Боцмана - на бак!

                1. Опыт и воображение

Лучшее время для отдыха в Крыму – конец июля. Фруктами завалены все прилавки, море теплое и ласковое, волны легонько  набегают на берег, шуршат галькой, дремоту навевают. На пляже в Планерском  простор и чистота. Народу мало. Это тебе не Ялта, где через людей переступать нужно. Говорят, в поселке плохо с водой, поэтому прием курортников лимитирован. Похоже на правду:  сам утром к автоцистерне с ведром бегал, но это – мелочи. Главное, в магазине полно белого сухого вина, марка знаменитая – «Кокур»,  а цена народная – 56 коп за пол - литра, и это вместе с посудой! Тут никакого лимонада не требуется. Плеснешь в стакан на палец, доливаешь водой – божественный напиток!  Пьется легко, жажды как не бывало и ГАИ не придерется.  В  приятном расслаблении лежит человек на берегу, загорает,  далеким Кара-Дагом любуется.

Тишину нарушает короткий вой сирены. Это прогулочный теплоход отваливает от пирса. «И охота людям мотаться по волнам?  На жаре дикую очередь за билетами  выстояли…»  Стоп! Вот ты и вспомнил о билетах. Внешне ничего не изменилось, но лично твой отпуск тю-тю, уже закончился.   И действительно – море постоянно штормит, на солнце болит голова, даже чешское  пиво  не освежает.  Теперь не до морских купаний, их сменяют круглосуточные воздушные ванны в очереди у железнодорожной кассы. Если повезло записаться в четвертой или пятой сотне, смело покупай надувной матрац,  переселяйся прямо в очередь и сразу сэкономишь на квартплате.  На третьи сутки проявляй инициативу и бери на себя проверку явки. Если тетрадка со списком в надежных руках, второй раз становиться в очередь не придется. Тетрадку передай хорошему человеку, когда до кассы останется последний дюйм.

Билеты в кармане,  заказывай такси и с ветерком двигай на вокзал в Симферополь. Пока не объявили посадку, подумай, чем будешь кормить семью в дороге. Минералка, хлеб,  бычки в томате, сыра бы и копченой колбаски… «Извините, не завезли. Могу предложить вареных кур». Кур, так кур!  Поезд трогается, колеса цокнули на стыке рельс: «Прощай, Крым! В следующий отпуск непременно приедем сюда опять».

Жара в вагоне несусветная. Дети отказались от еды, попили минералки и забрались на верхние полки, там ветер дует. Взрослые пожевали курятины, попили чаю и тоже выпали в осадок.  Часов в одиннадцать немного посвежело. Решаю повесить куру за окно на свежий воздух, чтоб не протухла. Утром проезжаем Кривой Рог и садимся завтракать. Достаем авоську, разворачиваем и… «Что ты с ней сделал?!!»  В пакете лежит страшное нечто кроваво-черного цвета. Нда, подзабыли мы географию, здесь ведь железную руду добывают и чугун выплавляют.  Теперь наша кура – наглядное пособие по теме «Загрязнение окружающей среды».

Квартира в Каменце встречает нас большой приборкой, визитами старых друзей и пустым холодильником. Решаем проблемы по мере возникновения и через неделю почиваем на лаврах: можно расслабиться и просто радоваться жизни. Но ненадолго. Билетов на Сахалин у нас нет, пора  решать, где, как и с какой стороны подступиться к кассе аэрофлота.  Если в вашем городе совершают посадку только «кукурузники», билетов на рейс Москва – Дальний Восток там  не продадут. Некоторый шанс есть в областном центре, но четыре билета на один рейс, да в конце августа – нереально. С ноября по апрель – пожалуйста, но на август – никогда. Остается  ехать в Москву на Центральный аэровокзал. Столица есть столица. Это тебе не какой-нибудь провинциальный городишко, где на летном поле по совместительству козы пасутся.

Билетных касс  в Центральном  аэровокзале столько, что сразу и не сосчитать.   Можешь их все обойти справа налево или против часовой стрелки, ответ получишь тот же самый – с ноября хоть целый самолет.  Не падай духом  и прояви  наблюдательность. Недаром знаменитый полководец Юлий Цезарь в «Записках о Галльской войне» написал пророческие слова: «Опыт и человеческое воображение могут решить любую задачу». Итак, приобретай опыт. Прежде всего, погляди, что народ делает.  К начальству идти бесполезно, даже с корюшкой.  Уровень не тот. В Москве начальников больше, чем во всей остальной стране. На такую толпу обычного блата не хватит.  Тут блат по субординации.  Но ведь простые смертные тоже улетают, поэтому  потолкайся сутки в очередях, послушай соседей. Раненько утром выяснится, что одна-две кассы продадут несколько билетов до Владивостока или Южно-Сахалинска, и все, на сегодня можно отдыхать. Иди спать с чистой совестью.

