Слова как чувственный стимул

       
   Чем дольше я живу и задумываюсь о жизни, тем меньше проясняется для меня сама возможность ПОНИМАНИЯ одного человека другим. И все-таки мы, наивные, всё пытаемся!  И жадно ищем "тех самых" слов, уже сказанных другими. Зачем? Чтобы откликнуться.
    Вот, что происходит, когда слова меня  действительно поражают. Они мгновенно рождают образ. Рождение образа спонтанно, как озарение. Откликается сердце или, если хотите, чувство.
    Выходит, что слова, такой же чувственный стимул, как запах, звук, цвет. И озарение словами - это вспышка бытия в воображении, это возвращение  к уже пережитому состоянию, которое может быть тысячу раз забыто, подавлено, вытеснено и погружено в бессознательное.  И вдруг оно извлекается из глубин.
    Образ, рождённый не в моём сознании тут же укореняется во мне. Я не участвовала в его создании, но именно моё сознание мгновенно стало полнее, шире на вновь прочувствованное и осознанное состояние. 
    Конечно, каждый по-своему трактует слова, распечатывает их смыслы,  но эта трактовка становится все тоньше и все ближе к  смыслам  автора, по мере увеличения многообразия наших собственных, пережитых и осознанных в момент переживания состояний. 
     Если  производить и воспринимать слова только в соответствии с законами логики и добиваться  бесповоротной убедительности текста, текст рискует стать бесконечным, ибо толкование каждого слова, вслед за тем и толкование каждого слова толкования займёт собой  время, отпущенное Богом на жизнь всей Вселенной.
   "Мы не можем иметь в уме ничего, что раньше не было бы пережито чувством". Однако,  слова  через подобный  эффект отклика, озарения могут распечатывать иррациональную психическую функцию - интуицию. Что она есть по сути: опыт бессознательного, опыт прошлых жизней, часть Истины, приоткрываемая Богом? 
   Так чужие слова погружают меня в меня. Это было, было, было со мной. И даже - я знала! Как я могла забыть!
    Слова могут работать и в обратном направлении. Они выводят меня из меня, присоединяют к Другому, пусть хотя бы в мире идеальном. Я вдруг начинаю понимать их как бы изнутри другого сознания, меняю ракурс, точку обзора.
     Получаю ни с чем не сравнимое удовольствие, когда кто-то в чем-то меня убеждает, рушит мои окостеневшие конструкции, повергает в сомнение. Вероятно, расчищаются какие-то внутренние завалы, причем мусорные, их уносит вода или разметает ветер. В реальности я могу скоро опять их понастроить, но как прекрасен момент освобождения.
    Слова создают единство с Другим, даже если я пойму их по-своему, а это неизбежно. Вникая в слова,  хотя бы на мгновение, я смотрю в том же направлении, что и рождающий слова, мы совершаем нечто сообща.
   Это делает  возможным даже мне, немощной, непроявленной, присоединиться к работе и прозрениям гения. И я смиряюсь с тем, что моё главное озарение в самом ожидании озарения и в уверенности его существования.


Рецензии
100% понимания, быть не может, Марина - верно подметили.И не потому, что есть люди дуьающие одно, а говорящие другое. На мой взгляд, самое сложное - облечь мысль в словесную оболочку. Это практически никогда не удается. Даже когда тщательнейшим образом пишешь, зачвастую выходит не то, что предполагалось. Напомню, что писала М. Цветаева:
Ах, бумага белая, строчек нервный ряд.
Сколько раз я видела, как они горят...
С пониманием:

Алекс Мильштейн   01.07.2013 21:12     Заявить о нарушении
Конечно, Алекс, нельзя мысль совершенно адекватно облечь в слова, потому что множество А - множество слов, входит в множество В - множество смыслов.
К тому же на рациональную деятельность психики - мышление, накладывается иррациональная - интуиция, ощущения.
С читателем при восприятии текста происходит тоже самое.
Но ещё труднее понимать текст при эмоциональной беседе (споре, ругани), когда каждый слышит только себя.
Есть хорошее понятие - сопереживание (эмпатия).
Залог адекватного восприятия.
С эмпатией, надеюсь

Марина Стрельная   02.07.2013 08:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.