Бабушкиными словами...

-Не знаю, как я тогда решилась пойти на это! Это немыслимо! И ведь смелости хватило, и даже не задумалась ни о чем! Вязала свой чемоданчик, знаешь, раньше они деревянные были, совсем не большой, крашеный, старенький такой чемоданчик был уже. Вот, значит, вяла, собрала в него что было. А что тогда сильно, то было? Я даже и не помню уже, что я тогда взяла: вещи какие-то, еще что-то. Взяла его и пошла. Куда пошла? А ведь раньше такого вопроса даже в голову не приходило! Представь, даже и не подумала ведь об этом, мысли не мелькнуло! Куда иду?- Вопрос был риторическим, но мы с бабушкой с взаимным интересом переглянулись, ожидая друг от друга ответа. Молча улыбаясь  в эту минуту, мы думали о своем: Бабушка о том, как же у нее хватило смелости на такой отчаянный шаг, я о том, смогла бы и я так же, безрассудно, но твердо принять этакое же решение?
Этот вопрос стал ключевым на какое-то время, и я и так и эдак пыталась представить себя в бабушкиной ситуации. Я представила большой дом, длинная улица, соседи, стоящие у ворот, и я с чемоданчиком иду по пыльной дороге на встречу чему-то, о чем еще не имею не малейшего понятия. Я снова улыбнулась и вернулась к нарисовавшейся картинке: мои ноги твердо шагают по дороге, и я слышу свои мерные, монотонные шаги и хрустящие под ногами камушки. Еще только утро, но солнышко уже припекает, трава блестит от росы и в каждой капельке переливается маленькая веселая радуга. Приятный, утренний воздух наполняет грудь, и я с удовольствием, раз за разом вдыхаю аромат травы, цветов и утренней свежести.
-Двигаться вперед, вот что было важно. Мне было важно не остаться тогда на месте несмотря ни на что? Неужели я не знала, что будет трудно? Знала, ну а что делать? Где легко? – Бабушкин голос вывел меня из грез, и я снова принялась внимательно слушать, пытаясь запомнить каждое сказанное слово.
-Мне нужно было образование, я знала это, поэтому и шла. Мне нужно было еще пример и братьям показать, им тоже нужно было тянуться, я это понимала. И я была примером, должна была показать им, что есть еще дороги, дорогие ведущие вперед, дорогие ведущие вон из привычного, однообразного уклада жизни который, не мог дать того, что я может быть и не совсем представляла, но твердо знала, что это единственное правильное решение.- Бабушка посмотрела на меня и пожала плечами, как бы говоря этим жестом «ну а что еще можно было сделать?». Каждый раз я пытаюсь представить себя на месте бабушки, и каждый раз у меня как мне кажется, выходит лишь жалкая карикатура. И пользуясь молчанием, я снова переношусь на деревенскую дорогу, в руках у меня тот же крашеный чемоданчик. На этот раз я пытаюсь представить свои мысли. В голове, конечно, крутится масса всяких мыслей, но нет, это все мои мысли. А мне нужно представить в своей голове то, что я думала, будь на месте бабушки. Я морщу лоб, жмурюсь, пытаясь вообразить терзающие сомнения, мысли об оставшихся трех братьях, думаю о хозяйстве, о тете Василисе которую мне предстоит найти в городе, думаю, о своем пути и о том, как сложится все в дальнейшем…
-О чем задумалась?- Бабушка смотрит на меня, в уголках губ у нее приятная, родная улыбка - она знает, о чем я думаю.
-Так, ни о чем… -Говорю я но тут же продолжаю:
-Мне хочется быть похожей на тебя, хоть чуточку, быть такой как ты – сильной и решительной! Смогла бы я вот так же, взять и пойти? Мне кажется, не смогла…
-Время другое, сейчас все по-другому.- Бабушка вздыхает, и я из кресла пересаживаюсь к ней на диван, она обнимает меня, и я крепко прижимаюсь к ней. В горле отчего-то появляется неприятный комок и еще не вырвавшиеся слезы начинают щипать глаза, хочется плакать.