Во второй половине дня с новыми силами занимай очередь  с поправкой на  теорию вероятности.  Так поступают, например, артиллеристы, когда не знают точных координат цели.  Называется – стрельба по площадям. Применительно к нашим условиям желательно занять очередь во все кассы  аэровокзала, причем первым или вторым. На практике получится такое в пяти-шести кассах.  Теперь вспомни не знавшего поражений  Юлия и включи воображение. Кассы все шторками закрыты, но уловить в них признаки живого существа, то есть кассирши, можно и нужно. Как только услышишь, что за занавеской что-то двигается, или тем более заработал  принтер, ты почти у цели. Когда кассирша продаст билеты нужным людям, она шторку отодвинет и касса откроется. Не факт, что на твой рейс остались билеты, но ты был на правильном пути. Рано или поздно победа будет за нами.

С ж/д билетами дело обстоит много проще, поскольку 99% всех поездов в СССР идут в Москву.  Единственное, о чем нельзя забывать, это о времени окончания посадки. Вообще, на вокзал лучше ехать без провожающих, особенно подруг жены. Практика показывает, что им так много нужно сказать друг другу, что момент отправления поезда проходит мимо дамского сознания, а запрыгивать на ходу в вагон они стесняются.

Москва всегда рада гостям. Конечно, с тех пор, как Анна Каренина подпортила имидж РЖД, многое изменилось и не в лучшую сторону. Еще в послевоенные годы отправление любого пассажирского  поезда носило торжественный характер. Дежурный по станции трижды звонил в бронзовый колокол, специально висевший на перроне.  В те времена  народ по неизвестным причинам  еще не увлекался сбором металлолома, поэтому без звонка поезд не отправлялся. Паровоз тоже принимал участие в шоу. Прежде, чем сдвинуть состав с места, он отчаянно свистел, потом делал рывок, его колеса пробуксовывали на рельсах, паровоз окутывался клубами пара и только после этого поезд трогался. На следующей станции все непременно повторялось на радость публике. Вообще в те времена пассажиров уважали. На каждой станции с одной стороны имелся бесплатный туалет, а с другой – кубовая, где можно было набрать кипятка. Именно с тех пор сохранился легендарный принцип обслуживания пассажиров: «Дорогие гости, следующие в отпуск,  – ресторан направо. Уважаемые пассажиры, едущие из отпуска,  – кипяток налево».  Из-за отчаянной конкуренции с общепитом вагоны оснастили кипятильниками, кубовых на станциях не стало, зато появились длинные очереди  за такси. Именно так теперь столица встречает гостей.

Отстояв часовую очередь и кое-как разместившись в салоне «Волги» вместе с половиной багажа, отбываем в Домодедово. По дороге можно бесплатно полюбоваться плотным московским трафиком. Заодно вы укрепите  свою нервную систему во время многочисленных аварийных ситуаций.  Для провинциала этот тренинг дорогого стоит: к окончанию поездки он примет твердое решение никогда в жизни не заезжать в столицу на своей машине, не застраховав себя и автомобиль на кругленькую сумму.

Аэропорт замечателен неожиданными встречами и открытиями. У выхода ты здороваешься с коллегой, только что прилетевшим с востока. Кроме последних новостей с другого конца света он легко  пополняет твои сильно оскудевшие финансы. На радостях можешь посетить ресторан, только не заказывай любимое блюдо столичных официантов цыплёнок табака. Во-первых, его точно не жарили на специальной грузинской сковороде с винтовым прижимом, называемой тапака. Так что тебе подадут просто жареного цыпленка, но за тапака сдерут лишние деньги. Во-вторых, в  блюдо входит пиала с горячей водой. Стоимость ее можно определить методом исключения, и выходит, что в расчет была взята либо Хванчкара, либо Кинзмараули, но никак не тепловатая жидкость, налитая из крана для мытья посуды.  Если не заказывать много спиртного, то можно заметить, что официант, а иногда сразу два, проявляют к вашему столику особое внимание, прямо круги вокруг нарезают. Значит, вы в зоне особого внимания, потому что официанты побились об заклад – выпьет клиент воду из пиалы или только сполоснет в ней руки. По разочарованию одного и радости другого можно судить, кто из них оптимист.

