Записки риелтора - Наследница

- ЗВОНОК! – строгий голос выдернул меня с интернетовского форума и вернул в офис.
- Чего хотят? – спросила я, быстро переключаясь в рабочий режим.
- Специалиста, - недовольно проворчала секретарь. Она творчески подходила к своим обязанностям, любила поговорить за жизнь с любым позвонившим и сразу предупредить дежурного, о чем будет идти речь. Только далеко не все отвечали ей взаимностью и спешили делиться своими проблемами. Такая скрытность всегда огорчала и обижала бывшую учительницу.
- Ладно, разберемся! – я сняла трубку и представилась.
- Мне надо быстро оформить квартиру брата в собственность и продать ее, - сказала без всяких предисловий женщина, - Сколько это будет стоить?

В дальнейшем разговоре выяснилось, что жительница Львова пани Берта, так она представилась, накануне приехала в столицу к старшему брату.
В Москве он жил давно, еще с войны. Работал в каком-то министерстве, купил двухкомнатную кооперативную квартиру, лет двадцать назад вышел на пенсию. Жил один, без семьи. Пока было здоровье, Микола, как называла его пани Берта, справлялся сам. Когда заболел и понял, что силы на исходе, обратился за помощью к сестре.
Она примчалась в тот же день, и едва распаковав чемодан и вымыв руки с дороги, устроила семейный совет. Брат, впрочем, не имел на нем права голоса. Они подумали, и пани Берта решила забрать Миколу к себе во Львов. Это было логично по многим соображениям.
Женщина жила одна в огромной родительской квартире. Замужем никогда не была, родственников не привечала, к тому же, несмотря на свои семьдесят лет продолжала работать на высоко-чиновнической должности. Бросать работу она не собиралась, надолго отрываться от нее было чревато – молодые да шустрые и подсидеть могли. Дома у нее была возможность и сиделку брату нанять, и лучших врачей к нему пригласить. А умрет, вот только не надо формальных слов, к тому идет, никуда не денешься, так похоронит рядом с родителями, и навещать могилку будет - в Москве кто к нему придет? Да, нет у него тут никого! Такая вот у них обоих судьба – бобыль да старая дева. Коммунисты советской закалки, патриоты, все о Родине думали, личную жизнь недосуг было устраивать.
На следующее утро пани Берта заказала билеты до Львова и на такси свозила чуть живого Миколу к нотариусу, где он написал на нее генеральную доверенность, затем в сберкассу, где он снял все свои сбережения. По дороге накупила газет, проштудировала рекламные объявления и села к телефону. Каким образом, обзвонив несколько агентств, человек останавливается на одном из них, для меня всегда было загадкой. Неисповедимы пути риелторов и их клиентов! Пани Берта пришла ко мне.

Кооперативные квартиры в собственности пайщиков изначально. Справка о выплаченном пае такой же правоустанавливающий документ, как договор купли – продажи. Но доказывать это чиновнице, которая «со своим юристом посоветовалась», пусть даже в другой стране, занятие бесперспективное. Прежде чем выставлять квартиру на продажу, пани Берта, во что бы то ни стало, хотела видеть свидетельство о праве собственности. Стало ей это в тридцать тысяч, но хозяин – барин. Я не очень сопротивлялась. Для меня десятка вовсе не лишняя.
За первый этап клиентка рассчиталась сразу, оформила на меня передоверие, вручила ключи от квартиры и чип от подъезда, попросила ничего не говорить соседям и укатила вместе с братом. Договорились, что когда все будет готово, вызову ее подписать договор купли-продажи.
Я собрала необходимые справки, и документы отправились на регистрацию. Чтобы не терять месяц, выставили квартиру в продажу. Покупатель нашелся быстро.
Но в день получения правоустановки, мне позвонила пани Берта и сообщила, что хозяин квартиры умер. Спасибо, что сообщила! И ее, и моя доверенность сразу стали недействительными.
Подумав, мы решили все же получить документы. Хоть это и было уже незаконно, но невелик грех. Главное, что дата на свидетельстве о праве собственности не была позже дня смерти.
А вот дальше – тупик. Покупателю пришлось отказать. Пока не будет оформлено наследство, ни о какой продаже не могло идти и речи.

