Сигизмунд Кржижановский. Грайи
Навсегда ли?...
Самое замечательное в текстах Сигизмунда Кржижановского, - и, причем, другое самое замечательное, что любых его текстов: будь то художественная проза (а есть большое и, наверное, очень правильное предположение, что все его тексты - это и есть большая художественная проза), публицистика в виде эссе, трактатов и всевозможных статей, мыслезаписи (по большей мере, хоть и нереализованные замыслы, но с выделением центра кристаллизации, для дальнейшего разработки и реализации смысла) - это то, что их чтение сродни получению второго высшего образования. Обосную:
Стоило только прочитать одно название этого рассказа, как с книжной полки уже попросились в руки, поближе к глазам, 1000 и одна страница "Мифов Древней Греции" Роберта Грейвса, услужливо распахиваясь разделом "Чудовища", который как раз начинается главой 33 "Дети моря". И от любознательных греков, и их талантливого транслятора, узнаем, что грайи - это дети Кето и Форкия, т.е. Форкиды, к числу которых относятся и горгоны (Сфено, Эвриала и Медуза, с которой однажды возлежал Посейден, и которая за это страшно поплатилась...), и Ехидна, и Ладона... А седые грайи, их тоже троица, - это Энио (воинственная), Пемфредо (оса) и Дино (ужасная). Один зуб, и один глаз на троих - эллинские боги были иногда подозрительно щедры, - ну да это видно было необходимо, что бы наш мир стал таким, каким он стал.
А что до самого Форкия, то это мужская ипостась женская имени - Форкида - богиня-свинья, пожирающая трупы... (отсюда и латинское имя Орка из Гадеса, - орки из ада...)
А дальше? - а дальше истинное, хотя местами и не столь чудесное, жизнеописание единственного и потерянного глаза грай, напросившееся в "расщеп пера" к Сигизмунду Кржижановскому: от Олимпа, до нас...
Свидетельство о публикации №212030400487