Музыкальная педагогика

Музыкальная  педагогика      

Правила  для  начинающих  преподавателей  класса  фортепиано

1.Чтобы  научить  ученика  игре  на  фортепиано,  нужно  найти,   во-первых,  ученика   и,  во-вторых,  пианино.
2.У  ученика  должны  быть руки  с  пальцами…(«Выучить  пальцы!!!»)
…Остальное  -  слух,  ритм,  память и  пр. – приложится  позже. Или  никогда. Но  без  рук  с  пальцами  не  обойтись…
3.Для  того,  чтобы  ученик  понял,  что  делают  с  инструментом,  его (ученика)  надо  сперва  усадить  на  стул,  затем  поднять  крышку (инструмента)  и  показать  клавиатуру  (ученику).
Ученик   должен  запомнить  главное: пальцами  рук (именно,  рук!) нажимают  на  клавиши,  и  это называется  «извлечь  звук».
4.Пусть  Вас  не  смущает  качество  того,  что  «извлёк»  ученик, и  как  мало  это  похоже  на  музыкальный  звук;  извлёк  что-то  -  молодец! Держи,  это  твоё. На  радость  родителям и,  главное, соседям. Не  стесняйся! Для  соседей  можно  извлечь  что-то  погромче,  -  не  следует  разочаровывать  публику!
5.  Многие  ученики  бывают  озадачены  тем  обстоятельством,  что  можно  извлекать  звук  не  одним  только  пальцем,  а  всеми  (  их  пять  )  -  одной  руки,  а  чтобы  двумя  руками  одновременно?..  Ну,  будет  чем  заняться  в  течение долгих  лет  учёбы…  впрочем,   многие останутся   столь  же  озадаченными,  как  и  на  первом  уроке (  это  -  их  право ).
6. Ученик  должен  запомнить,  что  «композитор»  -  это  тот,  кто  написал  «всю  эту  пальцеломку»,  а   «исполнитель» - кто,  в  свою  очередь,  «так  обезобразил  шедевр,  надо  же!» И  что  если  композитором  надо  родиться, то  исполнителем  можно  и  стать.  То  есть,  придётся.  Под  неусыпным  оком  контроля…
7. Преподаватель  должен  вбить  себе  аксиому:
«НЕСПОСОБНЫХ  ДЕТЕЙ  НЕ  БЫВАЕТ!  Все  дети…  гениальны, это  преподаватели - …»
8.И  последнее,  что  надо  уяснить  ученику:
Музыка -   не  единственное,  чем  наказали  тебя  родители,  но…ТЕПЕРЬ  ВСЁ  В  ТВОИХ   РУКАХ!

11.11.11.


Рецензии
Больше всего понравились первые два пункта-)))

А если серьезно: как удается играть ДВУМЯ руками, при том что они несинхронно двигаются? То что у некоторых это получается, факт, сам видел-))) Но как этому научить?

Константин Сергеевъ   12.02.2013 15:55     Заявить о нарушении
Ноги, между прочим, тоже могут
разные кренделя...)))

Учёба начинается с игры одним пальцем правой руки(средним),
затем осваиваются (на клавиатуре) другие, по мере необходимости.
Что касается игры двумя руками одновременно, то, как Вы понимаете,
они могут двигаться параллельно(в гаммах, например), попеременно,
одновременно полифонически, - т.е. параллельно пропевая голоса, -
либо гомофонно, т.е. "мелодия + аккомпанемент", аккордовыми параллельными пластами и пр. Так вот, слух схватывает либо срез по вертикали, либо пятно, ему помогают глаза - потом они не особенно нужны, пальцы сами запоминают...Вот, как-то так,
комплексно... Да, ведь руки читают текст в разных двух ключах,
тоже неприятность.
Где-то я читала о том, что музыкальный текст самый сложный язык для читки из всех языков мира, включая искусственные,
а музыканты самый интеллектуально развитой народ, причём пианисты
на первом месте(и те, кто в большей степени работает пальцами),
на последнем, соответственно, вокалисты))).

Но как этому научить - главный ( и единственный) вопрос музыкальной педагогики))).

Пектораль   12.02.2013 19:37   Заявить о нарушении
Спасибо,
а теперь расходящуюся
(гамму До мажор))) -
спасибо,

Пектораль   12.02.2013 19:40   Заявить о нарушении
Расходящуюся - запросто одинаковые пальцы одновременно что-то нажимают-))))) А вот если разными, да еще в разном темпе, то бррррррр.___(((((

Разные ключи - это ужас!!! Только привыкнешь, что кружок под нижней линейкой это такая беленькая клавиша между двух уединенных черненьких....