-Ты мой герой бабушка, для меня быть похожей на тебя это самое лучшее. Ты мой герой, ты сильная и смелая, ты могла идти вперед и не баялась трудностей!- Я шепчу, потому что так легче не заплакать, слова потихоньку рассеивают подступившие слезы, и я могу вернуться к обычному голосу, можно больше не шептать. Я крепко обнимаю  бабушку! Как же сильно я ее люблю, очень сильно люблю! Говоря, что она мой герой я не лукавлю, ничуть не лукавлю, она действительно для меня пример! Бабушка смогла быть примером для братьев, для сыновей, и, несмотря на время, которое прошло, не смотря на то, что сейчас другое время, и что все совсем другое она и мой пример. Пример человека и достойной жизни. Мало кто может рассказать о себе то, что будет интересно услышать, еще меньшее людей расскажут то, что захочется услышать несколько раз, а бабушка рассказывает такие вещи, которые хочется слушать и слушать. Я знаю почти все о бабушке, но каждый раз сердце по особенному замирает и колотится, хотя я слышу историю не в первый раз, всякий раз она предстает для меня  в новом свете, новые мысли заставляют задавать новые вопросы и ни когда не возникает ощущение привычности и скуки, при который хочется перемотать дальше. Каждый рассказ оставляет необычный след, который всегда со мной, и который учит меня чему-то, показывая какой нужно быть.
-Расскажи сначала?- Вопрос срывается с языка сам собой, но я ничуть не жалею, а приготавливаюсь слушать.
-Я закончила десятый класс, это последнее образование, которое мне могла дать наша школа. Все тогда говорили, что пора бросать эти глупости, всю эту учебу, братья совсем маленькие, нужно было начинать работать, что б помогать им. Предлагали идти дояркой.- Бабушка улыбается и ее улыбка говорит мне «ну и что бы было согласись я? Что бы меня ждало?» - Нужно было идти учиться, или хотя бы ехать в город. Вот я и поехала! С чемоданчиком!- Бабушка засмеялась и я вместе с ней. Сейчас это казалось нелепо и странно, но тогда было естественно и ни чего не обычного в этом не было.
-Все тогда стремились уехать, по крайней мере, те, кто понимали, что в деревне ни чего не светит. Вот и ехали, кто, куда в поисках и стремлении вырваться из бедности, которая царила после прошедшей войны. Так и я, собралась и поехала, не зная, что может ждать впереди. Дорога лежала в Садку, городок в пятидесяти километрах от Леузов. Доехала я до города на грузовой машине! Представь, ну как было не страшно! Сесть и поехать с незнакомыми людьми. И дорога через лес шла, ну разве сейчас бы кто-то осмелился?! Водитель посадил и я поехала. В кабине было занято, и я сидела в кузове, было еще двое ребят, они всю дорогу о чем-то говорили между собой и ни кто, ни чего не обидного и неподобающего не сказал, ни слова. Так и доехали. Не понимаю как тогда села с незнакомыми людьми! А вообще-то люди другие были, можно было доверять, теперь бы разве кто сел с незнакомцами! Когда думаю вот об этом, сама себе удивляюсь! Какие же мы отчаянные раньше были!
 С минуту в комнате царит молчание, и я слышу только тиканье часовых стрелок да завывание осеннего ветра за окном, обещающего принести долгие дожди и пасмурные тучи. Лето так быстро прошло, даже скорей промелькнуло! Мне стало жаль тех дней, в которые мы так мало разговаривали с бабушкой. Если бы сейчас начать заново я бы использовала каждый денечек, мы бы чаще говорили, и я больше знала о ней, мы бы больше были вместе. Я почувствовала, как подступают слезы и, хотя соленые капли еще не выступили, я быстро провела рукой по глазам, быстро смахивая несуществующие слезы.
-А дальше?
-А что дальше?- Бабушка снова улыбается и прижимает меня к себе, ее теплые, мягкие руки гладят мне плечи, и я наклоняю к ней голову, мне хочется слышать каждое словечко, немыслимо пропустить хоть что-то, а тем более то, что так дорого. -Приехала в город.- Бабушка переносится мыслями в тот день, когда впервые оказалась в Садке и в ее чертах проступает озабоченность и легкая усмешка.- Нужно было искать тетю, она сестра отца, родная. Я знала, что они живут здесь потому-то, наверное, так смело и отправилась! А что бы было, если б они переехали? Не знаю. Вот где она, беззаботная и беспечная молодость.- Лучистые глаза светятся улыбкой.- Ведь нашла я их! А сейчас знаешь, даже адрес не помню где взяла! Нашла!- Снова повторяет бабушка, будто сама не верит сказанному.- Ну а что она, у нее у самой семья огромная! Детей семь человек! И я еще приехала! Муж у нее жив был, вернулся с войны. И вот десять человек вместе и  это в двухкомнатной-то квартире!
