, что Маршак, при всей его известности, - поэт изученный, прочитанный, было бы ошибкой. Литературовед Бенедикт Capнов, автор книги "Самуил Маршак" (М., 1965), пишет: «Место, которое занимал Маршак в литературоведческой "табели о рангах", определилось давно. Это было весьма достойное место, и со смертью поэта оно не стало менее достойным». Думаю, что это не совсем так. В конце 80-х - начале 90-х годов отмечались столетние юбилеи А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака, О.Л. Мандельштама. Многочисленные телепередачи, публикации в прессе явились прелюдией к вечерам, которые с подчеркнутой помпезностью были проведены в Большом театре и отмечены присутствием членов Политбюро ЦК КПСС, тогда еще существовавшего. Столетие со дня рождения С.Я. Маршака отмечалось 3 ноября 1987 года сравнительно скромно: вечер в Колонном зале, из высокого начальства - лишь представители министерства культуры и ЦК ВЛКСМ, несколько статей в печати - вот, пожалуй, и все. Быть может, пышные празднования юбилеев Ахматовой, Пастернака, Мандельштама явились попыткой властей предержащих "отдать им должное" хотя бы после смерти, а по отношению к Маршаку считалось, что ему все дано было при жизни: пять Сталинских и Ленинская премий, ордена; он даже ни разу не был "толком" репрессирован. Впрочем, и это распространенное мнение несколько ошибочно. В статье "Черные дни в жизни Маршака", написанной бывшим главным редактором "Детгиза", замечательным человеком Борисом Исааковичем Камиром, рассказано, как Анатолий Софронов и его команда, активные "борцы с космополитизмом", замахнулись на детских писателей: «Чтобы покруче доконать издательство, рядом с "безродными космополитами" появилась "обойма". "Обойма", дескать, всем завладела и близко никого не допускает... В центральной печати появился памфлет:

А входил в обойму кто ?
Лев Кассиль, Маршак, Барто.
Шел в издательстве косяк:
А. Барто, Кассиль, Маршак.
Создавали этот стиль -
С. Маршак, Барто, Кассиль.

Подошла очередь, и на Поварской (Союз писателей. - М.Г.) взялись за Комиссию по детской литературе Союза писателей. Ее возглавлял Маршак. На этот раз отличилась "Учительская газета" (№15, 26.02.1949). Обзор о критиках и критике в детской литературе скалькирован с "Правды": "...с особой пристальностью следует приглядываться... к попыткам в отдельных случаях столкнуть ее (детскую литературу. - Б.К.) на враждебный нам путь космополитизма и гурманского эстетства"». Это не первый случай, когда жизнь Маршака повисает на волоске. В 1937 году было закрыто созданное им детское издательство в Ленинграде и репрессированы лучшие его воспитанники - Д. Хармс, А. Введенский, Н. Олейников, Н. Заболоцкий. Сталин, по только ему одному ведомым причинам, отменил казнь Маршака. В пору же "борьбы с космополитизмом" от казни Маршака спасла смерть вождя - сегодня уже известно, что 13 марта 1952 года было принято постановление начать следствие (а чем оно завершилось бы, можно себе представить!) против лиц, чьи имена фигурировали во время допросов по делу Еврейского антифашистского комитета. Надо ли сомневаться, что имя Маршака упоминалось там не однажды?.. ...И в наши дни имя Маршака по каким-то совершенно непонятным причинам затушевывается. Составитель "Антологии русской поэзии XX века" ("Полифакт", Минск-Москва, 1995) Евгений Евтушенко не нашел в своем огромном томе места для стихотворений С.Я. Маршака, хотя в сборнике представлены более 800 поэтов. Странно, что в антологии, именуемой "Итоги века", оказались "забытыми" стихи Маршака, так высоко оцененные Анной Ахматовой, Максимом Горьким, Мариной Цветаевой. Может быть, Евгений Александрович так поступил в знак "благодарности" за стихотворение Маршака "Мой ответ Маркову"? Не многие отважились защитить молодого Евтушенко после его "Бабьего яра", а Маршак написал тогда:

Был в царское время известный герой
По имени Марков, по кличке "второй".
Он в Думе скандалил, в газете писал,
Всю жизнь от евреев Россию спасал.
Народ стал хозяином русской земли
От Марковых прежних Россию спасли.
И вот выступает сегодня в газете
Еще один Марков, теперь уже третий.
Не мог не сдержаться "поэт-нееврей",
Погибших евреев жалеет пигмей.
Поэта-врага он долбает ответом,
Завернутым в стих хулиганским кастетом.