Отдохнув в ресторане, совсем не лишним будет немного развлечься, организовав тотализатор о задержке рейсов. Каждый предлагает  свою причину – позднее прибытие самолета, отсутствие пятой стюардессы, метеоусловия Сахалина или неисправность самолета. Нет, последнее не годится, иначе все начнут сдавать билеты. Поскольку мест в гостинице не было раньше, нет сегодня и вообще не будет никогда, нужно найти в зале тихий уголок, уложить детей на полу в спальный мешок, устроиться рядом на креслах и отдыхать до утра, не забывая при этом мудрого классика.  Ведь счастливые часов не наблюдают, а посадку могут объявить как раз через пять минут после того, как ты решишь немного вздремнуть.

                2. Последний бросок             

Южно-Сахалинск  приветливо  встречает нас легким моросящим дождем. Надеваем куртки и, гордо миновав здание аэровокзала, с которым связаны незабываемые воспоминания, хватаем такси и едем в Корсаков. Душа поет «еще немного, еще чуть-чуть…», мобилизуя силы для последнего рывка. Здание морвокзала со стороны выглядит обнадеживающе, поскольку на улице толпится от силы человек двадцать.   Надежды, как известно,  юношей питают, а нам уже пора бы повзрослеть. Внутри народ стоит стеной.  Но есть и положительные моменты. В очереди много односельчан, и среди них мой старый товарищ по рыбалке, охоте и вообще по жизни – Толя.  От него мы узнаем все новости, поскольку он с женой со вчерашнего вечера обитает в очереди и её окрестностях. Билеты начнут продавать завтра после прибытия теплохода.  Конечно, это сказки, начальник  давно получил радиограмму о наличии мест и теперь соображает, как распорядиться этой бесценной информацией. Народная тропа к нему не зарастает ни на минуту. Увы! У нас здесь блата нет, а потому не теряем время, устраиваем женщин и детей в Дом моряка, заведение  вроде гостиницы для бичей* и прочих  морских скитальцев.

  Теперь нас ждет едва ли не самый главный момент всего отпуска, нам нужно закупить дефициты. Быстрый забег по ближайшим торговым точкам приносит по ящику пива и доверительную беседу насчет вареной колбасы, если утром будет завоз.  С рассветом совершаем вылазку на базар, где местные умельцы продают экзотические восточные блюда – морковку по-корейски, папоротник и знаменитую чимчу – длинную пекинскую капусту, квашенную с чесноком и красным перцем. Не пробовали? Сочувствуем.

Касса открывается раньше обычного при всеобщей эйфории, периодически переходящей в бои местного значения.   Их провоцируют несколько парней, только что подъехавших к морвокзалу и пытающихся влезть в средину очереди. Смешные люди!  Добровольная  группа охраны прикрывает подступы к заветному окошку живым щитом.  В очереди порядок, и это явно не устраивает кассиршу, которая начинает  заводить публику: «Бери, что дают, или уходи!!». Это не помогает, тогда появляются два взаимоисключающих требования:  «Только два билета в руки! и  «В первую очередь женщин с детьми!».  Кстати,  пассажиров с малолетними детьми все и так поставили в первые ряды. Народ возмущен, но на  удочку не клюет. Все давно знакомы с тактикой продавцов дефицита – чем больше ругани в очереди, тем реже люди проверяют сдачу. Назло кассирше народ  сохраняет мир и дружелюбие. В результате через час мы с Толей получаем  четырехместную каюту и два билета на палубу.

Не теряя драгоценного времени,  немедля бросаемся в последний бой за «Докторской»,  «Ветчино-рубленой» или той и другой вместе..  Неожиданно выясняется, что рядом с гастрономом продают огромные арбузы. Как говорил поэт: «Миг блаженства век лови!». Мы и ловим. В наши рюкзаки входит по две штуки. Для удобства  промежутки засыпаем репчатым луком. Арбузов на Шикотане   в продаже не бывает, а лук завезут поздней осенью. На посадку в автобус мы прибываем вовремя и сходу отбываем на пирс, где стоит белый теплоход.

