Рыбка в аквариуме

 В 1996 году, когда мне было шестнадцать, я работал волонтером в тюрьме Килброуд. Делал ремонт в тюремной библиотеке, ухаживал за больными в госпитале, красил заборы и инвентарь на спортивной площадке. Тюрьма располагалась в штате Техас. Сейчас её закрыли и такого названия наверняка уже не найти ни в одном телефонном справочнике.
Помню, я много думал о том, что давать тюрьмам название это очень глупо: какая разница, в какой тюрьме сидеть - с именем или без - но кто-то назвал её Киллброуд, а почему именно так, бог знает.

 По данным статистики за тот год в Киллброуде прошло одиннадцать казней. Казни проходили вечером или ночью. Такой порядок. Частенько я представлял, как души казненных летят над тюремными крышами, или, зависая напротив окон, смотрят на живых черными глазами. Мы люди слишком схематично представляем процесс смерти, как те дети, что с помощью кукол имитируют секс.

 Как-то раз мы сидели во внутреннем дворе тюрьмы с одним заключенным и курили. Перед этим мы убирали двор от опавшей листвы. Стоял холодный октябрь, было свежо и так ясно, что хотелось дышать глубоко и жить. Странное и необычное ощущение для октября, которое сильно мне запомнилось.

- И что ты будешь делать, когда станешь взрослым?

 Его звали Рыбкой. Лицо у него было немного приплюснуто с боков, а глаза слегка навыкате. Вероятно, из-за внешности к нему прилепилось это смешное прозвище. А может в прошлом он был рыбаком, или принадлежал к коллекционерам аквариумных рыбок. В нем было много от рыбьего царства – молчаливый, с вечно не выспавшимся лицом и выпученными красноватыми глазами.

Когда он задал свой вопрос, в его голосе скользнула ироничная нотка.
- Не знаю. В космос хочу слетать. – ответил я, запрокинув голову к небу.
Сумрачно-синий занавес небосклона понемногу зажигал звезды. Одну за другой. Небо казалось глубоким, как огромный колодец.

- А куда?
Рыбка вслед за мной задрал голову и от восторга или удивления открыл рот. Сигарета повисла у него на губе, а потом упала на джинсы, разбрызгивая сноп искр. Он суетливо принялся ловить окурок и стряхивать злобные огоньки. Запахло жженой материей.

- Ну, вот, можно было бы на Марс рвануть или, например, на Сатурн. Чем не планета!? Плутон опять же, или Рабин. - ответил я, с улыбкой наблюдая за собеседником.

В ответ Рыбка заржал и тут же закашлялся.
- Нет такой планеты. – сказал он.
Как будто знал наверняка. А ведь бесконечность штука непостижимая и хитрая. В ней никак нельзя быть в чем-то уверенным на сто процентов.

- Этого, брат, никто не знает. – ответил я и постарался улыбнуться ему как можно дружелюбнее, чтобы парень почувствовал, что я не просто над ним насмехаюсь, а хочу, чтобы и он понял насколько многолика вселенная.

- Хочу открыть галерею художественной фотографии. – сказал я, переводя разговор на новую тему.
- И что, хорошо фотографируешь?

Этот вопрос всегда задавали. Я к этому привык, но поначалу было нелегко. Поначалу я всерьёз начинал размышлять о том смогу ли, получится ли, хватит ли таланта. Теперь обо всем этом вообще не думаю: не моя забота. Главное есть желание, а там уж Мир пускай подсуетится, подбросит мне парочку возможностей, а мне главное их не прозевать.

- Нет, отвратительно! – сказал я и послал Рыбке улыбку.
Выглядело это самодовольно, но он стерпел.

Он попросил ещё сигарету, а потом спросил, скоро ли у меня день рождения. Я ответил. Повисла пауза. Слышно было, как подрагивают сметенные в кучу листья. Тишина настигла нас неожиданно и как будто испугала. До сих пор не понимаю для чего ему понадобилась моя дата рождения.

Рыбка сидел за преднамеренное убийство. Что-то у него там вышло с другом, они поспорили, затеяли драку. Его знакомый неудачно упал и раскроил себе череп. Рыбка испугался и бросился в бега. На мексиканской границе его вычислили таможенники, вышла перестрелка. Рыбка ранил одного из служителей закона, за что и отсидел пятнадцать лет. Месяц назад комиссия по досрочному освобождению решила, что парень полностью искупил вину.

- Я вот все время думаю о том, что будет там. – он затянулся, пряча глаза за клубами дыма.
- Там, в смысле, на воле?
- Ага.
- Что тут думать: все будет так же как и здесь. Будут люди, будут вещи… ну и ещё что-нибудь будет. Ты думаешь, нет?

Пару минут он молчал. По глазам было видно, что размышляет.
- Последнее время как-то не особо верю, что там что-то есть.
Я удивленно кашлянул.
- Это как это!?
- Ну, ведь я не видел тамошний мир пятнадцать лет. Вначале никак не мог привыкнуть жить без него, а со временем всё изменилось и стало наоборот. И вот теперь пытаюсь себя убедить, что там гораздо лучше, чем здесь, но что-то внутри очень в этом сомневается.

Я по-дружески похлопал его по плечу.
- Да ладно тебе, все будет в порядке.
- Нет, не будет. – он сказал это тихо и уверенно. – Если бы все было так просто, я не задавал бы себе идиотских вопросов. Для меня там ничего нет, полный вакуум. Есть два способа вырваться из него. Либо вернуться сюда, либо отсюда не выходить.

Он ещё немного помолчал.

