5. 12

Последний день, последний штрих. Звучит печально. Еще один день уходит в никуда. А сколько надежд было. Потеряна еще одна возможность. Мне хотелось бы учиться до самой смерти, но я понимаю, что это никто не разрешит.
Я помню первый неприятный факт, показавший, что я устарела. Дача у нас далеко от железной дороги. Деревенские автобусы почти не ходят. Часто приходилось останавливать попутки. И вдруг, я почувствовала, что машины проходят мимо. Вроде бы нормально одета. Я, правда, в то время поседевшие волосы не подкрашивала. Это было начало перестройки. Грянули тяжкие времена. Особенно они коснулись стариков. Деньги менялись постоянно, но не пенсии. Они стали катастрофически умаляться в сравнении с зарплатами. Я в тот период не была пенсионеркой, просто рано поседела. Но издали мои пегие волосы пугали сидевших за рулем. В это время на всех стариках поставили клеймо: «нищий». И безнадежно было махать рукой  на обочине. А если какой-то сердобольный мужичок сажал в машину, то уж деньги брать категорически отказывался. Вот такое отношение к старикам, как к прокаженным. Пришлось покрасить волосы.
Сколько еще терпеть? Хамовато покровительственное обращение людей недалеких. Даже почти бездомные строители шабашники из сопредельной Украины, увидав, что я просто старуха, стараются прижать к ногтю. Мол, мы-то на рубль дороже. И пытаются обмануть и обворовать.
А в сельском магазине. Я имею в виду - на даче. Я как-то заметила, что тетки торговки, сами как будто женщины, стараются обслужить паршивеньких пьяненьких мужичков раньше старух. Мы говорим культура, культура, а ведь сельская культура совсем другая, для нас неприемлемая.
Помню, студенткой была на практике на стройке. Крестьянки, приехавшие в Москву и работавшие разнорабочими, чтобы получить какое-нибудь жилье, с показным шиком тасками тяжелые мешки и разухабисто ругались матом. Это было в то же время, когда еще встречались мужчины, целовавшие при встрече руку. В слово культура каждый вкладывает свой смысл. Такое отношение к женщине наследие деревенской культуры? Деревень не осталось, а деревенская культура пустила корни на диковатых окраинах. Простота тоже хороша в меру. Я не выживу, если попаду в эту среду.
У меня нет оснований недолюбливать крестьян. Наоборот, я считаю, они пострадали больше всех в двадцатом веке. Даже самоназвание «крестьяне» соответствует древнему «христиане». Уверена, что несчастья, обрушившиеся в конце жизни на отца – это следствие ошибок молодости, когда он принимал участие в раскулачивании. Он рассказывал об этом редко и с сокрушением.
И все-таки мы – другие. Наверное, надо смиряться, но отойти в сторону.
Меня тошнит от подобострастных завываний нашей прессы в сторону запада. Но в отношении к женщинам европейцы мне понятней. Кстати и никакой русофобии ни в Америке, ни в Англии я не заметила. Да и дочь Сашка уже живет там тринадцать лет, а на такие вещи не жаловалась. Муж англичанин, с ним она говорит по-английски. Но с детьми всегда говорит по-русски, чтобы они не забыли родной язык. Как-то шедшие за ними девочки старшеклассницы, услышав незнакомый язык, обозвали их грязными поляками. Этот случай очень возмутил Сашку. Она засняла девочек на мобильник и поместила в интернет. Это, конечно, говорит о низкой культуре, но не о русофобии.


Рецензии