Пани Берта передала мне с проводниками доверенность, выданную Львовским нотариусом. Доверенность была на украинском языке. Как и присланные затем по почте справки о смерти, захоронении, заявление о том, что других наследников нет и т.д. С каждой бумажкой мне приходилось идти в бюро переводов, платить, пусть и не такие большие, деньги и ждать, пока перевод будет готов.
Осталось взять копию финансово-лицевого счета. Хочешь - не хочешь, пришлось засветиться перед соседями. Старушки, знавшие хозяина Миколу еще со времен основания ЖСК, поохали, поахали, вытерли глаза платочками и заявили, что без председателя правления они такую важную бумагу ну, никак не могут выдать. Пришлось оставить свою визитку и уйти ни с чем.
Вечером позвонил Сам, и без обиняков предложил купить квартиру за полцены.
- А почему Вы решили, что она продается? – спросила я.
- Ну, не припрется же полячка в Москву жить? Ей и дома неплохо, - уверенно ответил мужчина.
- Жить, конечно, не будет, а сдавать вполне может! Аренда такой квартиры стоит больше, чем ее зарплата вместе с пенсией. Впрочем, сначала надо в наследство вступить.
- Так я и помешать могу! – усмехнулся мой собеседник.
- Что Вы имеете в виду? Не дать копию финансово-лицевого Вы не имеете права, - удивилась я, - Да и какой смысл мешать?
- А Вы… Наталья Михайловна… - видимо прочитал на визитке председатель, - Передайте пани, что я сказал. За бумагой завтра приходите.

- Да пошел он! – возмущенно сказала пани Берта, когда я позвонила ей и передала разговор с председателем, - Уже половину дома для своей родни скупил. Заходил к нам, когда я за Миколой приезжала, сидел, чаи распивал, предлагал квартиру ему продать, брат отказал, и я не продам.
- А как он помешать может? - это меня беспокоило намного больше, чем предложенная цена.
- Да слушайте Вы его! – презрительно сказала пани Берта и я живо представила искривленные в усмешке ее тонкие губы, - Обыкновенный шантаж.
- Шантаж на ровном месте не бывает.
- Еще как бывает! – настойчиво сказала моя клиентка, - Люди на все ради денег способны. Не обращайте внимания, Наталья. Скажите, что я не согласна и все.
На том и расстались.
- Ну-ну! – хитро прищурился седовласый председатель, выслушав меня. И привычным движением шлепнул печать,- Вступайте в наследство, там посмотрим.

Прошло около восьми месяцев, и собственницей кооперативной двушки в Москве стала пани Берта.
Я снова выставила квартиру на продажу.
Не успела выйти реклама, как ко мне подошел коллега:
- Говорят, у тебя в работе хорошая квартира есть. Расскажи. Я шурину ищу.
Я рассказала. Потом показала коллеге с шурином. Хорошее место, хорошая планировка, хорошее состояние. И за цену пани Берта не так уж держалась. Она согласна была отдать квартиру существенно ниже рынка, лишь бы продать быстрее и лишь бы в тайне от соседей. Договорились, что показы я буду объяснять поисками арендаторов, если кто будет интересоваться.
- Слушай, поговори с бабкой, может она еще сотню уступит? Мы тогда возьмем, - попросил коллега.
Я тут же, не выходя из квартиры, позвонила пани Берте. Она охотно согласилась.
- Хорошо, - сказала я, - Ориентировочно, сделка через неделю. Назначим точный день, позвоню.
- Проверять надо? – спросил меня коллега, - Или все чисто?
- Конечно, проверяй! – удивилась я вопросу, - Мое дело продать, твое – купить. С моей стороны все чисто, продать могу. А со своей смотри сам.

Дня через три я заступила с утра на дежурство.
Пока секретарь обновляла базы, сварила себе кофе. Зазвонил телефон.
- Тебя! – коротко сказала секретарь, переводя звонок.
- Кому это в такую рань неймется?! – я сделал глоток, и подняла трубку.
- Наталья, я в Москве, - интонация пани Берты была подчеркнуто официальна, - Встретимся в офисе в три часа.
- Откуда Вы взялись?! – опешила я, - Почему не сообщили, что приезжаете?! Меня же могло в городе не быть, не то, что в офисе.
- Будем считать, что мне повезло, - сухо ответила клиентка и положила трубку.
- И что это значит? – в полной растерянности смотрела я на коллег, - Пани моя явилась.
- Зачем?
- Понятия не имею! На сделку не вызывала. Ладно, придет и объяснит.