Я попыталась представить себе десять человек на этом крохотном пространстве. Галдящие, резвящиеся дети бегают по комнатам, раздраженная и беспокойная мать, думающая о практической стороне жизни – на большее не хватает ни сил не времени, ее муж, наверное, нахмурившийся мужчина с озабоченным лицом и с книгой в руках. Пожалуй, не совсем правдоподобно, но мое услужливое воображение продолжает рисовать начатую картину, не думая о настоящей действительности.  Обстановка.…Наверное, парочка шкафов, несколько кроватей, аккуратно застланных светлым покрывалом, ситцевые занавески на окнах…Дети продолжают шуметь и носятся вокруг, пока немного резкий голос не обрывает веселья. На лице тетушки в каждой черте проступает усталость и изнеможение. Светло-голубые глаза бессмысленно оглядывают детей, и она для чего-то считает их по головам: Маша, Ваня, Саша, Петя, Рита.…Двое малышей : Галя и Нина сидят на кровати и, не обращая внимания на суету, что-то гукают, тетя отирает выступивший на лбу пот и отправляется на кухню.
-Я прожила у них всего неделю, стразу же начала искать работу. На следующий же день отправилась на завод «Магнезит». У меня было десять классов образования, по тем временам это считалась хорошо и простой рабочей меня не взяли, сказали, что подыщут работу получше. Нормировщиком или в конторе.
Я прикрываю глаза и пытаюсь снова себе представить происходящее. Не выходит. Что делает нормировщик, я представляю себе так же плохо, как и то, чем заняты люди в конторе.
-В тот же день я познакомилась с Лидой, помнишь ее? Я рассказывала уже. Она-то и пригласила меня, учится в их техникум. Разговорились с ней случайно, просто разговаривали. Я ей рассказала кто я и откуда, она позвала меня. Наверное, понимала положение…- Бабушка вздохнула и продолжила.-  Ну а я что? Это не страшней чем переезд из деревни в Садку и я пошла. Тетя меня тогда сильно осудила.- Грустный вздох прерывает создавшуюся тишину.
-Сказала, что пора мне идти работать, нужно все так же помогать братьям. Они-то еще оставались там с бабушкой в деревне. Спрашивала для чего мне это образование когда время такое тяжелое! Тогда я и ушла, собралась и пошла в техникум. Меня взяли без экзаменов и сразу на второй курс, службу сослужили мне тогда все те же десять классов. Тетю я больше ни когда не видела, больше я не приходила к ним, а она не интересовалась моим положением. А я и понимаю, у нее самой забот невпроворот, куда ей меня? Так началась совсем самостоятельная жизнь…
Я обняла бабушку и из глаз скатились две тихие слезинки, не знаю, чем они были вызваны, но я чувствовала, что нужно было, что б они скатились. В мыслях еще мелькали картинки: дети, пыльная дорога, муж с книгой, подруга Лида, камушки под ногами и человек  со старым, крашеным чемоданчиком. Была уже середина ночи, и пора было бы ложиться спать, бабушка напомнила мне о времени и, обнявшись-поцеловавшись, мы разошлись. Положив голову на прохладную подушку, я поняла, что мысли совсем прояснились и спать ничуть не хочется. Я все подумала о бабушке и ее характере, о ее упорстве, о желании двигаться вперед, о стремлении к лучшему, о ее заботах, о ее жизни. Желание быть на нее похожей, а не просто быть ее внучкой, а быть внучкой своей бабушки проснулось во мне и заняло свое место в душе. Я ощутила свою любовь к ней, свою привязанность и почти физически ощутила тоненькую ниточку, связывающую нас какой-то особенной связью. За окном все так же бушевал вечер, и я наконец-то почувствовала усталость и желание закрыть глаза и провалиться в сон. Прохлада уходящего лета коснулась щеки и высушила мокрые соленые дорожки на моих щеках.


Рецензии