Между тем в 1947 году, когда в Центральном доме литераторов отмечался шестидесятилетний юбилей С.Я. Маршака, "вождь" советской литературы А.А. Фадеев заявил: «Маршак идет в нашей поэзии именно по... пушкинской линии. Если искать родство его стихов с какими-нибудь стихами в прошлом, то они прежде всего родственны пушкинскому стиху (выделено мной. - М.Г.)! И пусть это парадоксальное мое утверждение не будет вами принято в том смысле: а что похожего у него на "Полтаву" или "Я помню чудное мгновенье"? Пусть это будет понято в том прямом и в то же время сокровенном смысле, в каком я сказал: творчеству Маршака присуща пушкинская ясность стиха, прозрачность, отсутствие литературщины, принятие стиха лишь тогда, когда он может с одинаковой ясностью и прозрачностью дойти до любого читателя». Эти качества, по мнению Фадеева, делают Маршака "...поэтом совершенно необыкновенным, незаурядным, исключительным и именно поэтому дают право называть его одним из лучших писателей и поэтов современности"... С.Я. Маршак родился 3 ноября (22 октября по старому стилю) 1887 года в Воронеже. В начале 1893 года большая семья Маршаков после длительных скитаний поселилась в Витебске, где жил отец матери Б.А. Гительсон, казенный раввин при губернаторе, талантливый учитель, одним из учеников которого был будущий скульптор М. Антокольский... В Ялте Маршак жил в 1905-1906 годах в семье Горького. О том, как это произошло, рассказал Яков Козловский в своей статье "Связь времен": "В теплый августовский день 1904 года на даче у Стасова, куда съехались Ф. Шаляпин, А. Глазунов, И. Репин, скульптор И. Гинцбург - близкий знакомый Льва Толстого, юный Маршак познакомился с Горьким и Шаляпиным. Хозяин дома, обняв Сама (так он называл с любовью Маршака), поведал гостям, что климат севера вреден для его молодого друга. Горький обратился к Маршаку: - Хотите жить в Ялте? Мы с Федором это устроим. Верно, Федор? - Непременно устроим, - весело отозвался Шаляпин. Через некоторое время Горький вызвал Маршака в Ялту". В 1906 года по возвращении в Петербург Маршак познакомился с активным деятелем движения "Поалей Цион", революционной организации молодых еврейских рабочих-сионистов, И. Бен-Цви. В дальнейшем И. Бен-Цви стал президентом Израиля (1952 год), а С.Я. Маршак - русским поэтом. Но тогда, в 1906 году, под влиянием своего старшего друга Маршак перевел гимн еврейского рабочего движения "Клятва", автором которого был еврейский писатель С. Ан-ский; в различных изданиях он печатал стихи на еврейскую тему - "О, рыдай", "Инквизиция", "Песня скорби"; в 1907 году в Вильнюсе в газете "Азман" ("Время") были опубликованы два его стихотворения на иврите... Так уж судьбе было угодно, что путешествие на Святую землю подарило Маршаку истинную любовь... Впечатления от этого путешествия явились для поэта продолжением его общения со Священным писанием и, несомненно, обогатили его душу, сделавшись источником для многих прекрасных произведений. Цикл "Палестина" состоит из пяти стихотворений, связующей нитью которых являются Библия и клочок земли, на котором создавалась сама Великая Книга и значительная часть истории человечества. Встреча молодого поэта со Святой землей навевает ему много мыслей и оживающих воспоминаний детства, связанных с отцом, погруженным в священные книги и приобщающим к ним сыновей, с витебским дедом - раввином, благодаря которому Маршак в ранние годы познал иврит.

...Не плиты предков гробовые
меня пленяли стариной:
восстав из праха, Иеремия
стоял в селенье предо мной.
И "Плач", что в день девятый аба
Отец мой медленно читал,
у скромной хижины араба
из уст пророка прозвучал...