Еще раз проверяют наши документы и билеты, но это просто формальность. С гордо поднятой головой и согнутыми спинами мы поднимаемся по трапу на борт, вторым и третьим заходом переносим остальной багаж. Наша каюта  обнаружилась в конце коридора на самой нижней палубе.  Судя по звукам, доносящимся через стенку, рядом работает группа насосов или компрессоров. Но не это главное. От стенки идет такой жар, что в каюте впору париться. Вдобавок  иллюминатор наглухо задраен.  По ходу выясняется, что в двери сломан замок, дверь не запирается. Проблему решаем просто – кто-нибудь остается в каюте, пока остальные гуляют. На теплоходе не только ресторан и бар с кофе и напитками, здесь вполне приличный магазин. Он пока закрыт, но дамы усиленно изучают его витрину. Одним словом, жизнь прекрасна!

Пока дети с мамами совершают променад, так славно лечь на койку и вытянуть ноги. Все, что можно было сделать, мы сделали. Ой, нет! Нужно пристроить колбасу, в такой жаре она бесславно  погибнет. Представитель от каюты идет в ресторан договариваться с официантом. Мы живем в мире разумных людей, если есть обеспеченный спрос, будет и предложение. Через полчаса наша «ветчино-рубленая» обретает покой в холодильнике, а мы с Толей – в каюте. От полноты бытия  идти обедать в ресторан никто не хочет. Продуктов  у нас гора, впервые за несколько дней можно нормально поесть. Перед сном легко решаем проблему не запирающейся двери. Подтаскиваем к ней два рюкзака с арбузами. Устраиваемся спать с полным комфортом, дети вдвоем наверху, жена внизу,  а я рядом на спальнике. Мне все завидуют, на полу почти прохладно.

Сколько  спал, не помню. Проснулся очень рано и не понял, что меня разбудило. Слышится легкий скрип – кто-то из коридора пытается открыть дверь. Она поддается с трудом, рюкзачки не пускают. Некто проявляет настойчивость, дверь наполовину открывается.  Неясный отсвет фонаря за углом коридора позволяет рассмотреть  темную фигуру.  Ступив одной ногой в каюту, фигура пробует поднять крайний  рюкзак, но безуспешно. Фигура ступает в каюту второй ногой и хватается за рюкзак двумя руками. И тут в тишине раздается спокойный, отечески-заботливый и даже ласковый  голос Толи: «Земеля,  замучишься, лучше не надрывайся». «Земеля» от неожиданности приседает и, заикаясь, мычит что-то вроде: «А...э... а Васи тут  нету?».   Толя в доступных терминах проясняет ситуацию.  «Земеля» улавливает ее и немедленно исчезает. Мы одеваемся  и выходим на верхнюю палубу. Теплоход стоит на рейде Курильска. Под бортом на волне болтается плашкоут**, на него спускаются пассажиры. Трап хорошо освещен прожектором, по нему быстро сбегает молодой парень в черном тренировочном костюме и сразу куда-то исчезает. Фигура показалась мне знакомой.  Толя кивает: «Он, соколик».  С этой информацией возвращаемся к нашим дамам.
 
Обсуждение инцидента навело нас на мысль, что громадные арбузы и репчатый лук в корсаковский гастроном завезли наши ангелы-хранители. На теплоходах уже были случаи воровства, но пропадали только деньги. Наш знакомый строитель  лег спать  в аналогичной каюте со сломанным замком  и проснулся без портмоне. Хорошо хоть документы не взяли. Мне он признался, что сам виноват – повесил китель на спинку стула и заснул мертвым сном.  Был еще случай с колбасой. Механик со «Свирицы» поместил ее за окном, забыв, что оно выходит на прогулочную палубу. Что любопытно, колбасу срезали вместе с авоськой не сразу, а перед самым Шикотаном. Такое безответственное и даже безнравственное  поведение наших земляков (спровоцировали людей на греховные поступки) объясняется просто: они забыли о самом феномене воровства.  Говорят, есть страны, где реально не воруют. Можешь оставить сумку на вокзале в Берлине и найти ее на том же месте через неделю или месяц.  Так вот, у нас на острове тоже не воруют. Белье болтается на веревке неделю, можешь спокойно оставить свои пожитки ночью посреди поселка, никто не возьмет. Да что там вещи, квартиры люди перестали запирать, а если и запирают, то  из-за сквозняков. Ключ лежит под ковриком или рядом в сапоге. Вот из-за таких порядков народ развратился и  провоцирует колеблющихся на неблаговидные поступки. Одним словом, сами виноваты.

