Правдивая история о Святополке. Эпизод 29

Лесь понимал, что одной книжной мудростью и изучением первоисточников не добиться полного охвата реалий того времени, чтобы полностью воссоздать картину событий, конечно общение и с лицами духовного сана бы ему поспособствовало-причем с лицами из «мейнстрима» и «аутсайдерами». К этим разговорам нужно было подходить осторожно, потому что вопросы веры и политики-первые знаки неизбежного конфликта и расхождения во мнениях. Любой спор и любая полемика создавала почву для неверного понимания и кривотолков- поэтому рассчитывал на собственную интуицию и благоразумие.

Остановив черноризца, спешащего со стопкой книг, Лесь вспомнил как когда-то сам в военном училище был книгоношей и почитал это для себя за честь, за особое доверие.

- Хороший князь Ярослав, что скажете, задобрил, говорят он церковь? –но в устах Леся все равно звучало как провокация.
- Церкви строил, монастыри возводил.
-Да ладно вам, что он устроил -только четыре церкви поставил и один монастырь- все что можно пересчитать на пальцах одной руки.
С чего его возвеличивать?
-Ярослав  отстоял христианство- не допустил «реставрации» старого языческого «режима» - в этом его заслуга- а не в построенных зданиях-что толку в зданиях-когда службы некому вести и прихожан нету-пустые коробки –соты без пчел и меда. Ярослав положил начало русской митрополии вместе с основанием св. Софии. А это важнее многих построенных церквей- это своя митрополия. Ее первый русский по происхождению предстоятель Русской Православной Церкви Илларион был поставлен на митрополию в 1051 году собором архиереев по воле великого князя Ярослава Мудрого.
-Разве все эти чудеса одного его рук дело?
-Да, великий князь Ярослав построил за свою жизнь всего-навсего четыре церкви и начал строить один монастырь.  Даже  основная заслуга в строительстве Киево-Печерского монастыря принадлежит не ему, а его сыну Изяславу. В его правление  монастырь был пещерным, всего лишь начал существование, а активным центром по пропаганде и продвижению  христианства стал при преемнике- князе Изяславе Ярославовиче. Основатель монастыря преподобный Антоний, уроженец Любеча в Черниговской земле, принял постриг на святой горе Афон в Греции, по велению игумена возвратился на Русь и поселился в пещере, вырытой им в холме близ Киева. Когда  вокруг него собралось немало учеников и последователей, была вырыта большая пещера для устройства церкви и келий. Так возникла впоследствии прославленная Киево-Печерская лавра. Антоний покинул основанный им монастырь и переселился в новую пещеру в более уединенном месте и дал обет молчания.
-Я читал, что гласит летопись: «созда Церковь велику и предивну Святыя Софии, сиречь премудрости Божия, от камени по подобию Константинопольския, точию меньшую от нея, на месте том, идеже Печенегов победи, и украси ю всякою красотою, а при ней вежу (башню) сооружи, и верх позлати и врата граду каменныя, и Двери Златыя разоренныя от Болеслава обнови и направи ; на вратех же Церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы созда сея ради вины, да от тех врат всегда радость и благия вести к нему в град приходят молитвами Пресвятыя Богородицы и Святаго Архангела Гавриила, радости благовестника. Созда же и Церковь Святаго Великомученика Георгиа от камене, во имя себе от святаго крещения данное, по правой стране Святыя Софии, и Церковь и монастырь Святыя Ирины недалече от Святыя Софии».
-Церковь св. Софии в Киеве воздвигнута на том месте, где происходила самая жестокая, самая лютая сеча с печенегами. Кроме св. Софии, Ярослав построил в Киеве церковь св. Ирины в честь покровительницы супруги княгини Ирины, монастырь св. Георгия, Золотые ворота с церковью Благовещения. По указу великого князя Киевского Ярослава в Новгороде его сын Владимир в 1045 году воздвиг церковь св.Софии по образу Киевской, в меньших размерах.
-Есть еще один факт, незаслуженно обойденный вниманием. София Киевская-поднятая и воспетая в произведении «Диво» Павла Загребельного-по которой  в СССР в 1982 году был поставлен художественный фильм «Ярослав Мудрый» (по сценарию самого автора) не была построена по указу Ярослава. Исследуя надписи на его стенах «Софии Киевской», достоверно установлено, что этот храм начали строить при князе Владимире в 1011 году, продолжили при Святополке и только освятили при Ярославе, «ввели в эксплуатацию».
- Честь и хвала тому, кто участвовал в том, чтобы дать это «диво» людям.
- А как вы это объясните- про самую лютую битву с печенегами- под 1017 годом «Повесть  временных лет» содержит странное известие: «Ярослав пошел в Киев и погоре  церкви»? как-то не укладывается в общую линию поведения-строить то строил, просветительством занимался,  зачем тогда прежде разрушал? – вот вам практически дословно: "В год 6526 Ярослав пошел в Киев, и погорели церкви" (ПВЛ. Ч. 1. С. 296).
-Данные различных источников о количестве сожженных церквей в Киеве совершенно разнятся, оно колеблется от 400 до 600. Поверить в это не могут даже откровенные апологеты православия. Епископ Кирион, историк Ю. А. Гогельмейстер в работе  «Разыскания о финансах Древней Руси». Спб., 1853. С. 244.предлагали различные расчеты. Гогельмейстер привел следующий: он взял наименьшее количество дворов на одну церковь - 30. Получалось, что в Киеве 21 тысяча дворов, а если в каждом из них по 6-8 жителей, то население Киева превышало 150 тысяч человек, что составляло для тех времен невероятную цифру.
-В городе жило примерно 30 тысяч, потому получается, что на церковь приходилось 5 - 10 человек? Да и построить взамен 400 уничтоженных 4 церкви и один монастырь- несоизмеримо. Но что хочу сказать..Не было бы его воли-ничего этого бы не было. Если бы он просто плыл по течению. Дело спорилось при нем. Нужен был человек, который бы болел-радел душой за общее дело, сам работал «на износ».


Рецензии