Я еще не знала, что это только начало веселого дня.
Ближе к обеду появился мой коллега, тот самый, что помогал шурину купить квартиру.
- Привет! – весело сказал он, громко хлопнул кожаной папкой о стол и уселся рядом с нею, - Угадай, откуда я вернулся?
- От любовницы, что ли? – поморщилась я. Не люблю демонстративных движений.
- Смешнее. От жены, - загадочным тоном ответил коллега.
- И давно она у тебя завелась? – поддерживать шутливый разговор мешали мысли о неожиданном появлении пани Берты, поэтому вопрос прозвучал вяло.
- Да не у меня! – коллега интригующе улыбнулся, - У твоего наследодателя. У Миколы свет батюшки.
- ЧТО??? – я уставилась на него, как на приведение, - Какая жена? Ни в одном документе ее и близко не было. И Берта говорила, что…
- Твоя Берта увела наследство от жены и детей брата.
- Так вот почему она от соседей шифровалась, вот на что намекал председатель! – дошло до меня, - Он знал о жене Миколы. И молчал! А, может, и с Бертой успел договориться после моего с ней разговора. Ну-ка, давай выкладывай, что нарыл!
- Я заказал архивку. Тридцать семь лет назад в квартире была прописана женщина и двое детей с фамилией хозяина. Поехал по адресу их выписки. Повезло. Они все живы-здоровы, Маргарита Леонидовна и сейчас там живет. Расстроилась, узнав о смерти бывшего мужа. Хоть и разбежались давно, все равно ведь отцом у ее детей числится. Квартиру наполовину она оплачивала – продали дом в деревне, доставшийся от ее бабушки, и вступили в кооператив. У нее все документы в идеальном порядке. Знаешь, есть такие педанты, у которых разве что трамвайные билеты в отдельную папочку не подшиты.
- А почему разошлись, не говорила?
- Говорила. Микола ее с двумя детьми взял. Сестру его, Берту, это очень раздражало. Доставала их, как только могла. Писала, звонила. Благо, у нее была возможность с рабочего телефона по межгороду звонить. А уж когда он детей усыновил, совсем с ума сошла. И кляузы ей на работу то в партком, то в профком писала, и приезжала скандалы устраивать. Маргарита Леонидовна не вытерпела, хлопнула дверью – или я, или сестра! - и ушла к родителям, а он не остановил. Они не разводились. Просто расстались навсегда.
- Ясно. А штамп в паспорте «потерялся» с годами. И что теперь?
- Женщина адекватная, хоть и очень старая. Можно договориться. За определенную сумму она согласится написать отказ от претензий. А вот за детей не поручусь.
- Да что тут ручаться?! Цена вопроса больше суммы пенсии, которую они за всю оставшуюся жизнь получат! Н-да… Вовремя наша наследница приехала.
- Она что в Москве?! – удивился коллега.
- Ну, да. После обеда придет. Зачем, не спрашивай. Сама гадаю.

Ровно в три часа в офисе появилась моя клиентка в сопровождении невысокой черноглазой женщины. Пани Берта представила свою спутницу, как родственницу, взявшуюся ей помочь. Но с первых слов разговора стало ясно, что на самом деле «родственница» из агентства «Пять букв». Любой более-менее опытный московский риелтор узнает коллег-пятибуковок даже в телефонном разговоре – особая выучка у этих ребят.
- Я хочу, чтобы мне вернули документы и деньги, - заявила пани Берта.
- Документы – это я понимаю. Ваше право раздумать продавать квартиру или продавать ее через другое агентство. Если Вы настаиваете, мы расторгнем договор, - сказал мой менеджер, - А вот деньги не вернем. Работы проделано больше, чем Вы оплатили. По-хорошему, это Вы нам должны.
- Я уж точно ничего больше платить не буду! – фыркнула пани Берта, - Ладно, отдавайте документы!
- А в чем, собственно, дело? Вы чем-то недовольны?
- Да! Недовольна! Моя квартира стоит дороже, чем мне предлагает Наталья Михайловна.
- Вашу квартиру не Наталья Михайловна покупает. Мы же с Вами обговаривали цену, с которой началась реклама, и Вы согласились на ту, что назвал покупатель, - терпеливо говорил менеджер гордо восседающей напротив него пани.
- Обговаривали. Согласилась. Но потом посмотрела в Интернете, позвонила в другие агентства и мне сказали, что это дешево. Вот, можете убедиться! – она развернула листок распечатки.
- Да никто и не спорит. Вы же сами просили продать побыстрее. Для этого есть только один способ – поставить цену ниже рынка. Если хотите, можем поставить выше, и ждать другого покупателя.
- Нет! Я уже решила. Отдавайте документы.
- Хорошо, - спокойно сказал менеджер и протянул ей файл, набитый бумагами, - Распишитесь на договоре, что претензий не имеете.

Пока пани Берта ставила свою подпись, ее спутница наполовину вытащила документы из файла, бегло просмотрела их, удовлетворенно кивнула и положила файл в свою сумочку.
Я молчала все это время. И только когда моя, уже бывшая, клиентка наматывала шарфик вокруг шеи, спросила ее:
- А Вы в курсе, что Маргарита Леонидовна жива и здорова?
Руки пани Берты на мгновение застыли, и она медленно обернулась к нам. Ее лицо вытянулось, побледнело и исказилось гримасой ненависти:
- Хрен ей, а не наследство! – закричала она во весь голос, - Ни копейки эта шлюха не получит! А ее выродки – тем более! Не дам!!!!
Риэлтор-пятибуковка смотрела на нее во все глаза, ничего не понимая.
Пани Берта с пятой попытки попала, наконец, в рукава, нервно застегнула пальто не на те пуговицы, схватила свою сумку и, продолжая что-то выкрикивать срывающимся от злости голосом, выскочила из офиса. «Родственница», смущенно пробормотав прощальные слова, последовала за ней.

По дороге домой я зашла в церковь, чтобы зажечь благодарственную свечу у образа ангела-хранителя.


Рецензии