 Следующее утро тоже не обошлось без приключений. Я только проснулся, еще глаза не открыл, как почувствовал сильный характерный запах, который ни с чем не спутаешь. Первое, что пришло в голову: «Какой гад  это сделал?»  Кто-то явно  не успел добежать до туалета.   Уже достаточно рассвело, беглый осмотр помещения «вещьдоков» не обнаружил.  Обоняние привело меня к столику, под которым мы сложили наши сумки. В одной из них стояли  две банки с чимчей. От жары и качки в капусте начались  таинственные процессы брожения, в результате полиэтиленовые крышки сорвало и содержимое расплескалось по окружающему пейзажу.  Мы предприняли героические усилия для наведения порядка, вымыли банки, сумку, выкинули все, что можно было выкинуть. Ничего не помогло.  Стойкий  запах… чимчи стоял в каюте  до самого Шикотана.

На душе всегда становится легче, когда выясняется, что не ты один куда-то вступил.  Вместе с нами ехала группа школьников, возвращавшихся из турпохода по Сахалину. Они размещались в двух соседних каютах, окна которых выходили на  прогулочную палубу. В одной из кают произошла утечка этой самой чимчи. Традиционно ее продают в банках емкостью 0,8 литра от болгарских консервов. Наши полиэтиленовые крышки с них легко соскакивают.  Ребята решили, что это козни соседей и забросили им в окно несколько ароматных капустных листьев.  Адекватный и решительный ответ последовал незамедлительно. Деткам жить было проще, у них окна открывались. Но публика, проходившая мимо, почему-то все время оглядывалась и ускоряла шаг.

Справедливости ради нужно сказать, что корейская чимча (правильно – кимчи, но так ее никто не называет)  имеет отличный вкус и обладает целебными свойствами, особенно для мужчин.  И вообще, когда имеешь дело с экзотической кухней, нужно помнить замечательную мысль африканских пигмеев, живущих в тропическом лесу Итури. Когда им удается убить слона, они созывают жителей окрестных деревень. На это уходит время, туша начинает припахивать. Однако они с радостью едят слонятину, заявляя дилетантам, что едят мясо, а не его запах.
 
Самые желанные звуки для морского путешественника – это:  «Боцмана – на бак!». Бак, как известно, не только емкость для бражки или бензина, а еще и  носовая часть корабля, где  стоят лебедки для спуска якорей. Команда подается  исключительно при остановке судна и чаще всего на рейде портопункта. Именно поэтому на последнем переходе все пассажиры вслушиваются в хрипение спикера с неослабевающим интересом.  Наконец, раздается грохот якорной цепи, замолкает главный двигатель, теплоход по инерции проходит еще сотню метров и останавливается. Ветер и течение разворачивают его на якоре, качка уменьшается, а неведомая сила собирает пассажиров возле выхода на трап.  Слышится предсмертный  визг покрышек,  это швартуется пассажирский плашкоут.  Старые покрышки висят на цепях вокруг его бортов, и нет уху путешественника приятнее этого пронзительного скрипа. Ты вернулся, ты почти дома! А что может быть дороже для усталого путника, чем долгожданное окончание   слегка затянувшейся  поездки?

                *    *    *

  Сна нет. Давно стемнело, за открытым окном невероятная тишина, ни машин, ни людей. Где-то далеко изредка лает собака.  На низких облаках периодически пробегает светлая полоса. Это на мысе Край Света вращается прожектор маяка. Еще одна полоска света под дверью на кухню. Жена тоже не спит, просматривает журналы, пришедшие за лето. На острове второй час ночи, а мы  живем по московскому времени. Утешает опыт, адаптация с Запада на Восток проходит проще, через день-два все образуется. Пока же сна ни в одном глазу.

Хорошо, что в запасе у меня еще два отпускных месяца. Начинается ход горбуши. Надо отремонтировать сетку, проверить латки на резиновой лодке. Пока можно сходить на пирс половить корюшку. Давно хочется свежей морской рыбы. Обязательно выберемся в лес – уже появились темные лесные опята, а в бамбуках – подберезовики. И еще поспела  красная смородина, целые заросли которой буйствуют по всем  распадкам. Если добавить огород, на котором что-то все равно выросло, скучать не придется.    С этой светлой мыслью я заснул.

Утром пошел к Толе договариваться насчет пробного похода на горбушу. У конторы  много народу, остановился пожать руки коллегам.  Не заметил, как подошел шеф: «О, вы приехали, замечательно! Надеюсь, отдохнули хорошо? Я так и думал. Полагаю, вам уже хватит отдыхать. Накопилось много дел, так что завтра выходите на работу, приказ  о компенсации я подготовлю».
 
И ведь так всегда, а я только-только отдыхать собрался.


Бич* - безработный моряк на берегу (морской сленг).
Плашкоут** - баржа
.


Рецензии