Да еще следует добавить, видимо 2-А, что помимо ученика с руками и пальцами нужно иметь НАСТРОЕННЫЙ инструмент-))) Или для профессионала ненастренный, это просто куча металлолома, с педально-клавишным механизмом, обшитая деревом?-))) Поэтому если "инструмент", то обязательно настроен?

Константин Сергеевъ   12.02.2013 19:59   Заявить о нарушении
Совсем даже не обязательно!(((

Однажды, накануне Нового года, я вошла в свой класс, разделась и отправилась в учительскую причёсываться пред большим трюмо, заодно и полюбоваться на себя хорошую( после уроков в зеркало лучше не смотреться).
Вдруг слышу шум какой-то... "Лара, а что это у тебя пар из класса?" - Ага, иду полюбопытствовать. Прямо над моим столом с потолка ливень по всей длине потолочной плиты, градусом близко к кипяточку... эдак минут двадцать.
Тащили мы с духовиком пианино "Отрада" в коридор, стояло оно там при температуре около нуля (тогда ещё плохо топили) что-то недели две, я скомандовала втащить обратно: в классах с другой стороны коридора отопление не работало, полы били током, лампочки не горели систематически... Во время весенних каникул мой класс (большой групповой, рядом с директорской, в нём проходили педсоветы) внепланово отремонтировали, а до того я просто переставила столы и пианино в другую сторону, отодвинув от места потопа.
После потопа краска на полах взбугрилась, со стен свисали обои - красота! Это в кабинете юриста надо мной взорвалась батарея отопления тогда... Так вот, с пианино после этого происшествия стали твориться невероятные вещи: некоторые клавиши проваливались, другие задирались и не вправлялись на место, не добивали до струн или били сразу несколько, и звучал, соответственно, грязный "букет"; левая ножка отъезжала от корпуса; вся клавиатура отделялась, подобно вставной челюсти, от вертикальной деки...
Настройщик, вызванный издалека, повозился и пропал навсегда, а настройщик-любитель Вася, рекомендованный мною директору как водитель и мастер на все руки, стал поглядывать на меня недвусмысленно... Словом, расстроенный инструмент значительно разнообразит налаженную педагогическую практику. Он становится центром внимания на уроке, неожиданным подарком для детей и источником новых впечатлений для преподавателя. Если раньше я говорила:"А сейчас мы споём "ля", то теперь надо было сперва проверить, а что сегодня у нас на месте "ля"))).

Строй - это самое важное в инструменте, это правда. Однажды у знакомой я стала играть что-то из ХТК, вдруг слышу, что это звучит терцией ниже.. ? - да, так настроили, потому что иначе расползается. Ей-то какая разница, а у меня абсолютный слух,
я не могу видеть одно, а слышать другое: пришлось транспонировать
терцией выше по клавиатуре, чтобы звучало то, что должно звучать.
Есть трудности настройки инструментов, которые участвуют в ансамбле.
Что уж говорить об оркестре!
Мало того что не строят вместе, так ещё и мажут мимо - вот где настоящее удовольствие!
Я обожаю оркестр!)))


Пектораль   12.02.2013 20:31   Заявить о нарушении
)))
Вы подстрекаете меня писать прозой: это замечательно.
вот найти бы ещё время!

Пектораль   12.02.2013 20:40   Заявить о нарушении
Вот-вот все зло от юристов, социологов, психологов и экономистов))))-"Это в кабинете юриста надо мной взорвалась батарея"
А что правда, УСЛЫШАТЬ можно расхождение в разных тональностях (даже не по абсолютной высоте, а в интервалах) и что простое транспонирование не всегда спасает, даже если нот не видишь - ( вроде как до - диез и ре бемоль вообще говоря не одно и то же, только на рояле, формально; конечно Бах не зря с ХТК старался, но все же...)

Константин Сергеевъ   12.02.2013 20:44   Заявить о нарушении
Я непременно Вам отвечу, но чуть попозже, иначе до кухни сегодня не доберусь:
из-за Вас я только что написала огрызок прозы и даже выложила!
Наверное, людям это скучно))).
Как только сварю суп, вернусь к допросу*).

