Слово и дело Юрия Косаговского
Юрий Косаговский мальчиком прожил несколько лет в Китае. И это, я думаю, здорово помогло ему «не потеряться» в идеологически выдержанной атмосфере советского времени. То, как жил в советское время Юрий Косаговский, я бы назвал «методом героического эскапизма». Во время, когда существовала очень жёсткая профессиональная линия на социалистический реализм, на воспевание родной коммунистической партии, Юрий сумел по-китайски, хитро, никого не задевая, от всего этого уйти. Уйти, чтобы найти самого себя. Единожды изобретя в живописи рондизм, он, видимо, посчитал, что второй рондизм – это уже будет скучно, и легко ушёл в другие виды творчества, впрочем, не прекращая живописать.
ДЕМИУРГ, КОТОРЫЙ ВСЁ ВРЕМЯ УЧИТСЯ
Другие виды творчества – это словно разные «иностранные» языки для художника. «Сколько ты знаешь иностранных языков, столько раз ты – человек». Замечательно, что родители Юрия генетически заложили в нём этот неиссякаемый интерес к различным видам творческой деятельности! И Юрий пошёл по этому пути – пути демиурга. Я не буду обсуждать здесь, насколько далеко он продвинулся в каждом из своих занятий, насколько сбылось то, чего хотелось достичь. Но размах, разброс этих пристальных интересов дал нам феномен, который я бы осмелился назвать «Ломоносовым нашего времени». Творчество Юрия Косаговского самим существованием своим попирает идею узкой профессиональной специализации. Даже у Леонардо да Винчи не было настолько широкого спектра интересов. И эта широта, помноженная на большую душу и высокий духовный уровень, неизбежно должна была принести плоды. Существуют виды искусства, творческой деятельности человека, изначально направленные на то, чтобы из многих-многих кусочков слепить единую мозаику. Например, такие, как режиссура кино или эстетика. Юрий неоднократно обращался в поисках абсолюта и к режиссуре, и к лекциям по эстетике. В самом деле, что ещё может дать человеку ощущение синтеза многих знаний и умений? И я думаю, что эстетика Юрия Косаговского необычайно широка и глубока, благодаря постоянным занятиям литературой, музыкой, живописью. Как и его незаурядные кинофильмы.
Ещё одна исключительная заслуга Юрия заключается в том, что он напрочь стёр грань между хобби и призванием. У него трудно понять, где кончается хобби и начинается призвание. И это замечательно! Писатель и критик Юрий Нечипоренко назвал это свойство Юрия «радикальным дилетантизмом» (http://www.hrono.ru/text/ru/kosag0205.html). И с этим трудно не согласиться. Там, где для большинства людей движение вправо или влево сродни маленькому подвигу, для Юрия это всего лишь широко реализованное любопытство, изначально присущее человеку. Способность мыслить нетривиально, сквозящая в каждом душевном движении Юрия Косаговского, развилась в нём, со временем, из внутренней оппозиции всякому принуждению со стороны. Эта способность и есть, в его понимании, поэзия. В самом широком смысле слова.
Свидетельство о публикации №212030601012