Записки риелтора - Дочки-матери

Позвонила мне старая клиентка.
Не в том смысле старая, что старуха, а в том, что знакомы мы давно и я, после нескольких сделок, уже как бы их семейным риэлтором стала. Это была та самая Зина, про жилищные приключения которой я писала в динном-длинном рассказе «ЭТА КОММУНАЛЬНАЯ, КОММУНАЛЬНАЯ КВАРТИРА…..»
- Привет! – обрадовалась я ее звонку, - Как поживаете?
- Да, не хуже других, - вяло ответила подруга, - Можешь приехать? Мне с тобой посоветоваться надо.
- А по телефону нельзя? – как ни рада я была слышать Зину, ехать на другой конец Москвы мне не очень хотелось.
- Нельзя, - грустно ответила она, - Не телефонный разговор. Я понимаю, болтаться в метро больше часа, а потом на перекладных оленях к нам добираться, не очень весело. Давай я сама к тебе приеду, а? Можем в кафэшке рядом с твоим домом посидеть, если у тебя неудобно.
- Почему неудобно? – невольно смутилась я, - Муж до вечера на работе. Приезжай.
Через два часа, с порога сунув в мои руки бутылку мартини, коробку шоколадных конфет и огромный торт, Зина раздевалась в прихожей.
- Ну, рассказывай! – сказала я, доставая бокалы и блюдца.
- Даже не знаю с чего начать…- Зина на минуту притихла, утонув в мягком кресле. Потом тряхнула круто завитыми кудрями и заговорила.

За то время, что мы не виделись, у них в семье произошло много событий. Дочь, Сонечка, вышла замуж и родила двух сыновей близнецов. В купленной малогабаритной трешке, с помощью зятя, Дениса, сделали евроремонт.
Муж Зины, Евгений, вышел на пенсию, но продолжал работать. Ей самой оставался год до заветной свободы и неограниченного времени для занятий с внуками. Работать на пенсии Зина не собиралась.
К детям они ходили редко, только по праздникам. Не хотели мешать. Но Сонечка, свет в окошке, частенько приходила к родителям с малышами. Благо, квартиры чуть ли не в одном дворе. Денис тоже был вовсе не прочь забежать на тарелку борща или тещины котлетки. Счастливая, дружная семья.

Зина не удивилась, когда зять позвонил и напросился на обед. Дочери не до кухонных изысков, а мужику есть всегда хочется. Ей льстило, что зять ценит ее стряпню.
Выставив на стол все, чтоб было в холодильнике, Зина с удовольствием подкладывала, подливала и мимоходом расспрашивала любимого зятя о его делах.
- Дела, в последнее время, не очень…- осторожно глотая горячий чай, говорил Денис, - У людей денег нет, у нас – продаж.
- Да, кризис, - поддакивала Зина сочувственно - У нас на заводе тоже заказов меньше стало.
- Я решил свою комнату сдавать, - сказал Денис, откусывая половину свежеиспеченного пирожка, - Чего ей пустой стоять?!
- Правильно! – одобрила Зина, в очередной раз восхитившись деловой хваткой зятя. Про комнату она раньше не слышала, но что он любой лишний рубль старался вложить в недвижимость, ей было известно, - А где у тебя комната, в Москве? – поинтересовалась она.
- Как это где? – удивился Денис, - ЗДЕСЬ.
- То есть? – Зина с трудом переваривала услышанное, - Где это – здесь? Ты хочешь сдавать одну из четырех комнат в своей квартире?! У Вас же дети!
- Да не в своей, - поморщился Денис, - В Вашей.
- Ты…. Наливай еще чаю, - Зина затрясшимися руками придвинула к зятю тарелку с пирожками, пряча почему-то повлажневшие глаза, - Вот еще с яблочками попробуй.
- Неее, спасибо! – Денис похлопал себя по раздувшемуся брюшку, - Некуда уже! Лучше с собой заверните, Соньку угощу.
- Да. Конечно. Я сейчас, - Зина кинулась к шкафчику за пакетами, засуетилась, собирая дочке гостинцы.
- Эх, такая вкуснятина, не удержаться! – Денис взял со стола маленький пирожок, засунул его целиком в рот и, прихватив собранный тещей пакет, пошел в коридор. Хлопнула входная дверь.
Зина обреченно опустилась на кухонную табуретку, зачем-то налила себе еще одну чашку чая, взяла пирожок, повертела его в руках, положила назад на тарелку, и заплакала.
Восемь лет они выкарабкивались из коммуналки, а теперь надо опять в нее возвращаться.
А надо ли? И Зина набрала мой номер.

- Во-первых, успокойся, - сказала я, выслушав ее исповедь, - Ты с дочерью говорила?
- Да не захотела она говорить на эту тему, - сквозь слезы грустно ответила Зина, - Сказала, что Денис пошутил. Только какие уж тут шутки! Не похоже. И не смешно.
- Н-да… Зря Вы одну треть квартиры на дочь оформили, - не удержавшись, напомнила я, - Ведь говорила же Вам! Квартира от нее, единственной наследницы и так никуда не делась бы. Сами себе проблемы создали!
- Теперь и я вижу, что зря. Да что после драки кулаками махать! – горько усмехнулась Зина, - Они имеют право сдавать комнату?
- Сдавать без Вашего согласия - не имеют. А вот продать свою часть Соня может. Еще Денис может потребовать выделить его супружескую долю.
- И превратить квартиру в коммуналку? – всхлипнула подруга.
- Не все так просто. Лицевые счета уже больше пяти лет не делят. Но детки могут попортить вам с Женей немало крови, если начнут через суд порядок пользования комнатами устанавливать, предложения о выкупе их доли присылать, покупателей приводить.
- О, Господи! – тяжело, с надрывом, вздохнула Зина, - Нет у нас денег на выкуп Сонькиной доли. Значит, опять коммуналка….
- Не коммуналка в правовом понятии, но жизнь может опять стать коммунальной, да, - пришлось согласиться мне, - Но неужели Соня на это пойдет?! Как она потом такое жилье в наследство принимать будет?
- Да не думает она об этом! – в голосе Зины плескалась такая печаль, что я пожалела о том, что ее не слышит дочь. Может, дошло бы, что творят, - Живет одним днем. Как мужу скажу, не знаю. Боюсь. У Жени сердце в последнее время барахлить стало, он такого не выдержит!
- Так не говори. Вдруг и правда, это была дурацкая шутка?
- Нет уж! – решительно сказала Зина, - Я сама этого забыть не смогу. Давай посмотрим, что из нашей квартиры можно выкроить.

Мы перешли к компьютеру, порылись в базах, позвонили по нескольким объявлениям и, на прощание, я сделала для Зины распечатки.
Поздно вечером мне позвонил Евгений:
- Выставляй нашу квартиру на продажу, – резко сказал он, - С дочерью я поговорил. Она согласна. Нам найдешь двушку. В любом районе. Что третьей собственнице надо – деньги или комнату, сама у нее спроси. Телефон есть? Нет? Записывай.

Соня захотела новостройку в области.
Зина с Евгением переехали в другой округ Москвы в маленькую, 37-метровую двушку. Получив правоустанавливающие документы, они в тот же день написали завещания друг на друга.
Выйдя на пенсию, Зина продолжает работать. С дочерью они видятся только по праздникам, и то - не по всем, и не всегда.


Рецензии