- Мать с отцом развелись, когда мне было четыре года. Поэтому я не помню такой штуки, как счастливая семейная жизнь. Их развод я пережил достаточно легко. Отец часто приезжал и дарил разные подарки. Каждый раз видя его, я ощущал чувство вины, не отпускающее его совесть. К тому моменту он уже обзавелся новой семьёй и новым сыном. Как-то, на мое день рождение, отец подарил аквариумную рыбку. Я был так мал, что не смог разобрать её ученое название и потому назвал просто Милтер. Мы проводили много времени вместе. Я читал Милтеру книги, составлял рядом с аквариумом домики из кубиков, показывал свои игрушки и фигурки супер-героев. Мы сблизились с ним, как с настоящим другом и единственное, что меня раздражало, так это постоянное наличие стеклянной перегородки аквариума в наших отношениях. Она не давала мне почувствовать истинную близость с другом. Не понимая, что подвергаю питомца тяжелому испытанию, я стал периодически вытаскивать Милтера из воды и таскать с собой, бережно держа в кулаке. Конечно, я всегда возвращал рыбку обратно, но, однажды, получилось так, что я забыл это сделать - мать позвала обедать, я решил, что проведу обед вместе с Милтером и сунул его в карман. Когда я вспомнил о друге, было уже поздно - Милтер задохнулся.

 Рыбка стиснул зубы, так что они выразительно скрипнули. Потом сплюнул.
- И дураку понятно, что у каждого свое место. Если бы Милтер мог и стал бы брать меня к себе в аквариум, для меня бы это кончилось ничуть не лучше. Но в тот момент я думал, что делаю для друга доброе дело: расширяю границы его мира, даю ему свободу. По факту, я просто его убивал - медленно и неумолимо.
- Не вижу смысла корить себя за дела ребенка. – усмехнулся я.
- Нет, смысл не в том, что я себя корю. Смысл в том, что каждый имеет свои рамки свободы, переходя которые, рискует погибнуть. У каждого есть своя свобода. Кто-то играет на гитаре, а кто-то поет. Один чинит машины, а другой лечит людей. Этот гениально рисует, а тот великолепно варит кашу. В общем у каждого есть что-то, что он может делать лучше всех.
- Ну, согласен, но почему ты сейчас об этом вспомнил? – спросил я.
- Мне кажется, единственное, что я умею делать очень хорошо, так это сидеть в этой тюрьме и это те рамки свободы, которые мне не следует переходить.

 Секунду я молчал, а потом возмущенно высморкался. Я определенно был против таких разговоров:
- Что может быть лучше, чем свобода? – спросил я его.
- Индивидуальная свобода. – ответил Рыбка.
- И что ты будешь делать?
- Пока не знаю, но кажется выходить отсюда мне никак нельзя. Смертельно опасно.

 Мы замолчали. Неловкая тишина, ведь один сказал правду, а другой не смог быть честным в ответ.
- Если быть откровенным, - начал я, -  в чем-то понимаю тебя. Действительно, возвращаться тяжело. Видно человек привыкает к вещам настолько, что отрываться от них, все равно, что отправляться в открытый космос. Но, пойми, свобода дороже…

 Мы снова закурили. Вечерние сумерки густели. Размазанная по воздуху синева растекалась по двору, постепенно заполняя уголки, где секунду назад ещё теплился отблеск солнца.

- А я в детстве тоже мечтал стать астронавтом. Очень мне нравилась эта идея. Особенно, когда представлял, как буду смотреть на землю из иллюминатора. – сказал Рыбка. – Я тебе все-таки рекомендую задуматься о своей свободе. Задуматься и найти её, потому что это, на мой взгляд, самое важное, что есть в жизни.

 Покряхтывая, Рыбка поднялся. Затушил сигарету и медленно двинулся к корпусу. Я подумал, что мечтать о космосе нормальная человеческая привычка, только почему-то с возрастом мы окончательно отказываем себе в полете. Но я уверен, что он возможен.

 Через неделю, ровно за день до освобождения, Рыбка повесился. Удавился на куске простыни, не написав никакого последнего письма. Страх перед неизвестностью выбил из него остатки разума и жизнелюбия. Событие вызвало всеобщий ажиотаж. Охранникам понадобилось несколько минут, чтобы разогнать любопытствующих. 

 Я отработал ещё несколько недель, а потом уволился. Во многом причиной тому была смерть Рыбки. Я считал его поступок малодушным. 

 Гораздо позже я понял, что такого рода страх является порождением преград. Когда кто-то привыкает жить в навязанных рамках, он перестает воспринимать мир за ними. Выйти за рамки означает для человека выйти в открытый космос. Не будучи одетым в скафандр и подготовленным на полную катушку, сделать это довольно сложно.


Рецензии
Немного напомнило фрагмент из "Побег из Шоушенка", там тоже один из главных героев, освободившись из тюрьмы, понимает, что здесь, на свободе он никому не нужен и решает повеситься, но не повесился... Люблю такие тексты, кратко, поятно, грустно, но понимаешь, что пора покидать свой собственный, пусть и уютный аквариум, и выбрасываться не на обманчиво приветливый берег, а плыть против течения в настоящем, полном жизни океане. Язык хороший. Спасибо!

Александра Сорокина   16.08.2012 23:20     Заявить о нарушении
Добрый день. Хоть и с опозданием на месяц, но все же прочитал ваш отзыв и крайне ему рад. Спасибо. Эпизод из "Шоушенка" - действительно стал прообразом и, когда писал этот рассказ, во многом переносился в ту реальность. Еще раз спасибо.

Павел Родимов   24.09.2012 07:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.