Пектораль   12.02.2013 21:45   Заявить о нарушении
Моим тоже уроки надо доделать.... Без меня никак-))))

Константин Сергеевъ   12.02.2013 22:01   Заявить о нарушении
Дело в том, что октава - изменение частоты в два раза (иначе биение, не в унисон- не целое число волн_))) ) ЛЯ- 440гц -первая 880гц (вторая?)и 220гц (малая?) названия октав не помню))))
Разница в частотах НЕ делится на 12(число полутонов в октаве на пианино) но делится на 2 и 4. Те если 3 тона отсчитывать не с ЛЯ , то получится другое...

На бытовом уровне если играть только на черных - получается китайская музыка-)))

Так вот вопрос если нечто "транспонировать" , то только ли по абсолютной высоте узнать это можно (что транспонировано), или по интервалам тоже?
Одно ли звучание в разных тональностях (кроме, естественно, абс высоты)?

Вопрос совершенно может и дурацкий, но для меня, "наступленного медведем", интересен весьма-)))

Константин Сергеевъ   12.02.2013 23:32   Заявить о нарушении
Ага, тогда и ответ в том же ключе.)))

Если мы говорим о положении тона на звуковысотной шкале, то ему(тону) абсолютно всё равно, как его зовут, он может быть бемолем или диезом в отношении соседа-чистого тона(этажом выше-ниже живущего), но его высота самодостаточна по отношению к самому себе - своему положению...

Восприятие тональности часто происходит от закреплённых сознанием
образов и состояний из каких-то конкретных произведений, и тогда восприятие переносится на тональность(хотите, назовите обобщением или конкретизацией, здесь это всё равно)... Психология восприятия разговор отдельный.Что же касается Баха, Вы знаете, что в его время не было универсального клавира, разные инструменты имели свой круг тональностей... он был инженер-изобретатель, спасибо ему за клавир.
То, что его ми бемоль минорная прелюдия звучит так пронзительно, а соль минорная элегически, его творческий произвол, который он мне внушил...Это, опять-таки, из области эстетики.
Потом, тональность, опять-таки, только положение на звуковысотной шкале ( как дом пустой).
В первую очередь, роль играет регистр и тембр (играйте на тубе или свистульке в любой тональности - ухо режет), их комфортность
для восприятия - вами.
Мне, это уже потом, по мере владения инструментом анализа,
важно наполнение тематическое, методы работы с материалом, вся наша теоретическая кухня ("как оно сделано"), и когда я работаю - слухом - я не отвлекаюсь на гедонизм, а Вы только этим и заняты.
Вы наслаждаетесь, сколько можете - внешними факторами. Музыка единственное из искусств, действующее немедленно на органы чувств,
она коммуникативнее всех прочих. За что отдельное спасибо ей))).
Если мы станем говорить о том, какие частоты действуют на психику и каким именно образом, мы ничего не достигнем.
Интонация - это не топором по голове(частота), а чувственная и смысловая информация, даже если это один-единственный звук( капля молоточкового рояля, смычком скрипки, длинный трубы, щипок струны арфы и т.д.), она неизбежно вызывает ассоциативный ряд...

Пектораль   13.02.2013 00:05   Заявить о нарушении
Нет, я о другом...
Как это сложно объяснить...(((

Мой вопрос проще, не об эстетике.
Чисто интервальное "соответствие тональностей" - на абсолютный слух? Бах молодец, но привел ли он к .. см выше? Вроде да. Но только ли потому, что диез и бемоль соседних нот неразличимы на РОЯЛЕ, вроде скрипачи, виолончелисты, тромбонисты и др (кто САМ регулирует высоту звука, не тембр(!)- на той же гитаре одно и то же на разных струнах по разному звучит, хоть высота и одна) их различают(?)

В общем, я еще подумаю, о том что собственно мне интересно узнать-))
Спасибо за терпение-) Трудно говорить с дилетантом....

Константин Сергеевъ   13.02.2013 00:27   Заявить о нарушении
Я поняла, о чём Вы: на разных ладах одни и те же звуки разъезжаются, и на рояле октава может быть и шире, и Уже октавы. На рояле я стукну по клавише, и всё, звук не изменится, а струнники могут чуть промазать.
Ванька у меня абсолютник, иначе он бы не играл на тромбоне:
он в процессе игры сам находит звуки, как будто он с ним родился...
Ладно, пока,
возможно, это я вопрос Ваш не поймала...
Я ведь абсолютник не очень, вот К.Сараджев в одном звуке слышал свыше ста разных тональностей(бедный человек!))).

Пектораль   13.02.2013 00:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.