О палестинском цикле стихов С.Я. Маршака в советское время мало кто знал... В 1915-м поэт публикует первые переводы из английской литературы. Англия подарила Маршаку абсолютное владение языком, но сам он считал, что расслышать, почувствовать особую прелесть поэзии народного языка можно только при условии крепких связей с родным. В двустишии "Переводчику" он формулирует завет переводческого дела так: Хорошо, что с чужим языком ты знаком, Но не будь во вражде со своим языком... Незадолго до своей кончины Самуил Яковлевич написал стихи:

Все умирает на земле и в море,
Но человек суровей осужден:
Он должен знать о смертном приговоре,
Подписанном, когда он был рожден...
И чуть позже:
Исчезнет мир в тот самый час,
Когда исчезну я,
Как он угас для ваших глаз,
Ушедшие друзья.
Не станет солнца и луны,
Поблекнут все цветы.
Не будет даже тишины,
Не станет темноты...
Нет, будет мир существовать,
И пусть меня в нем нет,
Но я успел весь мир обнять,
Все миллионы лет...

Михаил Лезинский   04.11.2007 01:05   •   
+++

Тема Маршака мне очень близка.
Пыталась в интернете найти что-то о его жизни и творчестве, но в основном это дежурные статейки в энцеклопедиях.Спасибо! Может еще что-то имеется?

Юля Рудакова   11.05.2005 16:01   • 
+++
Спасибо , что прочитали . Есть у меня ещё кое-что здесь же на Прозе - "В ПОИСКАХ СИНЕЙ РОЗЫ" и о "ПАУКЕ ПАУКОВИЧЕ"... По-моему там другое название - я много чего накопил за жизнь , теперь вот открыл для себя интернет ... И не верится , что всего полтора года прошло , кажется уже сто лет...
Здоровья вам и успехов

Михаил Лезинский   12.05.2005 02:25   
+++
Обязательно прочитаю и эти произведения!

Юля Рудакова   12.05.2005 20:49   
+++

А я и не знала, что вчера у С.Я. Маршака был день рождения. Заглянула к себе в ЖЖ, прочитала ваше сообщение, Михаил. Спасибо вам за то, что помните сами и не даёте забывать нам.

И пусть будет пухом замля на могилах всех, кого мы любили...

С любовью,

Анастасия Галицкая   04.11.2004 15:31   •   
+++
Да я и сам не помнил, но мне напомнили, - героиня этого рассказа позвонила, я и вспомнил...А, что касается твоей фразы: " Пусть будет пухом земля на могилах всех, кого мы любили..." Так я к ней присоединяюсь все фибрами своей души.
Будь здорова, Анастасеюшка.

Михаил Лезинский   05.11.2004 01:20   
+++

Написано живо, передано с чувством.
Если эта байка на самом деле правда, то еще штрих из жизни замечательного Писателя и Поэта, замечательного для всех, не глядя на его неарийское происхождение. Классик, переживший советию.
С пожеланием крепкого здоровья и творческих успеъхов, Ваш земляк, Иегуда
Утешителин   07.12.2003 17:53   •   
+++
Всё чистая правда - я ничего никогда не выдумываю! Я, как скульптор, который сказал, когда его спросили, как ему удаются такие замечательные статуи, вырубленные из грубого камня?:"... Отсекаю всё лишнее" - ответил скульптор.
Я, в отличие от скульптора, не считаю что мои опусы совершенны! Но я работаю по его методе и отсекаю от прозы жизни всё лишнее!
Могу дать её электронный адрес, если пожелаете.
Встречный вопрос: как прикажете понимать фразу: "...не глядя на его неарийское происхождение"?..
Михаил Лезинский.

Михаил Лезинский   07.12.2003 19:14 
 +++
Вы спрашиваете, как наивная девочка...
Вероятно, не знаете, что такое пятый пунктик?
Можете у меня почитать.
Говорят именно за это и был отключен (крепкое и красивое слово, это как отключают агонирующего больного от аппаратов) на какое-то время, да и вновь восстановлен УСЛОВНО.
С наилучшими пожеланиями, Иегуда

Утешителин   07.12.2003 20:24   
+++
Я не наивная "девочка", я не подбираю себе ни читателей, ни писателей, ни друзей по пятому пункту, я - всепунктный! У меня в друзьях - избранные "земляки" - живые и мёртвые от живого Игоря Губермана до, - покинувшего этот мир! - юкагира Семёна Курилова, от живого грузина Эдуарда Угулавы до покойного еврея Бориса Шейнина ...
А вы - пятый пункт, пятый пункт...
Желаю успехов
Михаил Лезинский.

Михаил Лезинский   07.12.2003 23:06   
+++
Космополит, что ли?
Или замполит?

Erik Mendel   08.12.2003 13:19 


Рецензии